Борис Чичибабин - Когда становится тошно

Он как-то признался: “Не я пишу стихи – мне кто-то их диктует... Если стих пойдёт - он пойдёт. Стихи – это чудо: что бы ни делалось вокруг тебя - ничего не существует. Ты живёшь ещё не написанным, но живущим в тебе стихотворением. Это состояние - великое счастье”. В конце жизни он много говорил о том, что его вдохновляет Господь.
А родился он в Харькове в 1923 году. В 23 года его арестовали, и посадили “за антисоветсткую агитацию”. В 43 года был принят в Союз писателей, а в 40-летнем возрасте вышла его первая книжка. В 1990 году был напечатан стихотворный сборник “Мои шестидесятые”. В одном из стихотворений он обращается к смерти:
Сними с меня усталость, матерь Смерть.
Я не прошу награды за работу,
Но ниспошли остуду и дремоту
На моё тело длинное, как жердь.
Я верил в дух, безумен и упрям,
Я Бога звал – и видел ад воочью, –
И рвётся тело в судорогах ночью,
И кровь из носу хлещет по утрам.
Одним стихам вовек не потускнеть,
Да сколько их останется, однако.
Я так устал. Как раб или собака.
Сними с меня усталость, матерь Смерть.

Поэт чем-то очень похож на героя крыловской басни “Крестьянин и Смерть”. Бедняга нёс вязанку дров и утомившись, стал в унынии звать смерть. Та явилась незамедлительно и говорит: “Зачем ты звал меня, старик?” И тут старик преобразился.
Увидевши её свирепую осанку,
Едва промолвить мог бедняк, оторопев:
“Я звал тебя, коль не во гнев,
Чтоб помогла ты мне поднять мою вязанку”.
Из басни сей нам видеть можно,
Что как бывает жить ни тошно,
А умирать ещё тошней.

Не сомневаюсь, что Борис Чичибабин, как незаурядный мастер слова, и потому глубоко размышляющий о проблемах жизни в свете нашей смертности, изложил своё кредо в словах:
За Божий свет в ответе
мы все вину несём.
Неужто всё на свете
окончится на сём?
Давайте ж делать то, что
Господь душе велел,
Чтоб ей не стало тошно
от наших горьких дел.

Так, что как бы ни было тошно жить или умирать, ещё тошнее может быть душе нашей на суде Божьем. Тошно от наших дел...

Йом Кипур – День искупления грехов и Высшего суда. Это – своеобразный экзамен, когда каждый получает оценку своих действий в преддверии Высшего суда на небесах. Дай Бог, чтобы это было не осуждение, а оправдание.


Рецензии