Мотив богоборчества в творчестве М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из величайших русских поэтов, поднимавший в своих стихотворениях проблемы любви («Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Я не унижусь пред тобою…»), одиночества («Тучи», «Первое января», «На севере диком стоит одиноко…»), свободы и воли («Парус», «Узник», «Сосед»), предназначения поэта в современном мире («Пророк», «Поэт», «Кинжал»). Писатель, приверженец такого литературного направления как романтизм, в традициях данного течения затрагивает и тему борьбы сильной личности против страны, общества, против самого Бога. Богоборческие мотивы пронизывают практически всю философскую лирику поэта наряду с тонкими и лиричными религиозными настроениями, отраженными в его произведениях.
Во-первых, Бог для поэта – это высшая небесная сила, способная наполнить душу человека светом надежды и веры. Стихотворение «Молитва», написанное Лермонтовым в 1839 году, является вершиной его духовной лирики, ведь именно в нем отражен настоящий, искренний, неподдельный разговор с Богом, который успокаивает измученного грустью лирического героя:

…С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

В стихотворениях Лермонтова Бог иногда соединяется с природой, показывая гармонию окружающего мира, к которой на миг приобщается и лирический герой:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
(«Когда волнуется желтеющая нива…», 1837)

Во-вторых, Бог – это Высший Судия, который справедлив и честен в своих действиях и решениях. Несмотря на мелочность, ничтожность и порочность современного мира, поэт верит в Страшный Суд, где каждого человека ждет воздаяние за прожитую им жизнь, где каждый даст ответ Богу за свои поступки. Эта авторская позиция выражена в стихотворении «Смерть поэта» (1837), которое было написано как реакция на смерть А.С. Пушкина:

…Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед…

С другой стороны, Бог – это лжец и враг, которого лирический герой стихотворений М.Ю. Лермонтова обвиняет в тотальном обмане своих надежд, мечт и ожиданий, чаяний на счастливую и беззаботную, полную покоя и любви жизнь, в неизвестности своего предназначения:

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей…
(«Благодарность», 1840)

Прием анафоры создает интонацию гневного перечисления обманутых чувств героя, его разочарованности во всем. Он ропщет на Господа, а заканчивает свой монолог смелым выпадом Богу – желанием собственной смерти, чтобы избежать новых страданий и иллюзий в этом мире:

…Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

В душе любого человека с самого его рождения возникает противоречие: внутри живет как Бог, так и дьявол:

…Не походили на существ земных.
О нет! все было ад иль небо в них!..
(«1831го июня 11 дня», 1831)

Их борьба (демонического и божественного) бесконечна, и, к сожалению, в стихотворениях М.Ю. Лермонтова чаще всего побеждает дьявол. Доказательством этому факту является поэма «Демон», в которой поэт создал особый тип сознания, вобравший в себя все обаяние порока и губительную силу своеволия, борьбы с Богом:

…Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом,
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица…

Но Бог – это еще и податель высшей нравственной мудрости, которая помогает человеку прозреть, избавиться от духовной слепоты, привитой светским обществом без моральных ценностей и ориентиров:

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока…
(«Пророк», 1841)

Лирический герой начинает видеть суть вещей, освобождается от темной повязки, скрывающей пороки людей, и теперь стремится об этом рассказать, «завет предвечного храня», однако его никто из ближних не слышит, а только бросает в осмеянного вождя и пророка человечества камни. Этот непосильный крест, данный ему Господом Богом, он несет в одиночку, хотя его слушается и ему помогает природа, в которой он находит убежище от окружающего мира, наполненного злобой:

…Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя…

Таким образом, отношение поэта к Богу неоднозначно: оно не раскрывается только в одной плоскости, а вбирает в себя многогранность поэтического сознания М.Ю. Лермонтова.


Рецензии
И ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ ГОВОРИТ и о чем они говорят друг с Другом!?
Напишите РАЗМЫШЛЕНИЯ на заданную Тему!!!
С любовью!

Виктор Хажилов   14.11.2012 18:00     Заявить о нарушении