Егоров Н. Отсюда он родом

        Где бы ни носила нас судьба, земля родная зовет к себе. И только на ее просторах находим мы успокоение, чувствуем прилив душевных сил и ощущаем мощь внутреннего голоса.
                Каждый человек  – живой динамичный художник с непредсказуемыми возможностями в сфере своей духовной энергии и потенциала. Мир мыслей не только хаотичен и беспокоен, но напорист и эмоционально заряжен, пластически напряжен. Если один проявляет свой внутренний мир посредством  па в танце, то другой -  кистью руки в живописи, третий – голосом, четвертый – рифмой и слогом ит.д.
                Есть еще вспомогательные ресурсы, которые  являются строительным материалом, для раскрытия  спящего таланта. Всевышний наделил нас равными возможностями, и только от каждого из нас зависит, как мы используем данное нам. Представьте себе серый дождливый день. Один видит – грязь и слякоть, ощущает пронизывающий холод. Ему зыбко и неуютно в этом мире. Другой же видит в каплях дождя – радость, источник жизни, силу.
Интеллектуально развитый человек с аналитическим философским мышлением осознанно и целенаправленно делает шаги  в диалектическом пространстве познания мира.
 В эти дни наш город посетит мастер пера и кисти – писатель и публицист, поэт и переводчик, член Союза  российских писателей и Союза художников Николай Матвеевич Егоров.
            Судьба его была трудной и сложной. Родился двадцать седьмого  мая 1923 года в городе Грозном. Родители его были выходцами из горной юго-восточной наименее заселенной области Армении, Вайоцдзора (Стонущее Ущелье  -  горная возвышенность, лишенная лесного покрова). Как и в Чечне, тут горные  склоны, обрывающиеся глубокими ущельями, заселены колоритными поселениями, а альпийские луга расшиты пестрыми лугами, на которых пчелы собирают лучший в стране  мед.
          Наш земляк Николай Матвеевич с теплотой вспоминает край родной - Чечню, где он родился, делал первые шаги, учился познавать мир и формировался, как личность. По его воспоминаниям интересно сверять действительность тех дней с современным Грозным. Читаешь и его и, будто бы, идешь рядом. Даже примитивный обычный текст с изложением былого затягивает так, что пытаешься оказаться в прошлом, воочию увидеть тот старый город, который мы потеряли из-за жестокой войны.  Николай Матвеевич не только очевидец и свидетель, но и участник событий тех лет.
          «Начинались 30-ые годы. Я только-только приохотился к чтению книг и записался в детский отдел библиотеки имени Чехова.
Жили мы в центре города; через дорогу от нас, у края тротуара, одиноко высилась металлическая, решетчатая, узкая, примерно семиметровая башенка. Когда и чего ради ее возвели, я не знал и до сих пор не знаю. А памятна мне она тем, что одна за другой появились на ней две большие афиши…Вторая сообщала о предстоящем показе нового фильма «Чапаев». Первая – о новой книге, - пишет Николай Матвеевич в книге своих воспоминаний «Мастера», - В ту пору, в Грозном, родном городе моем, не было Союза писателей, но активно работало литературное объединение, на очередном собрании которого меня избрали председателем бюро».
            Дорогу в  большую жизнь  мастер слова начал с фронта.  После обучения в военном училище  участвовал в боевых действиях, был командиром взвода разведки, командиром роты стрелкового батальона, первым помощником начальника штаба стрелкового полка. Война не миловала его. Четырежды ранен, дважды контужен.
         «Я воевал далеко от тех мест, где родился и вырос. На фронте я, как мог,  следил за тем, что происходило между Кавказским хребтом и Доном. Там оставались мои родители, там, под Ищерской, погиб в бою мой младший брат Александр», - продолжает повествовать о себе  в очерке «Виталий Закруткин,  радетель земли».
       Закруткин Виталий  Александрович - автор знаменитых «Кавказских записок» (1946 г.), а замечательная повесть о русской женщине в лихие годы войны «Матерь человеческая», за которую он получил  Государственную премию РСФСР имени М. Горького (1971) навсегда останется гимном женщине-матери на войне. Не скрою, что согласна с немецким критиком, славистом Вольфганом Казаком насчет слабости литературного таланта Виталия Закруткина, но  он умело вставлял исторические детали в свои повествования, которым можно верить, хотя "он так и не научился связывать их воедино". А Николай Егоров преподносит нам Виталия Закруткина с другой стороны:
 «Истинно добрый и широкий в своей щедрости хозяин дома в Кочетовской… Он играл себя таким, каким хотел сыграть… Он был доступен, прост и открыт…»
         После войны в течение десяти лет Егоров работал ответственным секретарем газеты "Грозненский рабочий" (1946—56).   С 1957 года, переехал в Ростов  и по 1969 год он работал ответственным секретарём журнала «Дон», в 1961 — 1963 гг. — главным редактором областного комитета по телевидению и радиовещанию.
       С 1977 по 1992 г. одновременно преподавал журналистику и литературу в Ростовской Высшей партийной школе, затем в Северо-Кавказской академии государственной службы.
                Продолжая листать страницы воспоминаний, углубляясь в чтение,  узнаем много интересного о жизни и деятельности  Николая Матвеевича из очерка «Орел в родном небе»: «В конце 1990 года исполнилось 80 лет одному из зачинателей письменной чеченской литературы Магомеду Мамакаеву. Мы хорошо были знакомы с ним, я переводил его стихи. Меня пригласили на юбилейные торжества, состоявшиеся в первых числах января 1991-го в Грозном. В те же  дни я свиделся с тамошним поэтом и литературоведом Юрием Верольским. Он сказал мне. Что скоро и столь же широко – будет отмечено 75-лети народного поэта Чечено-Ингушетии Джемалдина Яндиева (1916-1979). Моего давнего друга, к тому времени, к сожалению, уже скончавшегося. По просьбе Верольского я написал воспоминания о Джемалдине для сборника статетй о его жизни и творчестве. Но начались события, от которых до сих пор горько и кроваво. Чечено-Ингушетия распалась на две республики. Книга об ингушском классике Д.Яндиеве так и не вышла.
       Осенью сорокового я и мой друг Иван Рогов, через год погибший на войне, решились пойти в Союз писателей и показать свои стихи профессиональным поэтам. Жил я тогда в двух шагах от Союза, в доме, соседнем с тем старинным белы зданием, в котором  был расположен Грозненский горсовет, так что далеко идти не пришлось, а высоко - пришлось: на самый верхний этаж…Союз писателей занимал две смежные комнаты, светлые и веселые. В первой. Большой, сидели за столами консультанты - ингуш Идрис Базоркин и чеченец Арби Мамакаев. А вторую, меньшую, занимал председатель Джемалдин Яндиев, очень молодой и очень видный».

     В студенческие годы я часто видела наших старых писателей на скамейке в тени деревьев сквера рядом с площадью Ленина. Потом, так получилось, что наша молодая семья поселилась рядом с прозаиком Абдулаевым Зияудином, и часто видела его в окружении пишущей братии. Они собирались у нас во дворе и играли в шахматы, обсуждали темы работ, над которыми работают. Если в школьные годы, я мысленно уносилась в мир созданный писателями и поэтами, то познакомившись с ними поближе, поняла, что писатели такие же люди, как и я со всеми со своими сильными и слабыми сторонами, хотя еще на тот момент продолжала стесняться показать им то, что написала сама.
         Только сейчас начинаю жалеть, что не записывала каждую нашу встречу, не прислушивалась  к каждому слову метров литературы.
         С теплотой вспоминаю интереснейшего человека, преподавателя зарубежной литературы Александра Очмана  и талантливого Юрия Верольского, тогда еще молодого Бетельгериева Хусейна, который преподавал нам французский язык,   языковеда Ибрагима Алерова, студента Апти Бисултанова и многих других.
        Наверное, придет время, когда будут писать мемуары о тех, с кем свела меня судьба. Естественно, одним из очерков будет работа, связанная с нашей встречей.
        Пройдя огромную дистанцию, длинною в восемьдесят девять лет,  поэт и писатель Егоров, едет к нам в гости, возвращается к месту, откуда корнями, а на самом деле, он никогда отсюда и не уходил, не прерывал свою связь с нами.
        Сегодня Николай Матвеевич  Егоров передает в дар нашей республике более ста предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства из личных фондов. Такой широкий жест может сделать только человек с большим сердцем, открытой душой, истинный патриот. Еще четыре картины переданы уроженцем Грозного, известным врачом-травматологом, ростовчанином Александром Неделько. Он является автором этих работ. Это художник высокого европейского уровня со своеобразной интересной запоминающейся манерой письма. Есть и работы дочери Николая Матвеевича, Николь Ландрум. Среди передаваемых работ есть работы художников, которые родились, жили и творили в Грозном. Это Иван Дронкин и Филипп Сачко.
             Дары Егорова  -  это работы известных художников, мастеров своего дела, с которыми Николай Матвеевич встречался в своей жизни, дружил, общался.

        Ему  принадлежит множество переводов стихов и прозы с разных языков. Перевод стихотворения Ованеса Шираза "Святая отчизна, ты в сердце моем..." из цикла "Родина" считается одним из лучших переводов Егорова на русский язык:
 Святая отчизна, ты в сердце моем,
Ты в сердце моем,
Не сочти же словами,
Что, если рассечь мое сердце, то в нем
Могуче зажжется знамен твоих пламя,

Кричать о любви не хочу, не могу,
Но знай и, великая, сыну доверься:
Сто раз тебя ранить удастся врагу, —
И тысяча ран изъязвит мое сердце.

Отчизна, я весь твой и больше ничей,
И в трудной дороге к заветному краю
Я вспыхну свечой ради славы твоей,
Без пепла — до капли последней — сгорая.


         Егоров награждён двумя губернаторскими премиями, имеет правительственные награды — ордена Красной звезды, Отечественной войны 1 степени, двадцать медалей, отмечен тремя почётными знаками. В 2010 г. ему вручён наградной знак Союза художников России «Мастерство — духовность — традиции».

        Перефразируя Роберта Бернса, хочу сказать, что «В Чечне его сердце, доныне он тут», хотя и живет в Ростове-на-Дону.
              Добро пожаловать домой, Николай Матвеевич!


Рецензии
прекрасная работа

Ваха Докаев   22.12.2012 23:16     Заявить о нарушении
Обычная серая публицистика, к сожалению.
Спасибо, что заглянул. Дай знать, когда приедешь. Мне нужна подборка твоя для печати. Сейчас работаю над литературной газетой республиканской. Мира и добра нам всем от Всевышнего.

Зура Итсмиолорд   23.12.2012 00:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.