Онегин и Чацкий чей характер значительнее?

Онегин и Чацкий: чей характер значительнее?

Главный герой романа «Евгений Онегин» - это «лишний человек», который на протяжении всего действия меняет маски, постоянно гоняясь за недостижимым идеалом. Он мечется в поисках смысла своей жизни, который, к сожалению, Онегин не в силах отыскать.
Главный герой комедии «Горе от ума» - это умный, самодостаточный, категоричный и волевой человек, для которого, увы, нет места внутри того общества, в которое он вернулся после трехгодового путешествия.
Оба этих персонажа – «герои своего времени», образы живые и нестареющие, остающиеся немеркнущими мраморными статуями прошедших веков.
Среди этих «двух огней» более значительным представляется характер А.А. Чацкого, героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Первое, что выделяет его из общего слоя общества того времени, - это ум. По словам И.А. Гончарова, Чацкий положительно умен, остроумен, «с сердцем, с чувством».
Второе, Александр Андреевич – это провозвестник новой зари, передовой курьер неизвестного будущего. Его мысли – это шаг вперед не только для старомосковского дворянского общества, но и для всей России в целом. В обмен на старые ценности и постулаты А.А. Чацкий предлагает новые идеи будущего: со своими достоинствами, перспективами, ожиданиями.
В-третьих, Чацкий – это искренний, активный и горячий деятель, обличитель лжи, победитель при видимом поражении, это жертва на поле войны «свежего с отжившим, больного со здоровым».
Из всех персонажей комедии Чацкий наиболее живой и как человек, и как исполнитель уготованной ему роли. Он не черствая марионетка царящих устоев общества, а самобытная фигура, светлый маяк в темном коридоре затухающего времени.
В целом, характер Александра Андреевича Чацкого – это характер борца за свои идеи, решительного и целеустремленного отступника от прогнивших законов. Его задача – это лишь посеять зерно, а уж плоды его буду пожинать иные.
Побег А.А. Чацкого – видимое поражение, за которым стоит вечная победа непримиримых и свободных чацких над низкопоклонниками – фамусовыми. Это не проявление какой-то слабости, а проявление ума и инстинкта самосохранения, присущих любому человеку.
Онегина нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. Онегин – это жалкий «сын времени», продукт воспитания того общества, затертое отражение человека, изнеженного напыщенностью балов, красотой зал и всей светской жизни.
Рано разочаровавшись в идеалах общества, внутри которого он существует, Онегин пытается найти себя, попутно меняя тысячу масок. Однако это его ни к чему не приводит – он все также жалок. Евгений то надевает на себя личину лицемера, то циника, то обольстителя женских сердец, то отшельника в тени собственного дома.
Умен ли Онегин?.. Нет, ведь ум его вял, круг интересов и чтения ничтожно мал, а сам из себя он представляет лишь несчастную пародию, отражение. Онегин – заложник времени.
Онегин только жалуется на забавы общества и ради развлечения постоянно трансформируется, примеряя разные маски, Он не предлагает альтернатив развития, как это делал Чацкий. Евгений не несет в себе ничего нового, а лишь разочарованно живет внутри порочного круга, в котором он вынужден жить.
С другой стороны, хоть вокруг Онегина видимая пустота, но ам он внутри не пуст. Это его, возможно, оправдывает, в нем есть потенциал к действию, однако не того огня, той искры, способной разжечь костер чувств и эмоций Евгения, и его апатичность с постоянным лицемерием не дают сделать ему шаг вперед.
Любовное письмо Татьяны к Онегину – это та искра, пробудившая «спящего» Евгения. Но отказ Татьяны – это поражение, это раскрытие истинного, настоящего лица Онегина, это победа верности над опоздавшим чувством. Это вечный урок Евгению, кинувшемуся слишком поздно доставать свое «милое» счастье из московского светского круга.
Онегин – эгоист, который заботится только о себе, в котором собственно чувство превалирует над чувствами других людей.
Его поражение не несет в себе скрытой победы, а лишь усложняет жизнь и муки Онегина. Он так и обречен жить, не сходя с ума, а постоянно мучаясь. Характер, воспитанный в рамках того времени и не сумевший вырваться из порочного круга эпохи, помешал обрести ему свое счастье.
Характер Александра Андреевича Чацкого более значителен, чем характер Евгения Онегина. Чацкий – благородная фигура времени, новое поколение мысли, а Онегин – воспитанник старых норм, ироничный морок на светских балах, не несущий в себе ничего нового.


Рецензии