I-2-8. Развитие абстрактного мышления ребенка

               
                АБСТРАКТНОЕ  МЫШЛЕНИЕ – определяется как выделение одних
признаков и отвлечение от других, незначительных в данный момент или вообще не существенных для данного человека.

                Без развития этого вида мышления невозможно  становление успешной личности. Под УСПЕХОМ здесь понимается  личностное ощущение того, что жизнь свою человеку удается строить по своим целям и своими силами на благо себе и людям.

                Не следует путать успех с престижем.  ПРЕСТИЖ это социально обусловленное представление о достойной жизни. Оно может противоречить духовным потребностям человека. Право выбора – за самим человеком. 

                Абстрактное мышление в творчестве предполагает выход за пределы реальных данных, нахождение новых связей и отношений между объектами, широкую, но целенаправленную мобилизацию знаний и опыта.

                Этапы  развития мышления ребенка:
 
                - наглядно-действенное (до 3 лет),
                - наглядно-образное (до 9 лет), 
                - словесно-логическое (к 14 годам).

                Развитие  абстрактного мышления  ребенка начинается с информации, поданной взрослыми в виде вопроса, задачи.  Родители найдут массу поводов для общения с ребенком в этом плане, если осознАют важность абстрактного мышления для судьбы ребенка.

                До девятилетнего возраста дети живут в магическом мире, не стоит торопить их с осознанием реальности, всему свое время.  А этот период необходим для развития воображения, фантазии  –  основы творческой деятельности человека.  Малышу очень интересно «собирать грибы на асфальте», представляя, что он в лесу;  «кормить маму по ее заказу разной пищей из речного песка в песочнице», -  его идеи будут фонтанировать, если родители поддержат его в этой игровой деятельности.

                Кстати, ребенок до 9 лет еще не готов к свободе нравственного выбора своих поступков и ответственности за этот выбор.  Его действия чаще импульсивны или продиктованы страхом наказания. Если взрослые создают для ребенка такие сложные обстоятельства выбора,  то он может испытывать психологическое беспокойство и неуверенность. 

                Потребность в защите – сильнейшая в этом возрасте, поэтому  ребенок нуждается в «сильных» родителях, которые бы руководили им и защищали.

                Для развития мышления ребенка взрослому не стоит торопиться самому отвечать на некоторые «почему?» ребенка, а спросить «А ты как думаешь?», и направлять его «думанье». В результате дети дошкольного возраста рано проявляют интерес к играм, развивающим интеллект, любят разгадывать загадки, отвечать на хитроумные вопросы и сами сочинять их.

                Не надо перегружать ребенка "взрослой" информацией, лучше научить размышлять над тем, что ему доступно в его возрасте. В этом возрасте абстрактное мышление должно опираться на наглядно-образное мышление, на приобретенный жизненный опыт ребенка. Не стоит людям выражать восхищение малышом, подражающим взрослым в поведении и рассуждении.

                Начиная с девятилетнего возраста уже можно прямо спрашивать ребенка о его настроениях, желаниях, учить соотносить  свои потребности с возможностями и последствиями их реализации, -  так приобретается опыт свободы выбора. 

                Подростков с 12-14 лет, уже пора спрашивать, что они думают, по поводу какой-либо проблемы и  какие пути ее решения они видят. В этом возрасте уже  можно доверять подростку самостоятельно принимать решения. Надо только отчетливо дать понять ему, что совершать ошибки – нормально. Исправляя их, человек мудреет.

                Такова норма психического развития личности в раннем возрасте. Но учителям приходится иметь дело с разными отклонениями от нормы в интеллектуальном отношении. Многие дети «застряли» на уровне наглядно-действенного мышления. Поэтому в обучении они могут использовать только зубрежку и относительно точное воспроизведение полученной от учителя информации.

                В этом немалая вина родителей, не желающих просвещаться в вопросах развития ребенка.  Тяжело  смиряться с таким положением дел в семейном воспитании, поэтому и выносим свои суждения о ПОЗНАНИИ на суд читателей.

                Идеал в познании – МУДРОСТЬ, а не эрудиция, которая основывается, скорее, на памяти как свойстве природного ума. Мудрость соединяет в себе все духовные качества личности (иногда - и при отсутствии официального свидетельства об образовании).   

  http://proza.ru/2014/05/21/1965


Рецензии