Байконуровский Рерих

               
               
                Где-то в середине семидесятый годов,  в самый пик декабрьских  тридцатиградусных морозов,    мы с друзьями простояли  почти два часа в  громадной очереди   в центральный выставочный зал дома художников Москвы, что был тогда на Кузнецком мосту, на первую в стране выставку картин Николая и Святослава Рерихов, отца и сына.

               Выставка нас поразила до невозможности. Такой живописи мы  еще не видели. Мы и не предполагали, что она может быть такой. Какие-то неземные,  сказочные,  будто светящиеся изнутри космическим, вселенским  и никогда неувядающим живым светом  краски. Не только на пейзажных картинах их Гималайского цикла, но даже и в портретной живописи. Что-то похожее на них было в знаменитой лунном цикле картин  Куинджи, в его  «Лунной ночи на Днепре» и  в его « Дарьяльским ущельем».

               Живопись Рерихов мне была незнакома совершенно и в то же время знакома. Точнее, как бы знакома.  Что-то  подобное  и так поразительно  похожее на Рериховские картины я уже видел. Но где? Когда? И здесь я вспомнил свои Байконуровские командировки, когда в молодости  я работал монтажником в одной закрытой специализированной монтажной организации «Минобороны», так называемого,  треста  «Спецмашмонтаж»,  монтирующего подземные и надземные ракетные точки для  баллистических ракет в Казахстанских степях.  И вот там, в этих самых степях южного Казахстана я видел что-то подобное на чистейшем Байконуровском небе во время закатов  солнца. 
               
                Было это в первый день моего приезда в Байконур в конце шестидесятых годов,  в первый свой вечер на  ракетном полигоне,  после ужина в солдатской столовой. Там  я с удовольствием навернул большую миску  картофельного пюре, перемешанного   с  тушенкой и выпил пару стаканов компота из сухофруктов. После чего я вернулся в свою комнату в четырехэтажном здании солдатской казармы, где жили монтажники, работающие на строительстве подземных ракетных точек на территории Байконура, В комнате было нестерпимо жарко, я разделся до трусов и завалился на свою койку. И здесь я, лежа в одних трусах на своей койке,  увидел необычное зрелище.  Такое необычное, что разом сел на своей койке.  И буквально раскрыл рот от удивления.

                Я увидел в окно, как по небу изумительно чистого, темно-голубого цвета,   катится солнце. Громадное, чуть ли не  с автомобильное колесо, и совершенно не яркое, как будто выключенное. Только что оно было невыносимо жаркое, слепящее, и жутко палящее, а вот сейчас оно, багрово красное, словно вычищенный медный таз, спокойно и медленно катится по небу и на него можно даже смотреть простым, незащищенным взглядом. Я встал с койки и, не спуская с солнца изумленного взгляда,  подошел к окну.
               
                Да, прямо перед моими глазами, у самого горизонта, по небу двигалось громадное  солнце, похожее на раскаленный стальной диск, перекатывающийся  по небосводу. Солнце было неяркое, но четко очерченное и какого-то странного, желто оранжевого цвета, переходящего в нижней своей части в багрово желтый цвет, а по самому его краю – как бы отороченное темно красным ободком.  Солнце  двигалось  настолько ощутимо явственно, что меня даже оторопь взяла.  Да такого  же быть не может в самом своем принципе!  Не может, но это есть! А есть потому,  что я это вижу!

                С движением солнца небо около него загоралось разными цветами. Снизу – всеми оттенками красного желтого и багровых цветов, а сзади него -  всеми оттенками синего, голубого и зеленого цвета. Причем, эти цвета не были постоянными, они непрерывно менялись, переходя один в другой, меняя оттенки, густоту и яркость цвета.
 
                Картина заката была  ошеломляющей.  Все небо перед  моими глазами  играло и переливалось красками. И краски  эти  словно бы истекали из  краев самого солнца и дальше шли уже  по всему небу, постепенно, с удалением от солнца, густея и темнея и начиная светиться как бы уже изнутри. И вот солнце приблизилось к краю горизонта и…
               
                Тут  я чуть не вскрикнул от изумления. Я увидел, как солнце сплющилось, как сплющивается капля ртути, упавшая на поверхность предметного стекла. Только что оно было круглым, причем – идеально круглым на мой  взгляд,  а вот сейчас, коснувшись своим  краем горизонта, сплющилось, стало овальным. И сплющилось основательно, ну, опять же на мой взгляд,  чуть ли не на треть своего видимого диаметра.

                Что это было, я не знал и не понимал? Я знал одно - такого не может быть! Такого не бывает!  Это противоречит всем известным законам физики. Но это было. И я сам стал свидетелем происшедшего. То ли это была оптическая иллюзия, то ли еще что, малопонятное для  меня, но я же все это видел. И сейчас продолжаю наблюдать. Так что ж – не верь глазам своим?!  Но как не верить, когда, вот смотрите, солнце на моих глазах продолжает погружаться за горизонт, погружается все глубже, глубже, глубже – и вот уже его нет!

                А на его месте выплеснулся ярко-ярко красный, почти белый конус, от которого небо вокруг него разом вспыхнуло и заколыхалось всеми оттенками красного, желтого и синего цветов, которые начали быстро распространяться по всей этой части неба, перемешиваясь и переливаясь один в другого, как будто затанцевали какой-то зажигательно бурный, цыганский или испанский  танец. Потом танец начал потихонечку затихать, все  успокоилось и небо погасло. Только на западе еще немного отсвечивал краешек неба около горизонта. Потом исчез и он. Все, день закончился. Наступил вечер. Я  тряхнул головой, сгоняя оцепенение.

           В комнате начало быстро  темнеть. Я  громко выдохнул воздух из своей груди,  крякнул, еще раз тряхнул головой, сбрасывая с себя оцепенение от увиденного и вернулся к кровати.  Мой  сосед по кроватям, пожилой монтажник, глянул на меня, усмехнулся и сказал:
           -- Что, проняло? Новичков всегда пронимает. А потом привыкают и начинают уже ничего не замечать.
           -- Да-а, - протянул я, - Невероятно! Скажи мне, кто раньше, про такое – в жизни бы не поверил.

***
                Привыкнуть к таким закатам я так и не смог. Смотрел их практически каждый вечер, если не мешали соседи по комнате, Смотрел, любовался переливом светящихся  на небе  живых красок,  впитывая в себя их неземные  оттенки,   и мне не надоедало.  Как не может надоесть вид стремительно бегущей в русле воды ручья или же пляшущих в костре языков пламени.
            
                И вот только  потом, на  Московской выставке картин  Николая и Святослава Рерихов,  я увидел что-то подобное Байконуровским закатам. Это были картины из Рериховских Гималайских циклов. То же неповторимое  буйство каких-то неземных и словно бы светящихся  изнутри и переливающихся друг в друга  красок, от которых было невозможно отвести глаз.

              Да-а, талантливый художник смотрит по  особому на окружающий нас мир. Он видит то, что не доступно нашему обычному, человеческому  взгляду,  и потому он видит больше, чем дает ему фактура. Талантливый художник видит  глубинную,  я бы сказал,  философскую  сущность вещей, а  не их поверхностную оболочку.  И  он, талантливый художник, проникает в глубину  этой сущности,  раскрывая нам или открывая  нам непознанную  еще  нами красоту  окружающего  нас мира. Непознанную, а потому и непонятую.
 
               В этом и заключается миссия художника на земле.  Причем, проникает художник  в глубины сущности интуитивно,  душой, а не взглядом,  совершенно не задумываясь и не всегда понимая, как он это делает. Потому и краски у него получаются необычные, словно бы светящиеся изнутри.
            

             Как бы то ни было, но с  тех пор,  Николай и Святослав Рерихи являются   моими самыми   любимыми и самыми близкими мне по духу  художниками.

***


Рецензии
Удивительно!
И описали Вы удивительно восторженно и живописно, как художник, только как художник слова! Прямо представила все!
Здорово!

Галина Прокопец   02.06.2022 17:53     Заявить о нарушении
Художники являются особенными людьми на земле, показывавшими нам красоту или отвратительность окружающего гас мира. То есть, воспитывающие нас в чувственно восприятие действительности. И Рерих здесь одни из Великих Вершин изобразительного искусства земли. Они показывает нам то, что мы своими глазами сами увидеть не можем.
PS Квадрат Малевича, на мой взгляд, это одно из "мерзостей" современного изобразительного искусства. То, что ребенок может, "намалевать" за пять минут искусством не является.

Виталий Овчинников   04.06.2022 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.