О Владимире Петровиче Гончарове

Мой первый знакомый из сотрудников ЧЭНИС
Владимир Петрович Гончаров родился в 1925 году в городе Азове.  До 1935 года жил с родителями в Ростове-на-Дону.  Затем семья переехала в Москву. В июне 1941 года он окончил 8 классов средней школы. В связи с началом войны в сентябре 1941-го ему пришлось бросить учёбу и поступить на работу. Он стал учеником механика – сборщика на номерном (военном) заводе в Москве.  С декабря  1941-го по май 1945 –го он живёт в Свердловске (Екатеринбурге) и работает механиком -сборщиком на на том же самом (эвакуированном из Москвы) заводе. С мая 1945-го  живёт в Киеве и работает на другом, но также военном,  заводе сначала слесарем, а затем электромонтёром  Одновременно учится в вечерней школе.

 В 1947 голу,  окончив 10-ый класс, поступает на отделение геофизики геологического факультета Московского университета. В 1952 году оканчивает МГУ по специальности сейсморазведка. В последний год обучения он совмещает занятия в университете с работой в Институте океанологии АН СССР в должности сначала лаборанта, а затем -  и.о. младшего научного сотрудника.

. Как молодого специалиста его направляют на горно – обогатительный комбинат в город Пятихатки Днепропетровской области, где с декабря 1952-го по март 1955 года работает в должности геофизика шахты.

С апреля 1955-го по апрель 1956 года он работает в постоянном штате научно – исследовательского судна «Витязь» в должности электронавигатора. Фактически с осени 1955 года он исполняет обязанности младшего научного сотрудника в Институте океанологии АН СССР. В ноябре 1955 года с семьёй переезжает в Геленджик и начинает работать на Черноморской экспериментальной научно – исследовательской станции института океанологии в городе Геленджике. С марта 1956 года он уже и официально зачисляется на должность младшего научного сотрудника ЧЭНИС ИО АН СССР.

 Я познакомился с ним в марте 1956 года в Москве в здании Института океанологии АН СССР на Лужниковской улице (ныне – улица Бахрушина).  Владимир Петрович, находившийся тогда в Москве в командировке, узнав, что в Геленджик на ЧЗНИС направляется некий новый сотрудник, разыскал этого сотрудника, чтобы передать с ним посылку своей семье. Я был тем самым новым сотрудником. А на ЧЭНИС меня поселили в тот самый коттедж, в котором уже жила семья Гончаровых.
 
В.П.Гончаров с женой Лидией Васильевной и детьми Васей трёх лет и дочерью Наташей четырёх месяцев отроду занимали тогда в этом коттедже две жилые комнаты. Третья жилая комната была предоставлена моей семье. Два года мы прожили в этом коттедже, где у нас с Гончаровыми было много общего:  общая веранда, общая кухня, общий совмещённый санузел, общий подвал в доме и общий сарай рядом с домом.  Затем ещё тринадцать лет жили поблизости друг от друга в посёлке «Океанология».
Общими для нас в эту нашу первую совместную весну стали проблемы с заготовкой топлива для отопления нашего жилища и нагрева воды для ванны и душа. В коттедже имелась автономная система отопления – с водогрейным котлом и топкой при нём и водогрейная колонка для ванны и душа. Котёл нужно было топить углём, а колонку – дровами. Но ни дров, ни угля у нас не было, так как их нужно было заказывать заранее, ещё летом, а Гончаровы вселились в коттедж уже в ноябре.

Естественно, мы объединили усилия двух семей для добычи топлива: собирали сухой плавник на морском берегу, «приватизировали» заменённые, но не убранные, старые столбы телефонной линии, разобрали на дрова полуразрушенный блиндаж, стоявший ещё с военных лет на кромке высокого берега над морем и т.д.

Владимир Петрович и Лидия Васильевна были очень гостеприимными и доброжелательными людьми,  поэтому в весенние, летние и осенние вечера на уже упомянутой веранде очень часто устраивались весёлые посиделки с нашими общими друзьями, сотрудниками ЧЭНИС и командированными на ЧЭНИС сотрудниками Института океанологии. 
 В одном дворе и одном детском саду прошло раннее детство наших детей.  И стали они, как и их родители,  друзьями на всю жизнь.

Целеустремлённо и успешно развивалась научная деятельность Владимира Петровича. Он стал ведущим участником  ряда экспедиций на нис «Ак.С.Вавилов» с целью эхолотного промера и сейсмического зондирования дна Чёрного и Средиземного морей. По результатам обработки данных, полученных в этих экспедициях, В.П. опубликовал более 20 статей в советских академических изданиях и защитил (в 1966 году) диссертацию «Геоморфология и тектоника Черноморской впадины» на соискание учёной степени кандидата геолого – минералогических наук.

 В 1971 году в 11-ом издании Британской Энциклопедии (Encyclopedia Britannica)  опубликована статья о Чёрном море, в которой раздел о геоморфологии и тектонике дна моря написан В.П.Гончаровым. Эта публикация – дополнительное подтверждение высокого научного уровня его работ. Кстати, раздел о гидрологии Чёрного моря в упомянутой статье был написан Л.М.Фоминым, также сотрудником Института океанологии. 

Одним из наиболее ярких, можно сказать – сенсационных, результатов работ В.П. Гончарова является обнаружение им ранее не известной подводной горы вулканического происхождения в хорошо и давно, казалось бы, изученном Тирренском море, колыбели древних римских мореплавателей. Этот вулкан получил название «Горы Вавилова» - в честь нис «Акад. С.Вавилов», с борта которого Гончаров проводил сейсмическое зондирование и эхолотный промер дна моря. 
 
По результатам этих работ О.В.Михайловым под руководством В.П.Гончарова была подготовлена и защищена диссертация «Геоморфологическое строение дна Тирренского моря» на соискание учёной степени кандидата географических наук.. 
В 1967 году Владимир Петрович был утверждён в должности заведующего лабораторией геологии южных морей. Вскоре ему было присвоено учёное звание старшего научного сотрудника.

Мне посчастливилось участвовать вместе с В.П.Гончаровым в двух средиземноморских экспедициях на нис «Ак.С.Вавилов».  Вставка !!! 

Я не знаю, что было причиной такого решения, но в 1971 году В.П.Гончаров переходит на работу в Рижское отделение ВНИИМОРГЕО на должность заведующего сектором нефтяной геологии. Вместе с семьёй он переселяется в Ригу. А в 1981 году он возвращается в Геленджик. В Южном отделении института океанологии он стал работать старшим научным сотрудником лаборатории, которую он когда-то сам создал.

К этому времени у него появились серьёзные проблемы со со здоровьем, резко понизилась работоспособность. В 1983 году предполагалось его участие в экспедиции на нис «Рифт» с подводным аппаратом «Аргус» в качестве её начальника. Одной из двух основных частей научной программы этой экспедиции было изучение геоморфологии прибрежной зоны Кубы. Но из-за плохого состояния здоровья он не смог получить медицинское разрешение на участие в такой экспедиции.

Перед вылетом во Владивосток, в очередную экспедицию, в середине декабря 1986 года я последний раз видел В.П. – в Геленджикской больнице. Он был уже очень слаб. А в последних числах декабря, непосредственно перед выходом судна в море, я получил радиограмму о его смерти.

Хотелось бы рассказать о Владимире Петровиче намного больше. Надеюсь, что моя дочь со временем сможет добавить к моему рассказу ещё более тёплые слова о замечательном человеке – Владимире Петровиче Гончарове.


Рецензии
Большое дело, Владилен, что совместная жизнь в коттедже вас сдружила, а не поссорила, и что ваши жёны нашли общий язык.
С дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   25.09.2012 16:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за посещение моих страниц. А то, что наши жёны не поссорились - удивительно. Обе были очень неуступчивыми самодостаточными личностями. Для меня же Володя был примером для подражания: он знал и умел многое, чего я не знал и не умел. Кроме того, несколько позже наши с ним отношения прошли жёсткую проверку двумя рейсами совместного плавания на очень небольшом судёнышке по Средиземному морю зимой. И т.д.
С дружеским приветом
Владилен.

Владилен Николаев   25.09.2012 16:58   Заявить о нарушении