Беседы с мудрецами Томас Фуллер

  Сегодня собеседником нашего медиума стал дух английского литератора, автора сборника изречений «Гномология», Томаса Фуллера (1654 - 1734).

Вот запись их беседы:

М. – Уважаемый сэр, во все времена люди стремятся к счастью, но немногие умеют его достичь. Как Вы думаете, что надо для счастья?

 Т.Ф. – Если хочешь жить счастливо, поменьше думай о жизни.

М. – То есть Вы советуете не размышлять, а жить как придется, полагаясь на милость господина-случая?

 Т.Ф. – Тот, кто все оставляет на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею.

М. – Однако, в этой лотерее может повезти. Например, возможно обрести любовь на всю жизнь.

 Т.Ф. – Где много любви, там много ошибок.

М. – Но почему?

 Т.Ф. – Влюбленные жалуются на сердце, но не в порядке у них с головой.

М. – В этот период люди совершают опрометчивые поступки, вступая в брак. Иногда потом об этом сожалеют. Ваш рецепт счастливого брака?

 Т.Ф. – Держи глаза пошире до свадьбы и зажмуривай после.

М. – Разумно. А что Вы думаете о браке по расчету?

 Т.Ф. – Там, где брак без любви, будет любовь без брака.

М. –  Потому что  сердце всегда стремится к любви. Но бывает, что со временем любовь уходит?

 Т.Ф. – Величайшая ненависть рождается из величайшей любви.

М. – Да, так бывает: брошенный любовник становится врагом. Но есть ли смысл злиться в безнадежной ситуации – не лучше ли оставить все как есть?

 Т.Ф. – В двух случаях нет смысла злиться: когда дело еще можно поправить и когда дело уже нельзя поправить.

М – Это верно. Ведь злоба еще никому не приносила пользы.

 Т.Ф. – Злоба выпивает большую часть своего яда.

М. – Это было бы неплохо. Но жить рядом с недобрым человеком несладко.

 Т.Ф. – Дружба злого человека опаснее его ненависти.

М. – А есть ли способ избавиться от друга, который стал в тягость?

 Т.Ф. – Хочешь избавиться от друга – одолжи ему денег.

М. – Не может быть! Хочется думать, что тебя окружают честные люди.

 Т.Ф. – Каждый судит о честности других по своей собственной честности.

М. – Я уверен в честности близких, но, с другой стороны, в наше непростое время  всех нас столько обманывали, что уже не знаешь, кому можно верить.

 Т.Ф. – Честность – прекраснейшее украшение, но больно уж старомодное.

М. – Вы хотите сказать, что и в Ваше время господствовали бесчестность и несправедливость?

 Т.Ф. – Золотой век никогда не был нынешним веком.

М. – Как сказал наш поэт-современник, «времена не выбирают, в них живут и умирают». Значит, в наших невзгодах виновато не время, а мы сами?

Т.Ф. – Каждый сваливает свои ошибки на свое время.

М. – Но все мы надеемся на лучшее будущее.

 Т.Ф. – Надежда так же дешева, как и отчаяние.

М. – Значит, надо не надеяться на будущее, а усердно трудиться здесь и сейчас?

 Т.Ф. – Усердие нужно лишь умным, но встречается оно обычно у дураков.

М. – Но усердные дураки обычно делают блестящую карьеру, особенно в политике. Как Вы считаете, почему они нравятся избирателям?

 Т.Ф. – У толпы много голов и ни одного мозга.

М. – Значит,  демократия не гарантирует людям достойной жизни и благополучия. Возможно, надо, чтобы партии больше разговаривали с народом, объясняя свои программы. Что бы Вы посоветовали оппозиции?

 Т.Ф. – Придержи язык, когда говорят деньги.

М. – Ваш совет суров и лапидарен. Удалось ли Вашим согражданам построить государство, где бы царил закон и порядок?

 Т.Ф. – Много законов, мало законности.

М. – Господи, это просто о нас! Хотя нас разделяет более трех веков. Но не будем о грустном. Во всех невзгодах нас утешают друзья и родные, не так ли?

 Т.Ф. – Навещай родных и друзей, но не живи рядом с ними.

М. – Но все мы не живем на острове в океане. Всегда кто-то живет рядом.

Т.Ф. – Можно жить без друзей, но нельзя жить без соседей.

М. – В наше сложное переходное время люди очень разобщены, а в больших городах соседи по дому обычно не знают друг друга даже в лицо. А ведь хочется иметь рядом людей, которым можно всегда пожаловаться на свои неприятности, как у нас говорят, «поплакаться в жилетку».

 Т.Ф. – Кто всегда жалуется, того никогда не жалеют.

М. – Да, Вы правы. Что же делать – держать свои проблемы при себе?

 Т.Ф. – Лучше  переносит несчастье тот, кто скрывает его.

М. – Возможно. Зато, пережив невзгоды, мы приобретаем необходимый для дальнейшей жизни опыт.

Т.Ф. – Опыт – хорошая вещь, если вы за нее не переплатили.

М. – Как Вы правы!  Приобрести житейский опыт людям помогают путешествия. В наше либеральное время многие мои соотечественники постигают жизнь, постоянно проводя досуг заграницей. Вероятно, они, таким образом, очень возвысятся интеллектуально?

 Т.Ф. – Кто поехал за границу ослом, не вернется лошадью.

М. – Вы подумайте! А что Вам говорит о жизни Ваш богатый опыт?

 Т.Ф. – Мы рождаемся, плача, живем, жалуясь, и умираем разочарованными.

М. – Почему людям уготована такая незавидная участь?

Т.Ф. – Этот мир плох, и мы – часть его.

М. – Неужели мы все порочны и заслуживаем свою судьбу?

 Т.Ф. – Порок заключает в себе свое собственное наказание, и нередко – свое собственное противоядие.

М. – Какой порок представляется Вам особо нетерпимым?

 Т.Ф. – Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность – самый худший из пороков.

М. – Да, неблагодарность близких особенно ранит, превращая вчерашних друзей во врагов.

 Т.Ф. – Если у тебя нет врагов, значит, фортуна о тебе позабыла.

М.– Отсутствие врагов – залог душевного покоя. А присутствие друзей делает нас счастливыми, не так ли?

 Т.Ф. – Да не дарует Господь столько счастья нашим друзьям, чтобы они забыли о нас!

М. – Разрешите поблагодарить Вас, уважаемый господин Фуллер, за эту интереснейшую беседу. Что Вы скажете нам, потомкам, на прощание?

 Т.Ф. – Никогда не попадет в рай тот, кто хочет попасть туда один.


Рецензии