1. 5. Воспоминания

Начало повести  http://www.proza.ru/2012/09/21/897

- Миша ты не хочешь выпить? День такой трудный был, - предложила бабушка Маруся.
- Если только вы составите мне компанию. Я тут вкусного вина купил. Немножко, по граммуличке. Мне завтра с утра ехать.
Старушка заулыбалась, махнула рукой.
- Эх! Тряхнем стариной. Где наша не пропадала? Наливай.
 Михаил откупорил бутылку и налил в стаканы грамм по пятьдесят тёмного, пахучего вина. Старушка лихо чокнулась своим стаканом о его стакан.
- Со знакомством Вас. Дай бог тебе здоровья и счастья.
Попробовала на вкус.
- Ой, какое вкусное, - и выпила одним глотком, -(Знай наших.)
- Ну, ты и даешь, баба Маня, - улыбнулся Михаил.
 - А что? Мы такие. Не сегодня родились, - бойко ответила старушка и, попеременно кусая то колбасу, то хлеб своими, хорошо сохранившимися зубами, стала быстро хлебать ложкой борщ.
Глаза её заблестели, в голове зашумело, но не от выпитого вина, оно ещё не успело начать действовать.
Просто давно ею забытый простенький ритуал тоста, терпкий запах вина и дразнящий колбасы пробудили в её памяти образы былых вечеринок с их весельем, смехом, песнями.
Ей почудилось, что под столом чья-то рука гладит коленку, а она делает вид, что ничего не происходит. Ей вспомнились танцы, и как она ожидала, когда же её пригласит понравившийся кавалер, что бы тесней к нему прижаться под медленную, пьянящую мелодию, и как, набравшись смелости, сама приглашала его на белый танец.

Они съели и борщ, и картошку с салатом и колбасой, и накормили девочку сладким сырком, размешав его в сметане, и выпили ещё вина, и попробовали по кусочку шоколада, и глотнули газированной воды. Разомлевшие от съеденного и выпитого, затихли за столом.
Вокруг стояла тишина, вдалеке лениво лаяли собаки. Девочка забралась к Михаилу на руки и молча сидела, медленно жуя жевательную резинку. Сидеть было уютно и не хотелось вставать.
- А знаешь, Миша, - вдруг сказала старушка, - тебя к нам сам бог послал. Я давно его просила, сделай чудо, уже и не надеялась. А сегодня, как увидела тебя, так сразу и поняла - он тебя послал.
Михаил улыбнулся, потом серьёзно задумался. События сегодняшнего дня, чувства, испытанные им сегодня, заставляли поверить в самое невероятное.
- А Света ваша дочь? - спросил он.
- Внучка, а Надя правнучка, - ответила бабушка, - Сиротинушки они у меня обе. Одна я у них зашита, больше никого на целом свете.
- А где же её родители.
- На машине разбились. Купили машину, а через месяц пьяница на них наехал, на дороге столкнулись. Они сразу умерли, не мучались. А тут ирод этот, папаша её, - она кивнула головой на девочку, - привязался.
 Светин отец детдомовский был, не было у него родни. Но серьёзный мужчина был. Сам выучился, прорабом работал. Квартиру в Краснодаре получили, в поселке Гидростроителей. А как Людочку любил, души в ней не чаял. А Людочка, дочка моя, тоже серьёзная была. Школу с золотой медалью окончила.
Я учительницей работала, ботанику, биологию преподавала, а она у меня мединститут окончила. Врачом терапевтом в поликлинике водников работала. Свету они в строгости воспитывали. Она музыкой занималась, и гимнастикой, и на теннис ходила, и училась хорошо. Мать хотела, что бы она в мединститут поступила, а Света решила медучилище вначале окончить. Окончить окончила, а в институт так и не поступила, осталась одна. Но два года в большой больнице медсестрой проработала.
Я, конечно, поехала к ней, а там это "Боря с забора" уже командует. Она с ним жила не расписываясь. Квартира у нее осталась после родителей, двухкомнатная. Работала она. Вроде бы всё хорошо было. Я ей говорила: смотри Света, а она люблю и всё тут. А если любишь, говорит, надо верить, вот и поверила.
Решила привязать его, родить от него ребеночка, а он уговорил квартиру поменять, дескать, в другом, удобном месте. Заботливый такой. Ты, говорит, в положении. Тебе нельзя бегать и волноваться. Оформи на меня доверенность, я сам всё сделаю.
Я, конечно, ещё раньше обратно вернулась. Вижу, не нужна, внучка врагом смотреть начинает. Подумала, что я мешать буду? И уехала, дура старая.
Он привез её на другую квартиру. Хорошая квартира, в центре, с мебелью, хозяева, говорит, попросили, что бы мебель побыла, позднее заберут. Это твоя квартира, говорит, а через месяц взял и исчез.
Света ждала, ждала, а тут хозяева являются: вы за квартиру за два месяца заплатили, так что или платите дальше или съезжайте. Света кинулась - в её квартире люди живут. Документы на покупку квартиры правильно оформлены. Милиция у нотариуса паспорт его взяла, записали, когда он доверенность получал, нашли его, а это и не он вовсе. Мужчина паспорт потерял и новый получил, а этот в его паспорт свою фотографию вклеил, или как ещё, не знаю, и получил по нему доверенность, а потом и деньги за квартиру. Так милиция его и не нашла.
А тут срок ей рожать, она уже в декрете была. Деваться некуда, вот и приехала ко мне, тут и рожала. Три года в отпуске была. В начале что-то получала, а в этом голу пришлось ей уволиться, кончился отпуск, а возвращаться некуда, на ту зарплату и комнатку не снимешь. Да и Надю то куда девать? Я уже старая, скоро саму няньчитъ нужно будет. Так и живем. На мою пенсию, пособие когда дадут, да с огорода. Курочки вот да козочка Надюшку молочком кормит.
Старушка горестно замолчала. Михаил вздохнул. Его глубоко тронула эта простая история о любви, доверчивости и коварстве.
- А у тебя дети есть? - спросила женщина его.
- Да. Двое. Сын и дочь.
 - А кто старше?
- Дочка.
- А что ж ты говоришь, что дома никто не ждет?
- Они учатся в техникумах, живут у бабушек.
- А жена?
- Развелись, - он немного помолчал.
- Я работал начальником, лесничим. ОБХСС стало меня проверять, а её пугать начали, что, мол, меня посадят, а дом конфискуют. Мы дом неплохой построили.
Она испугалась, давай, говорит, фиктивно разведемся, а ты дом на меня перепишешь, чтобы не отобрали. Развелись, а потом она другого встретила. Врач, квартира в городе и фиктивный развод стал настоящим. Но плохого о ней я ничего сказать не могу. Дом она продала, а половину денег отдала мне. Я вот машину грузовую на них купил, и детям мы вместе помогаем: дочке уже девятнадцать, а сыну семнадцать.
- Ну а милиция как же?
- Объявили мне выговор, у нас найдут за что. Но я всё равно уволился и ушел на кордон жить. (Свой заброшенный поселок Михаил называл кордоном, так меньше задевали вопросов).
- И с кем ты живешь?
- Сам.
- Один?! И не страшно?
- Привык. В лесу не страшно, в городе страшней. Зверь не страшен, страшнее человека зверя нет.
Костер надежды, начавший гаснуть после первых слов, от последних вдруг вспыхнул с такой силой, что толкнул старушку на безумство, какое несколько минут назад она не могла и вообразить.
- Миш. А ты возьми нас к себе.

       Продолжение     http://www.proza.ru/2012/09/26/495


Рецензии
Спасибо, Олан, за живую
человеческую историю.
Вот, читаю по-маленько.
С удовольствием.
С теплом и уважением:

Тамара Злобина   14.11.2012 16:27     Заявить о нарушении