Вступил
В те же времена страна катилась на общем конвейере между: устроиться-достать-договориться. Однако те, кто не желал участвовать в эдакой житейской круговерти тоже могли найти себе занятия по душе.
Никогда не забуду как в 1986 году, уехав в первый свой офицерский отпуск, из Хабаровска в Москву прочел я с немым удивлением объявление на дверях нужной мне комнаты в общежитии.
«За Саламандрой просьба не будить! Интересуют только билеты в театры и книги…»
За той дверью проходила преподавательскую переподготовку и проживала-столовалась моя мамочка.
— Представляешь каждые пять утра, почти вся общага бежит занимать очереди за Саламандрой с джинсами, — смеялась она, — У нас с соседкой здесь четкое клеймо идиоток — театры, видишь ли, подавай…
Забавные были времена-события и мы не то что бы в них не вписывались, но происходило это как-то по-своему. Семейные ценности непреходящи и мамуля моя мечту своего военного детства о большой квартире и собственной библиотеке реализовала полностью. Действительно – кому нужна эта Саламандра, когда вечером они с соседкой по комнате пойдут в «Театр Сатиры»?
Появившись на свет в эдакой семье, приходилось в окружающем мире лавировать. В ту поездку после охов-ахов и задал я мамуле вопрос, а как они с батей все-таки переплывают житейские интриги?
Тайна оказалась проста – Коммунистическая партия.
Эх, времена-времена. Тем кто не знают – скажу – в тот период любой гражданин мог попасть на прием пусть даже к Секретарю Райкома и его слушали – Компартия все решала!
Сказано-сделано и по возвращении в родной мотострелковый полк я стал Кандидатом в члены КПСС. Ритуал посвящения был простым. Рекомендации-собеседования-беседы. Знания, полученные еще в институте, при всей моей нелюбви сидели крепко, так что, прошло все – гладко.
Читатель, наверное, думает – вот глупец сунул голову тигру в пасть. Трать теперь попусту время на собрания, задания партийные исполняй… Спешу успокоить – дивиденды от нового положения оказались значительными.
Начнем с того, что разобравшись в сути построения партийной пирамиды, обнаружил я немало полезного. Например, кандидаты в члены КПСС голосовать не могут, однако выступать на партсобраниях не запрещено.
Быть принципиальным во все времена дорого стоило. Ярким примером может служить расхожее выражение о «против ветра», но это лишь в том случае если ты собираешься карьеру строить.
Армейская ситуация моей жизни была проходным эпизодом. Офицерствовать призывали из запаса и всего на пару лет, так что вторую половину отпущенного на службу времени я экспериментировал.
Пререкаться в армии – невозможно. На любое самое тупое указание лучше ответить «Понял. Разрешите идти» и… делать все по-своему. Но это если ты не Кандидат в члены КПСС.
Первое же батальонное партсобрания ясно показало, какой ошибкой было делать из меня будущего Коммуниста.
Обычно эти мероприятия движутся, так как нужно батальонному замполиту. Отчитались-порешали, проголосовали-разбежались. Времени-то всегда не хватает, однако здесь был случай особый.
На формальный вопрос, мол, не желает ли кто выступить, я поднял руку.
Удивление матерых коммунистов не знала границ. Однако заинтересованность быстро сменилась попыткой жесткой агрессии, потому как замахнулся я не больше – не меньше чем на самого командира батальона.
— Кандидаты не имеют права голоса! - попытался передернуть он правила. Однако мой лаконичный ответ, мол, голосовать я не собираюсь, а вот по недостаткам – как будущий молодой Коммунист – пройдусь, быстро его урезонил.
С той поры в моей службе наступила определенная свобода. Что можно сделать с образцовым офицером (а я был именно таким) всего лишь выступающим на партсобраниях? Отдельная служебная квартира была мной уже получена, да и «меньше взвода не дадут»…
Настоящая золотая пора наступила после моего выступления на полковом партсобрании.
Командира части я трогать не стал – все-таки лишь батька решал в те времена судьбы подчиненных. Замполита полка я тоже обошел, но лишь по-соседски (как-никак на одной площадке живем…)
Досталось от меня тогда Нач.проду и Нач.вещу. Сильно уж мне тыловые службы частный ларек, да гражданских завмагов напоминали – о чем и сказал!
Минут десять выступал! Тезисы – подготовлены. Мог и больше, но… регламент на этом собрании все-таки был.
Когда с трибуны под общее недоумение шел, удивленные взгляды рассматривал. Лишь ротный мой усы пушил. Довольный. Говорит после, – Молодец Миха – завтра же идем вещевое довольствие поправлять.
С той поры жизнь закрутилась сказочная. Никто с дурацкими поручениями не вяжется. Лучший наряд – патруль – всегда мой. Если что не так – сразу обещаю вопрос на ближайшем партсобрании поднять. Не наглел, правда, но забывать о себе не давал – на партсобраниях рейтинг поддерживал, хотя «враги» тоже не дремали…
Стали меня теперь чаще в командировки отправлять. Как батальонное собрание, так комбат что-нибудь сочиняет, полковое – кто-нибудь повыше.
Не перешибить плетью обуха, и стал я вечным ссыльным. Хотя это только со стороны так выглядит, а любая командировка все равно лучше рутины полковой – так что не в накладе остался я. Вот только не хватало мне трибуны теперь и глаз удивленных зрительских – во вкус вошел парнишечка.
Тут в одной командировке дальней узнаю о дивизионном партсобрании и понимаю – вот он шанс разобраться со всеми недостатками разом.
Выбрался из местечка километров за сто от дивизии. Отмылся в гостинице и с утра прибыл чистенький, набриолиненный, да с тезисами.
Стою около дверей актового зала. Времени жду, а тут неожиданно появляется наш замполит полковой. Меня увидел, аж вздрогнул. Здороваемся-спрашивает, мол, какими судьбами, а я что – я о недостатках говорить собираюсь.
— Не могу, - говорю,- как будущий молодой Коммунист пропустить событие такое значимое.
Взмолился он тогда, мол, по-соседски прошу, не ходи – загубишь нашу полковую картинку.
Поважничал я тогда немного, да и пошел ему навстречу – соседи как-никак, да и увольняться через полгодика еще предстоит. Заручился напоследок поддержкой евоной – чего он только мне не пообещал, а я запомнил…
Увольнялся по чести. Вычетов – минимум. Впереди жизнь вольная.
Когда с партийного учета снимался, крепко мне руку замполит пожимал – каждый из нас слово свое держал до этой минуты – не стыдно.
+++
Бесценная вещица опыт.
Бывали времена, когда любого чиновника-бюрократа мог разом заткнуть простой гражданин Российский, но победили державу наши супостаты – разбили без единого выстрела.
Ракеты-танки гордость нашу наши уничтожили микроволновками своими, да машинками автоматическими стиральными.
Хотя, по правде сказать, лучше жить стал народ простой, но все чаще вспоминается мне СССР гордый, да и опыт партийный, что до самого развала я после армии той реализовывал.
Но это совсем другая история…
Сентябрь 2012 г. Иркутск.
Свидетельство о публикации №212092300937
Кому-то почитать и вовсе полезно...
Успехов.
Дмитрий Ансеров 21.12.2012 19:04 Заявить о нарушении