Айса

Поле, свежий ветер.  Где-то шелохнется трава, упадет на землю пушинка, солнце ослепит глаза. И все это кажется таким блаженством. Вот бежит она: развивается шерсть по ветру, высунут длинный розовый язык, огромные глаза и радостная улыбка. Вы когда-нибудь замечали, как улыбаются собаки? Они это делают по-особому.  Я всегда любил собак. Любая собака вызывает у меня желание погладить ее, приласкать. Они же такие красивые.  Но самая красивая среди них – моя Айса. У нее черно-белый окрас и большие желтые глаза. И вот она бежит… Я приседаю и расставляю пошире руки, чтобы обнять ее. Айса, моя любимая Айса…
     Однажды на мой двенадцатый день рождения мне привезли в подарок маленькое чудо. Оно ели-ели умело ходить. Помню, как эти маленькие дрожащие лапки ходили по моей комнате. Взглянув в эти чистые глаза, я сразу понял, что щенка нужно назвать светлым именем – Айса… В первый день Айса быстро умаялась и уснула в приготовленной для нее коробочке. Я долго смотрел на этот маленький пушистый комочек, на его розовое пузико и малюсенькие лапы. Это радость – иметь щеночка. Когда он вырастит, он обязательно будет тебе настоящим другом, как никто другой.
      Тогда у меня настали дни «родительства».  Я вставал ночью, чтобы выгулять Айсу. Она еще так жалобно скулила, не могла выпрыгнуть из коробки. Вскоре Айса научилась прыгать.  Она уже спокойно прыгала на мою кровать . Да, я сразу приметил, что Айса очень шустрая. Ей всегда все было любопытно. Она часами могла просидеть рядом со спящим котом, чтобы понаблюдать за его реакцией. Иногда она даже на него нападала. Но это было так, по-детски и играючи.  В остальном Айса всегда была примерной. Она быстро изучила команды «сидеть», «лежать», «дай лапу» и «голос». Я всегда поражался ей. Как такое маленькое создание может что-нибудь повторить, запомнить, понять. С самого рождения она была очень умной собакой.
       С возраста два месяца мы стали возить ее купаться. Маленькая она очень смешно плавала. Однажды, плавая в неглубоком месте, я запнулся и нырнул. Когда я вынырнул, рядом со мной была маленькая Айса, которая всем своим видом была готова мне помочь. Она скулила от того, что не могла так долго плавать. И я быстрее взял ее к себе на руки. До сих пор помню, как она тогда в меня вцепилась. Конечно, она маленький щенок, а проплыла такое большое расстояние.
       Папа тоже сильно полюбил Айсу. Втроем мы часто играли в нашем саду в мячик. Айса была очень резвой. Нам с папой никогда не удавалось угнаться за ней. А играть и бегать Айса очень любила. Вот именно тогда мы вдвоем стали ходить с ней на поле. Поле для нас было самым любимым местом. Вы только представьте: деревья, сеновалы, зеленая трава, а ты бежишь, тебя обгоняет твоя собака, оборачивается и улыбается тебе. В первый день мы с Айсой побежали на сеновал, хотя залезать на него явно не разрешалось. Шустрая Айса сразу оказалась на верхних стогах сена, пока я пытался залезть на нижние. Когда я залез на верхние, Айса просто сидела и куда-то смотрела. Я сел рядом с ней. И что было удивительно для меня, ее взгляд был устремлен на запад, где небо было малиновым, солнце садилось, деревья развивались по ветру. Тогда я понял, что моя Айса – романтик. Никогда не смейте называть собак глупыми существами. Во многом собаки лучше нас самих.
       И так раза четыре в неделю мы стали гулять по полю вместе с Айсой. Мы бегали, играли, залезали на сеновалы. А иногда и просто сидели, наблюдая  за природой. А вы знаете, как собаки обнимаются? Когда я ложился на траву, Айса сразу начинала кусать меня за волосы, я поднимался, Айса ставила свои лапы мне на плечи, а свою мордочку ложила ко мне на голову.  Вот так собаки обнимаются. Она часто лизала мои руки, лицо, глаза. Я всегда знал, что мамы-собаки вылизывают своих детенышей. Так и людей. Возможно, это своеобразное проявление любви. Я тоже очень сильно любил Айсу…
       Шло время, Айса подрастала, становилась большой сильной красивой собакой. У нее был маленький рыжий треугольничек на животике. С возрастом он становился все больше и больше. Внешне Айса стала походить на волка, такая же северная красавица. Иногда я не мог оторвать от нее глаз. Какое существо может быть красивее собаки? Мордочка, лапы, хвост колечком, глаза. Взгляните в собачьи глаза! Таких преданных и умных глаз вы никогда не встретите.
        За год я уже сильно привязался к Айсе, и она ко мне. Я ходил с ней вместе в магазин, привязывал ее у входа. Самое чудесное в жизни – это видеть радостные глаза собаки и счастливое виляние хвостом. Выходя из магазина, я всегда видел такую картину.
        Я брал ее везде с собой. Правда, Айса была пуглива. Она часто боялась прохожих людей, прижималась к моей ноге и смотрела на меня большущими испуганными глазами. Я гладил и успокаивал ее. Иногда я возвращался домой, мне не хотелось никуда идти без Айсы. Я понял, что она мой настоящий друг, самый лучший на свете. Иногда расскажешь ей что-нибудь, а она посмотрит на тебя понимающими глазами. А скажешь: «Я люблю тебя, Айса», она сразу начнет лизать мое лицо.  Я всегда ей твердил, что она самая лучшая на свете, что такого друга, как она, мне больше никогда не найти… Я любил ее… любил всем сердцем!
       И вот, это случилось где-то год назад. Мы пошли привычно с Айсой на поле. Там мы как всегда резвились, играли, бегали. В этот день нам было весело, не смотря на грустную осеннюю дождливую погоду. Айса всегда любила играть с пасущими коровами. Надоев одной из этих коров, Айса устремилась прочь от них. Одна непривязанная корова бежала прямо за Айсой. Айса выбежала на дорогу. Я крикнул ей: «Айса! Айса!». Она обернулась и посмотрела на меня. Сколько эмоций было в этом взгляде. Но заметив, что корова все еще бежит, Айса побежала по дороге. Я побежал за ней, я кричал ей, кричал. Айса была очень напугана… она не могла остановиться…  Когда я  не смог больше бежать, я смотрел ей вслед. Корову уже давным-давно отозвала хозяйка. И вот… машина, машина ехала с большой скоростью… Я кричал: «Айса! Айса! Айса!» Она, наверняка, не слышала, она бежала вперед. Бежала вперед…  Машина сбила Айсу… Я ничего не понял, я ничего не смог сказать… Я побежал, что есть мочи к моей… моей Айсе! Я бежал очень быстро, нет, я не соображал, что делаю. Прибежав, я увидел лежащую Айсу… она ели-ели дышала, кашляла… ее большие желтые глаза смотрели на меня… Я взял ее лапу, я гладил ее, я говорил, что все будет хорошо… я гладил ее по голове… а она смотрела на меня… я навсегда запомню этот взгляд… в нем было столько доброты! Глаза постепенно закрывались, она лизала мне руку… она, она… Айса умирала… Айса… закрывала глаза… И вот, глаза закрылись, нервное дыхание прекратилась… я крепко обнял ее, я не отпускал ее. Я кричал: «Айса!» Нет! Я не верил во все это! Я взял ее на руки и понес ее домой. Я рыдал! Рыдал! И больше… больше я ничего не помнил… ничего…
 
     С тех пор прошел год … Айса была всем для меня. Моей радостью, моим счастью, моим утешением, мои самым лучшим другом… С тех пор я гуляю по полю один. Иногда кажется, что вот-вот из поворота выбежит Айса! Я опять присяду, расставлю широко руки и обниму ее! Я скажу ей, что мы всегда будем вместе. Я буду гладить ее, обнимать… А она меня по-прежнему радостно лизать. Тогда мы побежим вместе с ней по полю, залезем на сеновал, будем долго смотреть на заходящее солнце. Айса опять глубоко вздохнет и прижмется ко мне…
     В моем сердце навсегда остался этот последний добрый взгляд… Я всегда буду любить мою Айсу… Всегда…
      
      


Рецензии