Картины в вагонах московского метро

В московском метро можно встретить вагоны с репродукциями картин. Приятно удивило то, что картины обрамлены добротными деревянными рамами и отсутствуют надписи и повреждения на самих полотнах и на рамах, которые могли нарочно оставить дети и подростки. Однако, наблюдая за пассажирами не увидел чтобы кто-нибудь разглядывал или созерцал эти работы, обсуждал бы их. Отношение скорее безразличное. Некоторые не знают как себя вести, стоя в вагоне перед репродукциями картин и прислоняются спинами. Рассмотреть полотна представляется затруднительным делом, т.к. другие пассажиры заслоняют их собой. Они явно не воспринимают их как произведения искусства. И это не удивительно. Это еще не произведения искусства, произведение искусства – всегда подлинник, который обладает уникальностью, идентичностью, индивидуальной аурой, своей энергетикой, зафиксированной на полотне мазками художника. А копия – это уже тираж. Не более, чем просто изображение.
  Как это воспринимать? Как минимузей в метро? Скорее это анонс выставок. Намек, напоминание людям, что есть другой мир, мир искусства, мир прекрасного. Если люди в массе своей не идут в галереи, то кому то пришла мысль в голову привести галерею к людям, хотя бы на время пути. Как говорится, «искусство в массы!». Но жалко как то эти картины – они трясутся, пребывают часы напролет в шуме и пыли. Пассажиры то уже привыкли, а вот для них – это новая, достаточно жесткая среда.
Вряд ли людям будет приятно увидеть потом эти же картины в галерее, поскольку возникнут ассоциации с метро, толкучкой, поездкой на работу, запахом бомжатины и испражнений, которые в современной России непременно сопровождают вагоны московского метро.
От пребывания во время движения вместе с картинам возникает неприятное ощущение, будто ты находишься в ящике для перевозки картин, только с освещением внутри. Словно и тебя по ошибке запихнули с ними за одно. И не понятно кого перевозят.
И картины куда то едут, и ты куда то едешь, ты выходишь, они остаются и едут дальше, эдакие неутомимые путешественники. Возникает мысль, что картины сопровождают человека. В данном случае в дороге на работу, учебу, домой. Да, картины сопровождают человека по жизни, но все же не в пути, не в дороге. Грязный вагон - не место не только для произведений искусства, но даже не для репродукций.
Все таки всему свое место, картинам – в музеях и квартирах, а в метро не должно быть чего либо, не связанного с темой подземного вида транспорта, дороги, пути, передвижения и безопасности движения.


Рецензии