Тривиальность

Недавно пришла к одной простой до тривиальности  мысли... Или это мысль ко мне пришла?
Впрочем, сейчас не этот, по своему любопытный, нюанс важен, к нему можно вернуться и после.

Так вот, о чем же была мысль, которая уже несколько дней не оставляет Вашу покорную слугу?
Да до смешного просто ее основное содержание, но теперь оно разворачивается передо мной словно пушится хлопок из маленькой коробочки - на моих изумленных глазах белая воздушная вата становится всё больше, больше в объеме, тянет за собой новые тоненькие ниточки...

 Да, так вот...  Мысль была о том, что человеческая культура в ее высоком смысле держится на... благодарности. Вполне возможно, даже наверное, кто-то уже пришел к тому же самому. Но так просто и прямо, так явно и выпукло эта связь не обнаруживалась до сих пор для меня, не удивляла меня до такой степени. Во всяком случае, это удивление на грани восторга я бы запомнила.

Поясню, о какой благодарности речь и почему. Хотя здесь налицо многомерность оттенков и смыслов.
Самый первый слой - благодарность - это связь.
По определению, культура есть передача ценностей и духовно-материальных благ, включая знания, из поколения в поколения. Но если нарушается или исчезает напрочь чувство благодарности настоящего поколения предыдущим "ветвям", хотя бы одному, например, отцу и матери своим, что происходит с этой самой связью-передачей? Ясно что. Недаром, кстати, и заповедь первая звучит как "Чти отца своего и мать свою".
 Меж тем, что мы наблюдаем в нынешнем обществе? Причем, как в западном, так и в нашем, родимом? Охладевание, если не откровенная неприязнь к "предкам". Нередко ждут смерти родичей, чтобы наследство получить, а то и ускоряют сей эволюционный процесс.
Связь рвется - по разным причинам. В них здесь вдаваться не станем. Более того, опорочить предков, выказать им своё "фи" как устаревшим элементам социума считается чуть ли не нормой. А то и вообще послать подальше... Ничего, стерпят от своих любимейших чад. Какая там благодарность!
За что? А кто их просил рожать меня? И так далее.
А уж благодарить какую-то затрапезную, истеричную училку... Ну, это вообще архаика. Они же нынче только и норовят вымогать подарки, деньги собирать.
Или испытывать благодарность к начальнику? Да вы что! К этой скотине, к этому эксплуататору моих физических и нервных сил? Благодарность! Ишь чего захотели! Да скорее бы сняли! Чтоб ему жить на одну пенсию!...
А первую жену?! Стерву... Да и нынешнюю - что она мне дала-то хорошего? Одни претензии и нытьё...
А эту каргу старую у подъезда, которая норовит учить жить каждый раз при встрече и гундосит про вред от курения?! А этих сволочей... А тех паразитов... ...
Нет конца тем, кого не стоит благодарить. Да некого! Вообще некого! Попов? Ага, щас, мироедов этих... Писателей - мертвых и живых? Бумагомарателей?  Ученых? Где вы их видели, настоящих? Все продажные...  И что они там еще понаизобретали, надо разбираться, на пользу мне это или нет.
 
Да и самого господа Бога особо не за что благодарить, если разобраться... Тем более, не доказан факт его существования.
"А если хорошо подумать, так это мне все должны и обязаны, а не я..."

Таково примерно рассуждение типичного человечка нашей эпохи.

Хочу подчеркнуть, мои дорогие читатели, кто "досюда дошел", что говоря о благодарности, я имею в виду как раз не предметную, вещественную её форму, к которой сегодня всё и сводится (на тебе, раз уж никак без этого нельзя)  - вовсе нет! И не об учтивости-вежливости речь, формальном соблюдении норм общения: "спасибо", "благодарю" и т.д.. НАОБОРОТ! За этими расхожими словечками зачастую не кроется ничего, абсолютно НИЧЕГО, слишком автоматически мы их бросаем.
Мне очень-очень хочется сегодня говорить... воспевать! нет, уповать на ЧУВСТВО БЛАГОДАРНОСТИ! А это, сами понимаете, область высокой, не количественной  энергетики.    Это совсем иная сфера отношений - не рыночная... Благо-дарность, способность к ней, тотальной, истинной и искренней -  это не количественное отдаривание за сделанное тебе добро. Нет, это высшее КАЧЕСТВО человека. Культурного, божественного, если хотите. Первородное чувство и качество, отличающее нас от не-людей.

И развивая дальше эту простую до очевидности  мысль, мы придем к выводу, что всё, что можно назвать культурными ценностями, рождено именно этим чувством благодарности, чувством, близким к святому. Часто это благодарность к женщине.

Вспомните гениальную песню, гимн Благодарности,  Арно Бабаджаняна, звучавшую из уст Муслима Магомаева:

"Благодарю тебя за то, что со мной была,
За то, что для другого сбудешься,
Благодарю тебя за то, что по судьбе прошла,
Ещё за то, что не забудешься.

За шепот и за крик, за вечность и за миг
За отгоревшую зарю,
За смех и за печаль, за тихое "прощай",
За всё тебя благодарю"

Мурашки по коже шли от этой песни...

Получается, что культура - это подаренное (не проданное, заметим!) благо.
ПОДАРЕННОЕ плюс БЛАГО - вот два условия культуры!
Это Нечто Благое, переданное в дар людям из твоего чувства благодарности... кому? Да хоть кому! Неважно! Любому и каждому, одушевленному или нет, реальному или воображаемому объекту. Заслуживающему или нет... Соседу, почтальону, таксисту, врачу, бомжу, ангелу... Дереву, вечеру, небу, кусту на пригорке... Бесконечность!
Человек, неблагодарный, не чувствующий благодарность, антикультурен. Он её, выходит, разрушает своей неблагодарностью. Подтачивает цивилизацию.

Что ты можешь передать из чувства благодарности?
Да не перечислить. Ведь это тоже бесконечность. Если, конечно, оно, это чувство, реально у тебя ЕСТЬ. Если...

Что же дальше, вы спросите.
Не знаю...
Я просто благодарю вас за внимание!
И за то, что вы есть...   


Рецензии
А мне в башку одна хрень лезет... Дед с Ангары.

Василий Бабушкин-Сибиряк   08.11.2012 04:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.