На пороге ночи. Глава 37

— Может быть, осмотрим и её заодно? — предложил Рэй.

— Если вы хотите… — выдавила Ззия.

— Хотим, — ответила Лора. — И ещё мне хотелось бы знать, где находятся послы Жжуа.

— Это как раз в той стороне, — проговорила принцесса, медленно направляясь на север примерно с тем же энтузиазмом, с каким приговорённый направляется к месту казни.

— Местечко для них, значит, подобрали получше, — высказался Гэри.

Принцесса взмахнула усиками, как бы вздыхая.
— Да, место не самое лучшее, — признала она. — Королева Азафа в начале своего правления хотела переселить послов в другую башню, но потом…

— Решила, что для них и эта слишком хороша, — услужливо подсказал Гэри.

— Можно и так сказать, — согласилась Ззия. — Однажды она сказала, что им место в Проклятой Башне, а не рядом с ней, но это, разумеется, было сказано не всерьёз. Эти переговоры действуют на неё ужасно…

— А кто из жиззеа, кроме самой королевы, видит этих послов, имеет возможность разговаривать с ними? — поинтересовался Командир.

— Никто, — качнула головой принцесса. — Только королева, и больше никто.

— Не может быть, — не отступал Михал, предполагая, что правящий класс, как это часто бывает, не обращает внимания на низшие сословия и может с лёгкостью назвать слуг, уборщиков и прочих всеобъемлющим словом "никто".
— Кто-то же должен их кормить, убирать комнаты и прочее. — Но его надежды не оправдались, здесь всё было продумано.

— Их видят только шемма, — разочаровала его Ззия. — Они относят еду, убираются в Башне и охраняют послов, вернее… держат их под арестом. Иногда их выводят на прогулку, но только ночью и под усиленной охраной.

— Ничего себе! — возмутился Гэри, — Не хотел бы я быть у вас послом.

— Успокойся, ты уже посол, — обрадовал его Мррум, — представитель Тайного Союза, забыл что ли? Так что королеве ничего не стоит и тебя хорошенько послать — например, в Башню Трёх Призраков — будешь у них четвёртым.

— Только вместе с тобой, — ухмыльнулся Гэри. — Я могу греметь какими-нибудь цепями, а уж стенания — по твоей части.

— Конечно, — фыркнул киф, — греметь цепями каждый дурак сможет — самое бестолковое занятие.

— Один — ноль в пользу кифа, — флегматично отметила Виллена.

— А ты, значит, уходишь из большого спорта и назначаешь себя судьёй? — спросил Мррум.

— Профессионалам не место среди любителей, — отозвалась намиянка, но её укол не задел Мррума за живое: он не имел ничего против судей, до тех пор, разумеется, пока они присуждают победу ему.

Принцесса слушала их, слегка пошевеливая усиками. Настроение её улучшилось.
— Какие вы весёлые, и какая у вас интересная жизнь, — мечтательно сказала она. — А вот и Северная Башня, в которой держат послов Жжуа.

По внешнему виду эта Башня почти ничем не отличалась от других башен из серого камня, вот только окна её были забраны частыми решётками, а внизу дежурило не меньше двадцати стражей.

— Настоящая тюрьма, — заметил Командир.

— Да, — печально согласилась принцесса. — Я слышала от служанок, что однажды один из послов начал что-то выкрикивать, стоя у окна, когда мимо проходили садовники.

— Что же он кричал? — заинтересовалась Лора.

— Не знаю. Мне и самой было очень интересно. Я даже разыскала одного из этих садовников. В конце концов он признался мне, что посол оскорблял королеву, но что это были за оскорбления, он не хотел говорить, да это и понятно — подобные разговоры недопустимы.

— И что же — посол так и кричал, пока не охрип, и ему никто не мешал? — спросила Лора.

— Нет, это продолжалось совсем недолго. Стражи схватили его и оттащили от окна.

— Какие стражи его схватили — те, что дежурят поблизости? — уточнил Рэй.

— Нет. Внутри есть и другие.

— И много их там?

— Не знаю. Это известно только королеве.

— И они подчиняются только ей?

— Да, — вздохнула Ззия. — Однажды я имела возможность в этом убедиться. Дело в том, что я... — она замолчала, испытующе оглядывая всю компанию.

— Мы никому не скажем, — пообещала Лора.

— У нас уже достаточно общих секретов, пусть будет и ещё один, — согласилась принцесса.
— Однажды я попыталась проникнуть в Северную Башню. Зиф отговаривал меня, но я настояла на своём. Мы дождались, когда все в замке заснули, и пошли… Впрочем, я ошиблась: заснули не все — стражи, конечно же, не спали. Они преградили мне дорогу, и сколько я ни пыталась заставить их пропустить меня, всё было бесполезно.
Они вели себя почтительно, мне даже показалось, что они были расстроены тем, что не могут исполнить моё желание, однако…
Должна признаться, той ночью я в первый раз порадовалась, что стражи немы, а значит мне не нужно беспокоиться, что они расскажут о моём поступке. Тогда же я впервые подумала, что это и есть причина — возможно, единственная причина, по которой королева Азафа наняла их когда-то на службу.
Я пыталась побольше разузнать о том времени, и выходит так, что появление во дворце шемма и появление разногласий с Жжуа произошло в одно и то же время.

— Королева Азафа наняла их? — спросила Лора.

— Да, но не моя сестра, а совсем другая королева Азафа. Это имя часто встречается в нашей династии, так же как и имя Ззия. С той только разницей, что Азафой стараются назвать ту, что скорее всего станет королевой, а Ззиями называют девочек из королевского рода, которым наверняка не взойти на трон.

Эта традиция восходит к одному древнему преданию. Оно называется "Легенда о Первой Королеве Азафе, о Ззие — целительнице и о Небесном Цветке". А вот и участки трёх сестёр из этого предания, — принцесса указала на три небольших участка, ограждённых низенькой каменной кладкой.

На первый взгляд, они казались обычными шестиугольными цветниками, которые встречались здесь очень часто. Но, присмотревшись, нельзя было не заметить, что их ограда не только лишена обычного изящества, но и очень стара. У двух цветников её явно ремонтировали и всё же она выглядела как осколок незапамятной старины, но третий участок почему-то был лишён и этого.

Ограда его была покрыта серо-зелёным мхом и полуразрушена. Вывалившиеся из невысокой грубой кладки камни валялись в цветнике там, куда они упали или откатились; некоторые были целы, другие рассыпались от старости на несколько неровных обломков.

Да и цветы в этом цветнике были какие-то странные, не похожие на своих культурных, тщательно ухоженных собратьев. Эти были заметно меньше и казались дикими.
Многоцветьем и разнообразием маленький участок мог соперничать с огромным Храмовым Холмом, но всё здесь было как бы неправильно и пестро: на бордовых и розовых лепестках — белые разводы, на белых — мазки лилового или фиолетового, тёмно-синий взрывается неизвестно откуда взявшимися ярко-оранжевыми тычинками. Всё в этом участке было ярко, пестро и… свободно. Казалось, что за ним никто не ухаживает, но глядя на него хотелось улыбаться или даже смеяться.

— Это участок Первой Королевы, — пояснила принцесса. — По традиции за ним никто не ухаживает, здесь всё предоставлено само себе. Видите, какие забавные получились гибриды.

— А мне они нравятся, — серьёзно сказала Лора.

— Мне тоже, — призналась Ззия. — В детстве я любила приходить к этому цветнику и приходила бы куда чаще, если бы не соседство Проклятой Башни, — принцесса поёжилась.

— Кажется, я уже слышала от кого-то про сказку о Небесном Цветке, — сказала Лора, решив не упоминать, от кого она это слышала.

— Сказку? — удивилась Ззия. — Впрочем, теперь её часто называют сказкой, но когда Узфа рассказывала её мне, я верила каждому слову. Раньше в неё верили и взрослые, а не только дети — так говорит Узфа.

Принцесса остановилась и замолчала. С этого места уже была хорошо видна Башня Трёх Призраков, и Ззие совсем не хотелось подходить к ней ближе.

— Что же у вас: все королевы — Азафы? — спросил Мррум. — Как же вы их различаете?

— Есть ещё Тронное Имя, которое даёт королеве Первая Жрица. У моей сестры-королевы — Цветущая. А до неё Азафой была только та королева, при которой расстроились наши отношения с Жжуа. Её Тронное Имя было — Зарёй Сияющая. Потом долгое время королевы носили другие имена. И вот что странно… — Ззия задумалась.

— Когда моя сестра Азафа достигла совершеннолетия и, следовательно, была объявлена наследницей, наша мать-королева предложила ей изменить имя.
Это возможно, хотя в королевском роду так поступают крайне редко. Достигнув совершеннолетия, можно избрать себе другое имя, но сестра отказалась.
Носить имя Первой Королевы почётно, и сестра была крайне удивлена таким предложением матери.

Они говорили наедине, но потом Азафа поделилась со мной, я и теперь помню её слова. "Наша мать-королева предложила мне взять другое имя. Она сказала нечто странное, чего я не могла понять, но она не объяснила. Она сказала: "Когда я назвала тебя Азафой, я ещё не была королевой и многого не знала. Моя мать, твоя бабушка, советовала мне не делать этого, но я не послушала. Я хотела бы, чтобы ты была счастлива…" — принцесса снова замолчала.

— Значит, Азафа тоже не прислушалась к совету матери? — вывела её из задумчивости Лора.

— Да, но я её понимаю. Помимо того, что она любила своё имя и гордилась им, это выглядело бы… очень странно, если не сказать хуже. Отказаться от такого имени… Это было бы не лучшее начало для той, что впервые садится на Цветочный Трон, да к тому же — на место наследницы.

— Но ведь ваша мать не могла не понимать этого. Может быть, причина как раз в том, что с королевы по имени Азафа начались проблемы с соседями? Как думает принцесса?

— Ах, — улыбнулась Ззия, — обращайся ко мне в первом лице, ни к чему эти церемонии, тем более что мне они никогда не нравились. Что же касается имени… Я думаю, что так и есть.
Первую Королеву — королеву из легенды, вряд ли можно назвать счастливой, разве что — в конце жизни. Королева, при которой мы рассорились с Жжуа, наверняка страдала из-за этого; и после неё груз королевской власти становился всё тяжелее и тяжелее. Наша мать не знала, что сделать для того, чтобы облегчить его. Возможно, она предвидела, что на правление моей сестры придётся кризис…

— Она хотела сделать хоть что-то, но не знала — что, — подвела итог Лора.

— Да, так, — согласилась принцесса и решительно повернулась в ту сторону, в которую во время всего этого разговора избегала смотреть — в сторону Башни Трёх Призраков.

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/09/25/1163


Рецензии
Нет у них ещё ответов,
Хоть всё больше есть секретов,
Но пути другого нету
Чтоб решить загадку эту.

Борис Готман   09.07.2016 13:25     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю, Борис!!
Да, придётся им тут помучаться
с загадками...
Счастья вам и удачи во всём!!

Рина Михеева   09.07.2016 19:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.