I-1-7. Использование СЛС в обучении и самообразова

          
                Все знают, что «информация, произведшая впечатление на человека или пробудившая интерес к ней, запоминается полно». Но обучение, как и сама жизнь, строится не только на интересе. Воспитание таких качеств личности, как осознание необходимости, долга, ответственности, трудолюбия, обязательно входит в педагогическую функцию учителя. Считается, что в процессе познания в памяти обучающихся удерживается:
 
• 10% того, что они читают;
     • 26% того, что они слышат;
           • 30 % - что видят;
• 50% - что видят и слышат;               
     • 70% - что обсуждают с другими;               
           • 80% - что основано на личном опыте;               
• 90% - что они проговаривают в действии;               
           • 95% - чему они обучаются сами.

                С 80-х годов я концептуально придерживаюсь педагогики сотрудничества, творчески осмысливая ее применительно к своему предмету «Основы духовной культуры». В арсенале современного учителя много способов активизации учебной деятельности детей на уроке. Например, созданная при разработке темы словесно-логическая структура «Сознание», воссоздается на доске по ходу изучения темы с привлечением учащихся. 

                По идее В. Э. Штейнберга, разработчика обучающих моделей (у меня - это словесно-логические структуры), они включают два компонента: смысловой – в виде основных терминов по изучаемой теме и логический – организующий эти термины-понятия в семантически связную систему, поддерживающую мышление и память.

                Такой каркас СЛС, в виде  лучевой и сетевой графики, связан с морфологическими особенностями мозга человека, структура которого – радиально-концентрическая, как утверждают ученые. Природная организация материи имеет такие же свойства: 
            солярность – многолучевая структура (солнце) и
            фрактальность – сеточная, т.е. матричная, структура (снежинки).

                Поэтому представления человека о многомерности окружающего мира выражаются в распространенных фразеологизмах: «рассмотреть круг вопросов», «разложить по полочкам», «танцевать от печки», «завязать узелок на память», «привести знания в систему», «увидеть все как на ладони». Этот феномен используется в изображении радиально-круговых символов в познании многих тем.

                В центре СЛС помещается условный фокус внимания: тема (проблема, задача). От  него исходят лучи системы координат, обозначающие разделы/направления изучения темы.  Положение точек на линии координат обозначает количество и иерархию значимых элементов содержания раздела.  Ключевые термины в процессе объяснения разворачиваются в понятия.  Линии матрицы устанавливают связи между понятиями.  Таким образом, учащиеся сначала получают ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об объекте познания, а затем осмысливают и описывают его.  Из суждений формируется умозаключение.
 
                В гуманитарных предметах ученику очень трудно удержать в памяти большой объем информации, получаемой в вербальной форме.  Дидактическая эффективность методики применения словесно-логических структур в обучении заключается в  следующем: 
    
      •  Активизируются левое (образное) и правое (рациональное) полушария мозга.
         Происходит целостное отражение действительности в образах-моделях;

      •  Реализуется метод визуальной опоры мышления, развивается устная речь;

      •  Приводится в систему обилие входящей в сознание информации;

      •  Облегчается запоминание и понимание учебного материала;

      •  Развивается  абстрактное мышление;

      •  Формируется способность к логическим умозаключениям;

      •  Осуществляется личностное  развитие  и учащегося и учителя.
   
                СЛС используются и в конце изучения темы для обобщения,  закрепления и самопроверки  знаний. При этом раздаются листки только с формой схемы, а термины могут быть вперемешку «разбросаны» по полям или вообще отсутствовать. Надо вписать их в нужный узел координат.

                Такой метод очень полезен  и тем, кто склонен к самообразованию, хочет стать высокопрофессиональным специалистом и духовно развитой личностью. Да и многие житейские проблемы легче объяснить, нарисовав подобную структуру. Мне очень нравилось сотрудничать с учащимися на уроке,  используя этот метод приобретения знания.   

http://proza.ru/2012/09/25/1894


Рецензии
Екатерина, я в одной из ваших статей прочитал ключевую фразу:* Я всегда избегала своеволия*...Мне понравилась эта фраза,характеризует человека... Никакие ЛСМ ,да и вообще никакие схемы обучения не будут работать,какими бы совершенными они не были,если есть СВОЕВОЛИЕ... Своеволие(она же гордыня) является самым мощным фактором сопротивления в духовном развитии...Вроде бы такие легкие фразы---своеволие,гордыня--- подумаешь,ничего страшного...Но нет...Из-за гордыни пали великие избранники Божьи- Моисей, Соломон, Давид...Бог конечно их простил,но все же их ошибки поучительны...У вас богатый духовный опыт...Но возникает вопрос...Почему вы ушли от Адвентистов, и что сейчас изучаете?...

Лонгфелло   01.08.2017 16:03     Заявить о нарушении
Асхат, вижу, что вы много моих текстов прочли, значит, моя авторская личность вас интересует. Поэтому отвечу на ваши вопросы. Я по природе не партийный человек, и не могу провозглашать то, в чем не убеждена. Изучаю Слово Божье. Мой Учитель - Дух Божий. Живо интересуюсь общественной ЖИЗНЬЮ. Коллекционирую в сознании и в сердце ЛИЧНОСТЕЙ. А в общем-то, я довольно искренне описываю в текстах свое духовное возрастание в вере. В них - только мой личный опыт, а мудростью меня одаривает Бог. Рада духовному братству.

Екатерина Истоомина 2   01.08.2017 22:39   Заявить о нарушении