Ненецкий округ литературный 6

Здравствуйте, дорогие слушатели! С вами программа "Округ литературный"  и я, ее ведущая, Инга Артеева. Наш путь сегодня лежит далеко на юго-восток нашего округа: творчество северных поэтов уведет нас на остров Колгуев, где расположен оленеводческий поселок Бугрино. Он появился здесь, когда житель Мезени по фамилии Коткин завез на остров несколько семейств. Люди построили земляные жилища, которые называли "бугры", оттуда и название - Бугрино.


Василий Ледков
Дремлет остров, в лучах пылая,
На груди твоей, океан.
В облаках собачьего лая
Там упряжки летят в туман.
Пропоет кормилица-пуля -
В доме шкуры и пища есть.
Здесь, на острове начал путь я,
И умру я, должно быть, здесь.
След мой по ветру не развеян:
Вечно к морю ему лететь.
Здесь мой прадед ходил на зверя,
Здесь охотился мой отец.
Завещал он мне нож свой острый
Да ружье, да еще сполна
Ту любовь, что согрела остров,
Мокрый, как тюленья спина.



Виктор Толкачев
фрагмент книги "Звени, тиньган!"
...Поселок еще тихо спал, когда запел вездеход и затарахтел трактор. Мы хотели выйти из Бугрино как можно раньше, за день пересечь остров и к ночи добраться до поселка Северный. Туман был такой, что трактор, убежавший пораньше, чтоб не отстать от быстрого вездехода , вскоре вернулся по своим следам, так и не найдя дороги.
И вот мы метр за метром отвоевываем у тумана нашу воргу. Нас швыряет, потряхивает и укачивает кочковатая мягкая тундра.
Вездеход неожиданно встал у реки Бугрянки. Вода родниковой чистоты. Мы пьем ее пригоршнями, плещем в лицо...
Мы давно уже вырвались из тумана.
Вокруг, вздыхая сопками и голубея к горизонту, дремлет тундра. А море - где оно? Только сейчас я ощутил огромность острова. Даже с вершины Сеяк-Седе - Сердце сопки, поднявшейся в центре острова, не увидеть моря - десятки километров тундры во все стороны...
Упрямый бег вездехода остановила пропасть. Будто кто-то попытался разломить остров, как булку - и не смог. По дну разлома светлым узором вьется река Песчанка, на склонах - белым орнаментом нестаявшие снега.



Вот такие в Бугрино пейзажи, суровые, но бесконечно дорогие сердцам тех, чья судьба - там родиться и жить.  До новых встреч, дорогие слушатели!  В следующем выпуске мы побываем на священном для ненцев острове Вайгач. Не пропустите,  слушайте "Округ литературный" и бескрайние просторы тундры станут вам ближе, понятнее и еще роднее!


Рецензии
Спасибо Вам Инга за Вашу благородную подвижническую деятельность.
В своё время я был близко знаком с Толкачёвым Виктором Фёдоровичем, но потом по независящим от нас обстоятельствам связь прервалась. Я был бы очень благодарен Вам, если Вы сообщите мне его E-meil, или подскажете как на него выйти.
С уважением,

Александр Антоненко   28.07.2016 15:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.