Отцы и дети. Образ Базарова

«Отцы и дети». Образ Базарова.

Что есть Базаров? Базаров есть портрет, искусно написанный опытной рукою настоящего мастера, «нового», прогрессивного поколения, которому Лермонтов приписывал ту самую «гордую насмешку» обманутых сынов над «промотавшимися отцами». Это не геройское поколение, но ищущее опоры только лишь в «новом» и потому отвергающее все старое и дряхлое, источающее затхлый запах древности. Нигилист Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», отличающийся циническими и варварскими взглядами на все его окружающее: на людей, явления, человеческие чувства. Весь этот портрет (т.е. сам Е.В. Базаров), несомненно, написан с особой тщательностью, четкостью и любовью, которые выказывает всякий творец по отношению к своему созданию.
Идея нигилизма, вероятно, зарождается у Базарова во время обучения в университете в Санкт-Петербурге: он становится практичным человеком, ценящим только то, что приносит пользу (отсюда его отрицание поэзии и искусства), он не принимает ничего на веру, а отрицает совершенно все. Парадокс его нигилизма в том, что, отрицая все установленные законы, порядки, основы, он не строит себе ни новой идеологии, ни новой философии, довольствуясь взглядом, что строить ему лично ничего не надо, нужно лишь сжечь все ранее построенное. Этот безумный варваризм по отношению к прежним человеческим ценностям шокирует всех, однако, как я полагаю, все это есть выражение поиска той истины, которую новое поколение пытается найти – для этого Евгений и изучает науку, довольствуясь чтением специальных книг и препарированием лягушек.
Его идея проста – отрицание всего без принятия чего-либо нового. Он находится на грани, подчиняется полностью своей нелепой идее, и когда почва уходит у него из-под ног, когда человеческое начало (инстинкт, выражаясь научным языком) берет вверх, он пытается задушить его внутри себя, погасить пламень своей страсти, лишь бы не опровергнуть свои воззрения, которым он повинуется всем своим существом. Он балансирует над пропастью, скрывая всю душевную борьбу внутри себя, но чем больше он её скрывает, тем вернее он разрушает себя самого, потому что его поступки никак не вяжутся с той теорией, которую он поставил во главу угла.
Но никакая идея не может подчинить себе человеческую натуру – ничто не может её пленить. Инстинкты человеческие и порывы никто не может заставить себе служить. Базаров отрицает любовь, надсмехается над ней, но при этом нежно любит родителей, совершенно бессознательно влюбляется в Анну Сергеевну. Он отрицает все (даже Бога), однако позволяет соборовать себя на смертном одре. Он отрицает природу, но, тем не менее, проводит время с Аркадием на сене, вспоминая моменты своего беззаботного детства, когда он считал деревья своими талисманами, избавляющими от скуки.
Даже на смертном одре он вызывает к себе предмет своей любви – Анну Сергеевну Одинцову. Не это ли, конечно, желание в полубредовом состоянии есть подтверждение всей провальности его гениальной идеи, которую он вынашивает в себе и представляет на суд другим? Ситников, который становится «преемником» Базарова, перенимает лишь внешнюю форму его нигилизма с презрительными шуточками и всякими выражениями своего презрения, он – кукла, которая попалась в руки кукловоду, даже не знающему и не помышляющему о своем начальстве над этой марионеткой. Аркадий – молодой барин, попавший под нигилистическое обаяние Евгения Васильевича, зажегшийся искрой его идеи, которую он, как сам говорит, «не проповедует», но все же живет по ней. Ситников так и остается подвешенной куклой, а вот Аркадий повинуется человеческому инстинкту, повинуется чарам любви и становится счастливым человеком.
Мог ли Базаров стать таким же счастливцем? Вряд ли. Идея, въевшаяся в его мозг и все его существо, непременно бы съела его изнутри, поглотила бы, оставив его ни с чем, погасив все его таланты и амбиции, которых практически уже и не осталось, кроме непреодолимой тяги к научной и исследовательской деятельности, хотя Базаров с такой же горячностью презирает и отрицает, как и все, медицину, но при этом помогает своему отцу.
Но любовь для Базарова – испытание, которое он проходит, возвращаясь к своему нигилизму. Признавшись в любви Анне Сергеевне, он дает волю всем своим чувствам: в его глазах зажигается неведомый, страшный огонь, заставляющий многих бояться его. И, однако, следуя своим нелепым законам, он вновь отвергает любовь, готовясь бежать.
Базаров – это странствующий нигилист, ищущий пристанище среди тех гаваней, которые он сам отвергает своей жизнью, и, однако, только они, возможно, способны дать ему спокойствие.


Рецензии