Поиск без вести пропавших во время ВОВ

Смысл статьи в самом названии и не буду отвлекать читателя долгими отступлениями.

С самого детства мне рассказывали о моем деде Гапонове Максиме Леонтьевиче, что он погиб где-то под Сталинградом. Более точной информации я о нем не слыхал. Бабушка рассказывала насколько знала об этом, а сами детали оставались неизвестными. Сразу после войны, живя в другом месте, она ездила в Горловку и встретилась с сослуживцем погибшего мужа, который и рассказал о его гибели. Ей без проблем начислили пособие на детей, оставшихся без отца.

Сейчас уже нет в живых тех, у кого можно узнать детали гибели деда. Если бы тогда было расспросить... Хороша мысль как правило дико опаздывает. Некоторые и вовсе не знают где эти концы искать. Как же быть?

Отсылал я запросы в милицию Горловки, пытаясь потянуть ниточку с его последнего места работы. Оттуда прислали справку, где указывалось его выбытие из состава милиции в связи с призывом в действующую Красную Армию из Ворошиловградского военкомата.  Пишу в военкомат нынешнего Луганска. Тем опять какую-то писульку на архив.

Совершенно случайно, хорошо прогуглив интернет-пространство, я наткнулся на сайт Обобщенного банка данных "Мемориал" (ОБД "Мемориал"). Оказывается  в России существует великолепный банк данных, где можно все или, почти все, узнать о пропавших без вести или погибших (http://www.obd-memorial.ru/html/default.htm). Там прекрасно описано как и за какие ниточки чего надо дергать.

Ввожу доступные мне данные в указанные окошки и буквально за минуту я узнаю личные данные моего деда: Ворошиловградская обл., Лозно-Александровский р-н, с. Розничня. Указана и дата его исчезновения. Это произошло в ноябре 1941 года. Там есть даже фотокопии донесений военного времени. Колоссальный труд проделан создателями "Мемориала"! Слава Богу, в России имеется сайт, где без всяких официальных запросов можно кое-что разузнать о близких.

- Как же он мог погибнуть под Сталинградом, если в ноябре фашисты были еще в Донецкой и Ворошиловградской областях? До Сталинграда был еще год... Непонятно.

Сначала я совсем не обратил внимания на соседей деда по таблице. Потом присмотрелся и обнаружил одну странность: три человека, его тройные тезки, служили в одном 34-м гвардейском стрелковом полку 13-й гвардейской стрелковой дивизии и умерли все... 31 октября 1942 года. Все в звании "красноармеец". Неужели эпидемия была в тот день на Гапоновых? Скорее всего, речь может идти об одном и том же человеке, но информация прошла по трем источникам.

Более того, когда стала известна воинская часть, то все тот же всесильный Гугл подсказал: дивизия в октябре вела бои под... Сталинградом. Похоже, отдаленные слухи о месте гибели деда приобрели все более четкие очертания.

Я не знаю как он мог пропасть по одним источникам и появиться в другой части по другим. Пока загадка. Может попал в окружение в одном месте, а прибился в другом? На войне случалось всякое. Я пока не берусь утверждать, что все тезки в таблице ОБД одно лицо, но можно уже конкретней сузить круг поиска.

Нужно учитывать и еще одно обстоятельство: донесения-то были во время войны! Никто тогда особо не занимался уточнением данных. Могут закрасться и ошибки в именах, датах рождения и местах жительства.

Так, я искал пропавшего вез вести родственника Михаила Рашевского и точно узнал где он служил по месту жительства, но год рождения не его. Там указан 1916 год, а у него сын родился в 1928! Не в 12 же лет он его родил! Такое вполне возможно в атмосфере военной неразберихи. Зато хотя бы приблизительно узнать место его гибели по дате. Его 95-я стрелковая дивизия 10 августа 1941 года вела бои на подступах к Одессе.

Мой поиск еще не завершен, но направление более-менее определилось. В той страшной войне у многих кто-то пропал или погиб. Возможно есть желающие узнать больше о своих дедах-прадедах и если моя статейка хоть малость кому-то поможет - слава Богу! Конечно, мы не воскресим погибших физически, но хотя бы почтим их память, пытаясь больше о них узнать. Если они пожертвовали за нас свою жизнь, может и нам стоит хоть чуточку времени пожертвовать на их поиск?

http://www.proza.ru/2012/09/09/347 - здесь мой рассказ о неизвестном солдате


Рецензии
Василий! Сейчас на работу убегаю, но вот попробовала найти пропавшего без вести в годы войны родственника - старшего брата моего отца. Ввела фамилию, имя, отчество, звание - и через секунду возникла надпись - дата убытия - август 41 года. Этого я не знала. И город - Новосибирск. Этого я не писала, "они" сами нашли.
Но сведения не высветились. Хотя он и оказался в базе данных. Как выйти на ту страницу, которую нашел "поиск" ( простите за тавтологию)?
Бабушка с дедом искали сына все годы. Это была незаживающая травма семьи. И вот я сейчас - вроде, и нашла его. Даже мороз по коже. А прочитать не могу. Или зарегистрироваться надо на том сайте?

Черните, пожалуйста. И огромное Вам спасибо!

Ваша Лена   23.11.2012 12:25     Заявить о нарушении
Добрый день, Лена!
Извиняюсь за задержку в ответе: сначала беспощадно около часа глючил инет, а потом, словно мало было неприятностей, вырубилось электричество часа на 4...

Не всегда данных много о человеке, поэтому их может быть и недостаточно. Если Вы все же нашли нужного человека, то Вас должно было перебросить на страницу "Результаты поиска" со списком однофамильцев. Нажимаете нужного, если увидели его и дальше переход на страницу "Информация из донесения о безвозвратных потерях" - там как раз все данные и есть. Под ними есть фотокопия "Просмотреть донесение". Там можно увидеть все, что есть. Возможно есть смысл просмотреть соседей по списку: иногда один и тот же человек проходит по разным донесениям. Если номер части есть, то тогда уже надо будет по архивам идти в МО России...

Примерно так...

Василий Гапонов   23.11.2012 18:06   Заявить о нарушении
Да, я нашла...Жаль, папа мой не дожил и не прочел.
Спасибо, Василий.

Ваша Лена   23.11.2012 18:31   Заявить о нарушении
Слава Богу, что удалось хотя бы что-то найти. Некоторым и "Мемориал" не помог :(((

Василий Гапонов   23.11.2012 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.