Юрий Влодов

Отредактировано.


Безвестность – это не бесславие
(Владимир Соколов)

Веду по жизни, как по лезвию,
Слепую девочку – Поэзию.
(Юрий Влодов)
 

Поэт Юрий Александрович Влодов  родился 6-го декабря 1932 года в Новосибирске.
Отец Юрия, Левицкий Александр Захарович, был театральным режиссёром. Мать, Надежда Борисовна Надеждина, – актрисой. Так как Александр Захарович приходился племянником известному одесскому  налётчику  Мишке  Япончику – прототипу  Бени Крика в  «Одесских рассказах» И. Бабеля, отец сменил фамилию. 

Семья разъезжала по стране вместе с театрами. Постоянного жилья не было. Когда началась война, отец ушёл на фронт.  Уже с 6 лет Юрий писал стихи.  Военное и послевоенное детство, желание выжить, привели мальчика в криминальную компанию.
Долго «гастролировал он со своими дружками уркаганами  в Кунгуре,
Чусовом, Соликамске, Перми…»

В начале 60-ых годов  Юрий Влодов появляется в подмосковном Переделкино. Здесь он знакомится с поэтами-классиками – Ильёй Сельвинским,  Борисом  Пастернаком,   Николаем Заболоцким, Корнеем Чуковским. Ему прочили большое  литературное будущее. В журнале «Смена» и «Литературной газете» вышли его стихи с предисловиями
Сельвинского и Пастернака. Позже Юрий Александрович знакомится с Александром Твардовским, Самуилом Маршаком, Ярославом Смеляковым.

Война распяла детство.
Оставила наследство:
Сухую емкость фраз,
Почти звериный глаз,
Сверхбдительный рассудок,
Отравленный желудок,
Горячий камень сердца
И дух единоверца…

И нет моей вины,
Что я — поэт войны!


А детство где? — ищи-свищи! —
Засыпано бомбежкой…
А я в мороженые щи
Врубаюсь гнутой ложкой.

Морковный чай долблю до дна,
Железом пахнет кружка…
И с неба светит не луна,
А мерзлая горбушка.


Из интервью, данного поэтом  Новой Газете.
___________________________________________

Мила Михайлова:

 — Каким образом вам удалось вырваться из уголовщины и вернуться в
литературу? Ведь оттуда вернуться очень сложно, если вообще возможно.
 — Ну как? Вот так и удалось. Надоела мне вся эта петя-метя воровская. Меня поманила в свое время воровская романтика, а потом она потускнела, и мне стало неинтересно, я ведь человек увлекающийся. Я увидел настоящий, звериный лик воровского мира: он был слишком жесток и слишком примитивен одновременно. Меня потянуло в более интересные места

— Я слышала, вам и Пастернак писал предисловие?

— Да, писал. С его напутствием вышла моя подборка в «Литгазете».

— А с Чуковским что вас связывало, ведь он же детский поэт?

— Корней Иванович был настоящим живым гением, и неважно, детский он поэт или еще какой. Поэтому мне было очень интересно с ним. Он знал, что он гений, но его это не особо радовало, ему все порядком надоело.

— А что он говорил о вас?

 — Он говорил мне тогда, что мое творчество на уровне Ахматовой, Пастернака. Но нам всем много чего не хватает. Я спросил его: чего не хватает мне? Он ответил: темы, своей темы. У каждого большого поэта должна быть своя, лично им прорабатываемая, серьезная тема.

— И вы вняли совету Корнея Ивановича?

— Задумался над этим делом. В итоге у меня действительно появилась своя тема. Я пишу о Боге, о Дьяволе, о Христе, об Иуде, об их взаимоотношениях. Об этом моя книга «Люди и Боги». Очень много там стихов, я и сам не знаю сколько, потому что большая часть их в
рукописях.

От Рублёва до Рубцова,
Принакрыв поля,
Туча движется пунцово,
Дождиком пыля.
Взгляд мужицкий, быстротечный
Полоснёт, как нож…
А посмотришь, каждый встречный
На Христа похож...

На вопрос о его книгах, Юрий Влодов отвечает в интервью.

«Также есть книга «Портреты», в ней стихи об исторических деятелях, царях, королях, полководцах, поэтах. Написана еще книга о Великой Отечественной войне, так как мое детство пришлось как раз на годы войны. Есть еще лирика, бытовые новеллы, шутки, эпиграммы.

— А издано что?

— Издана всего лишь одна книжка под названием «Крест». Это было в 1996 году. Небольшая такая книжка на деньги спонсора.

— Я слышала, что у вас очень много стихов потерялось, а еще больше роздано так называемым литературным клиентам, то есть людям, за которых вы писали стихи…

 — Да, потеряно немало, ведь я почти всю свою жизнь провел в скитаниях, не было ни кола ни двора. То у одного ученика оставишь рукопись, то у другого. Потом след теряется: и ученика, и рукописи. А что до клиентов, тоже приходилось заниматься этой черной работой, а куда деваться? Жить-то на что-то надо было! Я был в черных списках – печататься не мог. Приходилось придумывать какие-то ходы, как-то изощряться в добывании хлеба насущного. Но я им писал на уровне гораздо ниже своего собственного. Все равно я себе бы эти стихи не оставил. Некоторых моих клиентов печатала «Правда».

Юрий Александрович  вспоминает с горечью, как перекрыли кислород. Как писал для других, иногда за ночлег, иногда за тарелку супа. «Мой путь был, таким образом, определен: в подполье, во тьму. Дожидаться своего часа, сидя в погребе при свече».

— А что перестройка? Ведь вы могли бы выйти из подполья…

— Сил уже не осталось. Очень меня жизнь поломала. Сейчас вот только лежу и смотрю телевизор, да записываю приходящие стишата, да по телефону болтаю с парой-тройкой своих знакомых. А готовить рукописи для печати, где-то что-то пробивать, у кого-то чего-то добиваться – это не для меня. После моей смерти разберутся, как-нибудь издадут. Достаточно того, что я все это написал».

(Вопросы задавала  Мила МИХАЙЛОВА)

       Друзья называли  Юрия Влодова «Советским Вийоном». Он появился со своими прекрасными стихами в 60-ых. Было время надежд. Открывали новые имена. Любовь к поэзии становилась модой. Но пробиться в литературную среду не смог. Не нашлось для него места.  Хотя в это время  у него были прекрасные стихи о войне. Никогда не работал поэт в каком-либо штате литературного издания. Никаких ангажированных властью текстов никогда не писал.

Но всем известны  строки  принадлежащие Юрию Влодову:
 
«Прошла зима  настало лето.
   Спасибо партии за это».

Или:   
 
«Под нашим красным знаменем
 Гореть нам синим пламенем».
 
Юрий Влодов не пережил массовую известность его сверстников – Вознесенского, Евтушенко, Рождественского. Его лира из мрака подъездов, из мрака советского  андеграунда.
 
Итак, Юрий Александрович в Москве. Его не печатают. Но ему хорошо известно, что многие писатели и поэты – члены Союза  Писателей используют «белых рабов» –  авторов, не печатавшихся в прессе по разным причинам. Он предлагает свои услуги бездарным, но весьма популярным  писателям и поэтам. Игра увлекает его. Но никогда поэт не допускал лексической скабрезности.

 В материалах о Юрии Влодове нет никаких разоблачений, кроме отдельных случаев. Об одном их этих случаев я знала давно,  но, как оказалось, не всю правду. О нём я даже написала в своём дневнике.

В журнале "Октябрь" (1965,  № 4) поэт Василий Журавлев опубликовал под своим именем стихотворение А. Ахматовой из сборника "Белая стая" — "Перед весной бывают дни такие...".

Впрочем, одну поправку плагиатор сделал – вместо строчки: "И дома своего не узнаёшь", он написал: "Идешь и сам себя не узнаешь".

Скандал произошел довольно громкий, об этом факте сообщила правительственная газета "Известия". Журавлев пытался оправдываться, дескать, он когда-то переписал эти стихи в свою записную книжку, много лет спустя, обнаружил их там и принял за свои собственные...

Но на Ордынке у Ардова рассказывали и более правдоподобную версию. Якобы этот Журавлев вел поэтический семинар в Литературном институте, там он покупал у студентов стихи, а потом публиковал их под своим именем. А поскольку он платил молодым поэтам очень мало, то один из них решился отомстить ему — продал Ахматовское стихотворение как свое собственное. И Журавлев его напечатал.

Помнится, кто-то позвонил незадачливому плагиатору домой и спросил:
— А гонорар Ахматовой вы уже отправили?


Оказалось, что  концовка была другая.

Готовя материал  к этому очерку я нашла эту концовку, мало кому известную.

  Журавлёв был «клиентом» Ю. Влодова, поставлявшего ему стихи. Но однажды он решил не расплачиваться с автором. Влодов, обладавший трудным, неуживчивым характером и непростым нравом, иногда  ссорился со своими заказчиками, не желавшими расплачиваться с ним  даже небольшими суммами.

Свои произведения, которые он продавал, прежде печатал в самых неизвестных газетёнках, иногда в заводских листках.  И предупреждал заказчиков, что есть у него доказательства своего авторства. Если с ним что-нибудь случится, то его друзья  расскажут правду.

Такой конфликт и произошёл между Ю. Влодовым  и Василием Журавлёвым. Рассерженный автор вместе со своими стихами подсунул Журавлёву стихи Ахматовой.  И про гонорар Ахматовой позже спросил  он же.

Судьба поэта малоизвестна, овеяна легендами.

Так он и прожил в безвестности.

29 сентября 2009 г на 77-м году жизни он скончался в Москве от тяжёлой болезни в 1-й Градской больнице.

После смерти поэта  в московском издательстве «Время» вышла легендарная книга Юрия Влодова «Люди и боги», над которой он работал всю жизнь. При жизни поэта была издана только книга «На семи холмах», в которую вошли циклы стихов о войне, «Портреты» – на
историческую тематику, лирические, иронические и философские стихи и поэмы.

В 90-х годах о нем были созданы 2 фильма: «Я Вам пишу, Ваше величество» (телефильм, канал РТР, 1992 г.) и кинофильм «А гений – сущий Дьявол!» (кино-видеостудия  «Человек и время», 1995 г.

В нулевых годах о нем, наконец, стали писать серьезные авторы, такие как пермский поэт и журналист Юрий Беликов, а в 2007 году Равиль Бухараев, поэт и публицист, живший в Лондоне, написал о творчестве Ю. Влодова большую статью под названием «Я – жизнь твоя!».
Наследие Влодова осталось в надежных руках. Его вдова, поэтесса Людмила Осокина, много пишет о Юрии Александровиче, публикует его стихи, свой дневник о трагических последних днях поэта.

Юрий Влодов – поэт  «… жизнь его начинается с  его смерти. А небольшой отрезок реальной жизни – это подготовительный этап».
Эти слова принадлежат автору книги  «Они ушли, они остались»  Евгению
Степанову. Книга представляет собой  Антологию ушедших поэтов.  Т.1
М. «Вест – Консалтинг» 2011 г.  350 стр.


 СТИХИ.

Светлело, а гусиное перо
Резвилось, как младенец неразумный,
И глаз косил безбожно и хитро
На этот мир – застенчивый, но шумный.
Пищала птаха, тихо зрел ранет,
Сварливый клен под окнами возился…
«Ужо тебе!» – воскликнул вдруг поэт,
И кулаком чернильным погрозился.
«Ужо тебе!» – и весело со лба
Смахнул волос воинственную смуту…
Не знала Русь, что вся ее судьба
Решалась в эту самую минуту.
------------------------------

Пушкин с Гоголем сидели,
Много пили, мало ели.
И, смакуя дым глотками,
Все чадили чубуками.
Поболтать бы, да о чем? -
Лучше – ноги калачом.
Вдруг ощерился поэт:
Тридцать лет, а проку нет!
Недоступна мне пока
Глубь родного языка! -
По листу перо бежит,
Но – споткнется, задрожит,
Что кораблик на волне…
Тайну чует в глубине!..”
У Великого Хохла
Бровь к пробору поползла.
Усмехнулся? – вроде – нет.
Два кивка – и весь ответ.
Поболтать бы, да о чем?
Гоголь, вроде, не при чем.

* * *
Русский лес – домовит.
Русский воздух – молод.
Русский чай – духовит.
Русский сахар – колот.
Синь – верста за верстой
И на целом свете
Только Фет да Толстой,
Глупые, как дети…
Дремно думает граф:
«Хорошо в покое!..
И, конечно, я прав,
Веруя в такое…
Вишь, пожаловал ферт –
Мазаны волосья!
И придумал-то – «Фет»! –
Ровно кличка песья!
Ишь, отставил задок! –
Как зайчишка прыток.
Не беда, что жидок,
А беда, что жидок!..»
Драный графский буфет,
Борода Христова.
Желчно думает Фет,
Глядя на Толстого:
«Ах ты, старый старик!
Домотканый гений!
Борода, что парик
На потешной сцене…
Скобяной эрудит!
Дать бы старцу лупку!
Вроде граф, а глядит
Марьюшке под юбку!..»
Жизнь – верста за верстой –
Целый век в минуте…
«Нуте-с!» – молвил Толстой.
Фет ответил: «Нуте?..»

* * *
«Граф, извиняй! – слова твои пусты, –
Сморгнул денщик, топя лепеху в сале, –
Издревле – смерть и кривда мир спасали,
А жизнь и правда прятались в кусты…»
Всё возмутилось в Левушке Толстом…
«Прочь!!..» – гаркнул граф и в двери ткнул перстом…
Потом всю ночь казнился над листом…

* * *
Слепые силуэты Петрограда…
Густой туман, как дым пороховой…
А он поник белесой головой
Над столиком трактира «Эльдорадо».
Совсем не «Эльдорадо»… Нет, не то…
Пульсирует заточенная жилка.
Роняет блики смрадная коптилка
На черное старинное пальто.
Шарманка задыхается за дверью,
Надсадно и застуженно сипит…
И деревяшка адская скрипит.
И чья-то рожа смотрит в окна зверем…
Его рука немыслимо бела…
Нет, он не спит, он только стиснул веки.
Как трудно быть мужчиной в этом веке,
Когда зовут в ночи колокола!
А над кабацкой стойкой Незнакомка
Кокоткой размалеванной грустит…
А он – руками белыми хрустит…
А он смеется коротко и ломко…
Потом встает и падает стакан,
И он ногой ступает на осколки.
И сразу в грудь ударит ветер колкий,
И двинется над городом туман.
Он у мальчишки спросит папиросы,
А впереди – неясные, как сны,
Горят в тумане красные костры,
Шагают гулко красные матросы.

Фильм о Ю. Влодове можно посмотреть на сайте

http://za-za.net/?menu=main


Произведения

Меж звездных факелов - философская лирика, 22.01.2011 12:10

Иномирец - философская лирика, 28.07.2010 19:48

По горным, утренним, по белым рекам - пейзажная лирика, 16.07.2010 00:33

Стихи о войне (12)

Люди и боги. 1-я книга (13)

Люди и боги. 2-я книга (12)

Люди и боги. 3-я книга (8)

Стихи о творчестве (4)

Стихи о России (2)

Пейзажная лирика (3)

Портреты (2)

Стихи о Пушкине (4)

Поэмы (1)

Читателям, желающим  глубже познакомиться с творчеством ЮРИЯ ВЛОДОВА,
предлагаю материалы о нём. Много неожиданного Вас ждёт.


СТИХИ, СТАТЬИ, ВОСПОМИНАНИЯ О ЮРИИ ВЛОДОВЕ.

Людмила Осокина (Влодова). Биография Ю. Влодова и комментарии к книге
«На семи холмах»

Людмила Осокина."Тайна Бабьего Яра" http //aveterra.Livejounal.com 721772.html

Людмила Осокина. Я заглянул в зерцало бытия. Комментарий к книге «Люди и боги»

Людмила Осокина. Последний сентябрь. (Как умер поэт Юрий Влодов.)

Борис Кочерга. Он поэт! Эссе о Юрии Влодове

Юрий Беликов. Запоздалый шаг. Рецензия на книгу «На семи холмах»

Юрий Беликов. Иномирец. Легенды о Влодове.

Юрий Беликов. Женщина, которая не тонет (Людмила Осокина)

Евгений Степанов. Дикороссы: другая поэзия России

Кирилл Ковальджи. Все хорошие поэты необычны

Равиль Бухараев. Я — жизнь твоя! Предисловие к книге «На семи холмах».

Тимур Зульфикаров. Первосвидетель

Евгений Лесин. А Бог скрывается в траве

Сергей Мацко. Моя первая встреча с Влодовым

Стихи о Юрии Влодове. Леонид Колганов, Борис Кочерга, Илья Рубинштейн,
Антонина Ростова

Людмила Осокина. Песня о Юрии Влодове на стихи Леонида Колганова.
Музыка и вокал Л.Осокиной. Текст.

Антонина Ростова. С той стороны

Сайт памяти поэта находится по адресу:http://www.vlod.narod.ru/

Ссылки на посмертные статьи о поэте в "НГ Ex-libris".

Людмила Осокина. «Спасенье для гения – крест!»
http://exlibris.ng.ru/poetry/2009-11-12/4_genius

Ю. Беликов. Короткая дорога.
http://exlibris.ng.ru/poetry/2009-11-12/4_road.html


Р. Бухараев. Я – жизнь твоя.

http://exlibris.ng.ru/poetry/2009-11-12/4_life.htm

http://45parallel.net/yuriy_vlodov/ «Юность» за 2002 год. 100
эпиграмм Юрия Влодова.

http://www.interlit2001.com/belikov-2.htm Юрий Беликов. «Запоздалый
шаг». Рецензия на книгу Юрия
Влодова «На семи холмах» в ЛГ Там же:


Ссылки на другие ресурсы:

Сайт Юрия Влодова в «Стихи. ру»

Блог памяти поэта

Стихи в журнале "Дружба народов" № 12 2009 г

Стихи в журнале "День и ночь", №3, 2007 г

Стихи в "Литературной газете"

45-я параллель, поэтический альманах

Интервью с Юрием Влодовым в "Новой газете"

Стихи На Интерлите


Свидетельство о публикации №212092500500
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Рецензии
Написать рецензию
...Если бы не Вы, Майя Владимировна, никогда бы не узнал о поэте Влодове. Какой яркий талант и какая сложная трагическая судьба. Такие стихи не напишешь от скуки, "ковыряясь нежным пальчиком в носу". Человека выковало жестокое время.

Спасибо Вам! Продолжу знакомство с творчеством Юрия Влодова.

Володя.

Владимир Теняев   01.10.2012 12:15   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
А стихи-гениальные. Обратите внимание на статью Осокиной "Тайна Бабьего Яра"и статьи Беликова и Бухараева.С нежносью и теплом!
На Вашей странице поздоровалась и попросила прощения.

Майя Уздина   01.10.2012 12:32   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.
Написать рецензию     Другие произведения автора Майя Уздина
Разделы: авторы / произведения / рецензии / поиск / кабинет / ваша страница / о сервере     Ресурсы: Стихи.ру / Проза.ру
________________________________________


 


Рецензии
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.