Тасжаны


Глава 1. Буря
Часть 1. Тасжаны строят горы

Давно это было, не помню даже, когда. Люди  в юртах и дружили со зверями и птицами. И ходили в гости, к волшебным друзьям из леса и гор.
В одной скалистой местности, куда редко приходил человек или зверь, жили маленькие Тасжаны. Они были очень трудолюбивыми Тасжанами. Что бы защитить людей от сильного ветра, они строили горы. Горы задерживали ветер, и когда он доходил до людей, он был уже очень слабым, и не мог им навредить. Оттого люди их очень любили и уважали.
- Сегодня Тасжаны снова строили горы! – сказала одна старушка
- Они строят их, что бы защитить нас! Надвигается сильная буря, – сказал аксакал
- Откуда эта буря появилась! – спросила старушка
- Говорят, одна Жалмауз-кепмир потеряла свою дочь!  И от горя, она наколдовала сильную бурю. И теперь эта буря, разрушает все на своем пути, – ответил аксакал.
- Тогда нужно готовиться всем. И людям, и зверям, и птицам! – воскликнула старушка
- Вот и наши Тасжаны готовятся! – ответил аксакал

Часть 2. Куаныш пропал

Вдруг прибежала женщина Батима, она была очень взволнованной и тревожной.
- Что случилось, Батима? – спросил аксакал
- Мой сыночек Куаныш пропал. Не могу найти его, - заплакала Батима
- Как бы в горы он не убежал, - сказала старушка, - В такую то, бурю!
- Надо к Тасжанам сходить. Может они видели его! – сказал аксакал
- Туда уже пошел Каирбек! – ответила плача женщина. Каирбек был папой Куаныша. Он тоже очень переживал, куда же делся сыночек.
- Найдется, твой, Куаныш! Не плачь дорогая, не плачь! – успокаивала ее старушка

Часть 3. Тасжаны и Каирбек

А тем временем, Каирбек, добрался до Тасжанов. Нелегко ему было, так как Тасжаны живут в скалистой местности. Человеку туда трудно добраться. Когда он взобрался на самую высокую гору, то никого не увидел. Тогда он закричал громко-громко:
- Эге-ге-гей! Тасжаны! Выходите! Мне нужна ваша помощь!
Вдруг, прямо со скал, начали выходить маленькие Тасжаны. И самый главный, с длинной черной бородой и черными бровями спросил:
- Что случилось?
- У меня пропал сын Куаныш. Не видели ли, вы его? – спросил Каирбек
- Мальчика твоего не видали. Но его нужно срочно найти! – сказал главный Тасжан
- Потому что, надвигается сильная буря! – поддержал его, другой Тасжанчик.
- Пожалуйста! Найдите мне моего сына! – просил папа Куаныша
- Хорошо! Мы найдем его! – ответил самый главный Тасжан
И Тасжаны отправились на поиски пропавшего мальчика.
Тасжаны заходили в скалы с одной стороны, и выходили с другой стороны. Они искали Куаныша. Но все было бесполезно. Куаныша нигде не было.


Глава 2. Куаныш и дочь  Жалмауз-кемпир
Часть 1. Куаныш

Куаныш игрался во дворе, когда увидел большую красивую бабочку. Она летела то к одному цветку, то к другому. Она была такая красивая, что Куаныш не удержался и захотел ее поймать. Бабочка улетала от дома все дальше и дальше. А вместе с нею от дома отдалялся и Куаныш.
Когда Куаныш, понял, что он не поймает бабочку, он оглянулся, и увидел незнакомые места.
- Ой, где это я? А где мои мама и папа?
Он уже захотел заплакать, но вдруг вспомнил папины слова: «Не плачь, ты же не девочка. Только девочки плачут. А мальчики их защищают!»
- Я не буду плакать. Я мальчик, – успокаивал сам себя Куаныш, и, взяв себя в руки, Куаныш пошел искать дорогу назад домой.

Часть 2. Дочь Жалмауз-кемпир

Дочь Жалмауз-кемпир, по имени Жамангуль, освобождала маленьких пушистых зайчиков из клеток, в которые посадила их Жалмауз-кемпир. Жалмауз-кемпир хотела превратить их в камни. А из камней сложить каменный дом. А дочери Жамангуль, это не нравилось.
- Что ты делаешь? – злилась Жалмауз-кемпир, - Ты мешаешь мне строить каменный дом!
- А я не хочу дом, из превращенных, маленьких зверей, - в ответ возмущалась Жамангуль
- Жамангуль! Ты должна быть как я: нехорошая, вредящая всем людям, птицам и зверям! – учила ее Жалмауз-кемпир.
- Я не хочу быть нехорошей. Я хочу быть доброй и ласковой. И  я хочу, что бы меня называли – Жаксыгуль!
- Тогда ты не дочь моя! – ответила Жалмауз-кемпир
И Жаксыгуль ушла.
Но когда она ушла, Жалмауз-кемпир пожалела о своих словах. Она искала свою дочь по горам и степям. Но так и не смогла ее найти. От горя, Жалмауз-кемпир наколдовала огромную бурю, что бы она сносила все на своем пути.

Часть 3. Дети

Куаныш шел по тропинке, и вдруг услышал, как кто-то плачет. Он побежал вперед и увидел озеро Забвения. А у озера сидела девочка и плакала.
- Я ушла от мамы, как же мне вернуться обратно! – причитала она
- Что случилось? – спросил Куаныш, - почему ты плачешь?
- Меня зовут Жаксыгуль. Я ушла от моей мамы Жалмауз-кемпир. И теперь я потерялась, – плакала девочка
- Не плачь. Я тоже потерялся. Давай вместе искать путь домой! – предложил Куаныш
- Давай! – согласилась девочка.
Куаныш помог встать ей и, взяв ее за руки, друзья пошли вместе.

Глава 3. Тасжаны спасают мир
Часть 1. Озеро Забвения

Тасжаны  работали с утра до поздней ночи. Буря, которая надвигалась, с каждым днем, становилась все ближе и ближе.
- Ты видел мальчика Куаныша? – спрашивали друг у друга Тасжаны
- Нет, не видел.
- Я смотрел с южной стороны! – сказал один Тасжан
- А я с восточной! – сказал другой Тасжан
- А я, всю западную сторону обсмотрел. Там никого, - со словами подошел еще Тасжан
- Надо посмотреть с северной стороны, - сказал главный Тасжан, - Отправляйтесь туда, там есть озеро Забвения. Если с этим озером кто-нибудь окажется рядом, то в миг он потеряет путь домой. Поэтому, близко к озеру не подходите. Это единственное место, где колдовство бессильно.
И Тасжаны отправились к озеру Забвения.

Часть 2. Озеро Забвения и дети

Куаныш и Жаксыгуль уже устали идти, когда снова пришли к озеру Забвения.
- Как же так? Мы должны были уйти отсюда! – недоумевал Куаныш
- Это озеро не простое. А волшебное. Если случайный путник окажется рядом с ним, то не уйти ему с этих мест, - сказала Жаксыгуль
- А как же нам вернуться обратно? – удивился Куаныш
- Не знаю, - уставшим голосом сказала Жаксыгуль
Вдруг небо потемнело. Появились черные тучи, и пошел дождь. А потом они услышали страшный вой. Эта буря надвигалась прямо на них.
- Бежим! – взяв за руки Жаксыгулю, Куаныш потянул ее к скалам, - Там может быть пещера, спрячемся там! – сказал он.
И дети побежали что есть сил.
- Здесь нет пещеры! – плача сказала Жаксыгуль, когда они добежали до скалы, - Что же нам теперь делать?
- Не плачь! Что-нибудь придумаем! – приободрял ее Куаныш, хотя сам он не знал, что придумать.
Буря уже нависла прямо над ними, и дети крепко обнявшись, ждали спасения. Вдруг, прямо из скалы, вышли чьи-то руки и, схватив детей, затащили прямо в скалы.

Часть 3. Тасжаны спасают детей
Куаныш почувствовал, как кто-то нес его на руках. «Что случилось?» - думал он. Вокруг было темно и ничего не видно.
Наконец он увидел пещеру, а в ней свет. Это была лампа.
Вокруг лампы стояли маленькие человечки. Это были Тасжаны.
Куаныша и Жаксыгуль опустили на землю.
- Кто вы такие? И куда вы нас привели? – спросил Куаныш
- Мы маленькие Тасжаны. Твой папа попросил нас найти тебя, – сказал главный Тасжан
- А…, я знаю. Вы строите горы, что бы уберечь нас от бури, - обрадовался встрече Куаныш
- Да, мы строим горы, - подтвердил главный Тасжан
- Спасибо, вам за то, что спасли нас! – поблагодарила Жаксыгуль
- А ты, девочка, откуда? – спросил Тасжан
- Я дочь Жалмауз-кемпир. Меня зовут Жаксыгуль! – представилась девочка
Вдруг Тасжаны как вздрогнут от неожиданности.
- Как, ты дочь Жалмауз-кемпир? – переспросили Тасжаны
- Да, только я хорошая девочка! – начала уверять Жаксыгуль
- Твоя мама от горя, что ты потерялась, наколдовала сильную бурю! И теперь мы все в опасности! – сказал печально Тасжан
И девочка, рассказала, как она хотела спасти маленьких зверят от превращения в камни. Как Жалмауз-кемпир хотела сделать себе каменный дом. Потому что, она не знает, как по настоящему строится дом.
- Давай, мы сейчас отведем тебя к маме, а мама твоя пусть расколдует сильную бурю. А мы ей за это, построим дом – настоящий! – предложил Тасжан. Жаксыгуль от радости, захлопала в ладошки.
- Ур-р-ра! Теперь моя мама больше не будет превращать маленьких зверят в камни! - радовалась Жаксыгуль.
И Тасжаны отправились вместе с детьми к Жалмауз-кемпир.

Часть 4. Тасжаны и Жалмауз-кемпир

Тасжаны взялись за руки с детьми, и вместе прошли сквозь скалы. А когда пришли, то вышли прямо к дому Жалмауз-кемпир.
Она сидела одна, и горевала по своей дочери. Вдруг, от неожиданности она вздрогнула от знакомого голоса:
- Мама! Мама! Прости, меня, пожалуйста, за то, что ушла из дома! – подбежала  к ней Жаксыгуль
-  Доченька моя! Как же я по тебе соскучилась! Где ты была? Я везде тебя искала! – крепко обняв дочку, расспрашивала мама
- Я была у озера Забвения, - сказала Жаксыгуль, - оттуда очень трудно уйти. Меня Тасжаны спасли.
Тасжаны стояли недалеко. Они боялись Жалмауз-кемпир. Потому что, она могла заколдовать их. Переминаясь, то на одну ногу, то на другую, они не решались заговорить.
Наконец, Жалмауз-кемпир посмотрела на них и спросила:
- Что желаете за спасение моей дочери?
- Мы хотим, чтобы ты расколдовала бурю, которая все разрушает на своем пути – сказали Тасжаны
- Хорошо! – согласилась  Жалмауз-кемпир и расколдовала бурю.
- Мама! А можно они построят нам дом. Настоящий! – попросила Жаксыгуль
- Конечно, доченька! Я больше не буду превращать зверей в камни! – пообещала Жалмауз-кемпир.
Тасжаны в миг, построили домик для Жаксыгуль и ее мамы.
Жалмауз-кемпир поблагодарила еще раз маленьких Тасжанов, а Жаксыгуль выпустила всех зверят из заточения.

Часть 5. Возращение Кайрата домой

Кайрат попрощался с новым другом Жаксыгулей, и отправился с Тасжанами домой.
Тасжаны вывели его прямо к дому. Было уже темно на улице.  Вечерело.
Юрта Кайрата стояла на окраине аула. И только маленькие пронизывающие лучи со всех щелей двери, исходящие от света лампы, говорили о том, что в доме не спят.
- Где же мой сыночек? – плакала мама, - Где мой родной? Куда же ты подевался?
Отец сидел молча. Но по лицу было видно, как сильно он переживал.
Вдруг, от скрипа двери они вздрогнули. И в комнату вбежал Кайрат, а за ним не спеша, зашли Тасжаны.
- Мама! Мама! Не плачь! Я здесь! – звонкий голос Кайрата оборвал угнетающую обстановку в юрте
- Мой сыночек! Мой родной! Где же ты был? Почему ты ушел без разрешения? – крепко обнимала и причитала мама Кайрата
- Мама! Прости меня! Я побежал за красивой бабочкой! И не заметил, как ушел далеко от дома! – оправдывался Кайрат
Отец встал и поздоровался с Тасжанами.
- Рахмет вам, огромный! Век не забуду вашу доброту! – поблагодарил Каирбек
- Агай! Рады будем вам помочь! – ответил главный Тасжан, - Кроме этого, благодаря вашему сыну, мы остановили надвигающуюся бурю. Которая должна была снести все на своем пути. Даже наши скалы и горы, которые мы строили, не помогли бы нам.
Тасжаны распрощались и ушли по своим делам.

Глава 4. Той
Часть 1. Приглашение
Через несколько дней, родители Кайрата, устроили большой той. И пригласили всех людей, волшебных существ, птиц и зверей, и соседей Тасжанов в гости.
 - Мама! А можно мне пригласить моего друга? – спросил Кайрат
- Конечно же, сынок! Можно! – ответила ласково мама
И Кайрат, с разрешения родителей, вместе с Тасжанами, отправился сквозь скалы, к Жаксыгуле.
Жаксыгуль играла со зверятами, возле каменного дома, который построили Тасжаны. Вдруг из скал вышли маленькие Тасжаны, а вместе с ними ее друг – Кайрат.
- Кайрат! Здравствуй! – обрадовалась Жаксыгуль
- Здравствуй Жаксыгуль! Как я рад снова встретиться с тобой! – воскликнул в ответ Кайрат
Дети обнялись, как два настоящих друга.
- Я хочу пригласить тебя с мамой к нам на той! – сказал Кайрат
- Ур-р-ра! На той пойдем! – запрыгала от радости Жаксыгуль
Тут вышла Жалмауз-кемпир.
- Здравствуйте, Жалмауз-кемпир! – поздоровался Кайрат
- Здравствуй, Кайрат! – поздоровалась она, и посмотрела в сторону Тасжанов, и сказала: «И вам здравствуйте! Трудолюбивые Тасжаны!»
- Желаем вам доброго дня! – ответили Тасжаны
Жаксыгуль подбежала к маме и сказала:
- Мама, Кайрат приглашает нас к себе на той! Давай пойдем! Я очень хочу на праздник!
- Хорошо доченька! Только испеку баурсаки! И сразу на той! – сказала ласково Жалмауз-кемпир

Часть 2. Праздник

На празднике в ауле кто только не был. Все соседи собрались. И птицы, и звери, и волшебники, со всех сторон степи и гор.
И Кыдыр-ата, который гуляет по всей казахской степи и дарит всем кусочек счастья.
И пери, которые живут в степи и в горах, славящиеся своей необыкновенной и чудесной красотой.
И трудолюбивые Тасжаны, которые строят горы и скалы.
И красивые Гульбаршины, которые по утрам будят цветы, чтобы те расцветали.
И огромные одноглазые Дау, которые по пути доставляют на своей ладошке попутчиков, чтобы не раздавить их.
Много было там народу. И даже Жалмауз-кемпир пришла на той. Она испекла пышные баурсаки. Да такие вкусные, что до сих пор слюнки текут.

И я там был, кумыс пил,
Море беспармака, горы баурсаков,


Рецензии