Венецианский купец, 2-7

АКТ ВТОРОЙ

СЦЕНА СЕДЬМАЯ

Бельмонт. Комната в доме Порции.

(Под звуки труб входит Порция и Принц Марокканский со свитой.)

ПОРЦИЯ:
Раздвиньте шторки – там стоят ларцы
Их открывают счастия ловцы.
Ну, что же, принц, ловите счастье.

ПРИНЦ МАРОККАНСКИЙ:
На первом златом ослепляет надпись:
«Таится здесь желание для многих».
А серебром блестит иной посыл:
«Твоя здесь обозначена цена».
Свинцовый, будто молвит тяжело:
«Здесь рок томится, выпусти его».
Как  мне узнать, что верный сделан выбор?

ПОРЦИЯ:
В одном из них найдёте мой портрет,
Оригинал получите в придачу.

ПРИНЦ МАРОККАНСКИЙ:
Пусть некий бог моим желаньем движет!
Посмотрим же и вникнем в суть словес.
Гласит ларец свинцовый:
«Здесь рок томится, выпусти его».
Томится рок тяжелый, как свинец,
Таится может в нём и благо и конец.
Не вижу проку я отдаться слепо року.
Ум золотой свинца дороже –
Себя он обменять на прах не может.
Что серебро невинности нам скажет?
«Твоя здесь обозначена цена».
Твоя цена таится здесь!
Возьми же, принц, её и взвесь!
Уверен: ты себя оценишь высоко,
Но даже с этим ты от милой далеко.
Всегда сомнение – изъян,
В любом сомнении – обман.
А я уверен – я синьоры стою:
И по уму, и по рожденью,
По воспитанью, убежденью,
Всего же больше – по любви.
Не положить ли мне сомнениям конец,
Открыв серебряный ларец?
Постой!
Постой!
Ещё ларец есть золотой!
Внимаю нитке литер строгих:
«Таится здесь желание для многих».
Ну, как же я не догадался!
Богине этой красоты
Весь  свет в люби уже признался.
Дороги вытоптав Гиркании безлюдной,
Аравию пройдя и вдоль и поперёк,
Идут поклонники святыне поклониться,
Надеясь втайне на красавице жениться.
Ни волн громады, небо застилая,
Ни небо, низвергая молний пики,
Не могут чужеземцев обуздать,
В желании красавицу увидеть.
И, словно ручеек преодолев,
Они к прекрасной  Порции стремятся.
В одном из трёх ларцов её портрет!
Ужель в объятиях свинца?
Нет! Право, я похож на подлеца:
Не можно даже думать, чтоб
Портрет упрятали в свинцовый гроб.
А, может, при богатстве и добре
Ей более комфортно в серебре?
И всё же серебро – не в самый раз:
Дороже золото в десятки раз.
Я завершаю этот спор пустой:
Алмаз лишь смотрится в оправе золотой!
Есть в Англии монета золотая,
На золоте изваян нежный ангел.
И здесь на ложе золотом
Покоится мой ангел.
Мой выбор сделан!
Дайте ключ!
Чему уж быть – того не миновать!

ПОРЦИЯ:
Вот вам отмычка, принц.
И коль в ларце найдёте мой портрет,
Я – ваша. Возражений нет.

(Открывает золотой ларец.)

ПРИНЦ МАРОККАНСКИЙ:
О, черти ада! Что я вижу?
Здесь образ смерти и послание в глазницах!
Придётся прочитать.
(Читает.)
«Секрета нет и каждый знает:
Не всё то злато, что блистает.
Ведь за пустым сияньем злата
Не редко прячется расплата.
Бывает  в жизни часто так:
И в золоте заводится червяк.
Когда бы ум не смелость полонила,
Когда бы мудрость всем руководила,
Тогда бы и приём горячим был,
Но ты сей случай упустил.»
Любовь моя воспринята как проза,
Пришёл с теплом, а ухожу с морозом.
Я медлить, Порция, не буду  и прощаюсь.
И, побеждённый, тихо удаляюсь.

(Удаляется вместе со свитой под звуки фанфар.)

ПОРЦИЯ:
Пусть дарят мне приятные моменты
Подобные ему же претенденты.

(Уходит.)


Рецензии