I-1-7. Использование СЛС в обучении и самообразова
Все знают, что «информация, произведшая впечатление на человека или пробудившая интерес к ней, запоминается полно». Но обучение, как и сама жизнь, строится не только на интересе. Воспитание таких качеств личности, как осознание необходимости, долга, ответственности, трудолюбия, обязательно входит в педагогическую функцию учителя. Считается, что в процессе познания в памяти обучающихся удерживается:
• 10% того, что они читают;
• 26% того, что они слышат;
• 30 % - что видят;
• 50% - что видят и слышат;
• 70% - что обсуждают с другими;
• 80% - что основано на личном опыте;
• 90% - что они проговаривают в действии;
• 95% - чему они обучаются сами.
С 80-х годов я концептуально придерживаюсь педагогики сотрудничества, творчески осмысливая ее применительно к своему предмету «Основы духовной культуры». В арсенале современного учителя много способов активизации учебной деятельности детей на уроке. Например, созданная при разработке темы словесно-логическая структура «Сознание», воссоздается на доске по ходу изучения темы с привлечением учащихся.
По идее В. Э. Штейнберга, разработчика обучающих моделей (у меня - это словесно-логические структуры), они включают два компонента: смысловой – в виде основных терминов по изучаемой теме и логический – организующий эти термины-понятия в семантически связную систему, поддерживающую мышление и память.
Такой каркас СЛС, в виде лучевой и сетевой графики, связан с морфологическими особенностями мозга человека, структура которого – радиально-концентрическая, как утверждают ученые. Природная организация материи имеет такие же свойства:
солярность – многолучевая структура (солнце) и
фрактальность – сеточная, т.е. матричная, структура (снежинки).
Поэтому представления человека о многомерности окружающего мира выражаются в распространенных фразеологизмах: «рассмотреть круг вопросов», «разложить по полочкам», «танцевать от печки», «завязать узелок на память», «привести знания в систему», «увидеть все как на ладони». Этот феномен используется в изображении радиально-круговых символов в познании многих тем.
В центре СЛС помещается условный фокус внимания: тема (проблема, задача). От него исходят лучи системы координат, обозначающие разделы/направления изучения темы. Положение точек на линии координат обозначает количество и иерархию значимых элементов содержания раздела. Ключевые термины в процессе объяснения разворачиваются в понятия. Линии матрицы устанавливают связи между понятиями. Таким образом, учащиеся сначала получают ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об объекте познания, а затем осмысливают и описывают его. Из суждений формируется умозаключение.
В гуманитарных предметах ученику очень трудно удержать в памяти большой объем информации, получаемой в вербальной форме. Дидактическая эффективность методики применения словесно-логических структур в обучении заключается в следующем:
• Активизируются левое (образное) и правое (рациональное) полушария мозга.
Происходит целостное отражение действительности в образах-моделях;
• Реализуется метод визуальной опоры мышления, развивается устная речь;
• Приводится в систему обилие входящей в сознание информации;
• Облегчается запоминание и понимание учебного материала;
• Развивается абстрактное мышление;
• Формируется способность к логическим умозаключениям;
• Осуществляется личностное развитие и учащегося и учителя.
СЛС используются и в конце изучения темы для обобщения, закрепления и самопроверки знаний. При этом раздаются листки только с формой схемы, а термины могут быть вперемешку «разбросаны» по полям или вообще отсутствовать. Надо вписать их в нужный узел координат.
Такой метод очень полезен и тем, кто склонен к самообразованию, хочет стать высокопрофессиональным специалистом и духовно развитой личностью. Да и многие житейские проблемы легче объяснить, нарисовав подобную структуру. Мне очень нравилось сотрудничать с учащимися на уроке, используя этот метод приобретения знания.
http://proza.ru/2012/09/25/1894
Свидетельство о публикации №212092501857
Лонгфелло 01.08.2017 16:03 Заявить о нарушении
Екатерина Истоомина 2 01.08.2017 22:39 Заявить о нарушении