Осуждение, стыд и совесть

Множество строк, в различных источниках, посвящено этой добродетели. Не один из философов и писателей, не жалея времени, описывал ее сущность, а также влияние на отношения межличностные.   Ни в коем случае, нельзя недооценивать ее роль в  духовном мире человека; позиция такая является преступной, крайне глупой и бессмысленной. Безусловно, стоит взывать к ней в других людях, но что еще важнее взращивать в себе, чтоб был критерий ее оценки. Но, очень важно понимать, что человек - не общество, песчинка - не весь берег. Он состоит из грунта, гальки, остатков раковин малюсков. В представлении множества людей она есть камень предкновения, не более чем палка в колесе. Есть и такие, кто видит в ней вредного грызуна, терзающего душу, и проку от него от него не замечая,  препятствием обозначают  в делах с безнравственными личностями, при совершении поступков гнусных. Очень точно подмечает распространенное к ней отношение  герой " Утраченных иллюзий" О. Бальзака. "Совесть - это палка, которой всякий готов бить своего ближнего, но отнюдь не самого себя" - его суждение. Из умозаключения сделанного им, а до него Бальзаком ,  возможно сделать вывод такой : само понятие имеет для каждого значение различное, не сходное во многом при рассмотрении детальном. Понимание сути, данной нам Богом наставницы зависит от мировоззрения, которое в процессе долгих лет формируется в глубинах сознания. Ф.М Достоевский подчеркивает жестокость имеющую прикрытием совестливость, на примере одержимого идеями злобного характера, студента Раскольникова. Люди, пытающиеся познать структуру координатора поведения человека, не всегда только философы и писатели.  Нередко, слышать от собеседников приходилось мне, когда речь заходила на эту тему, что совесть у всех разная, она зависит, напрямую,  от характера ее носителя, владельца. Такие люди склонны полагать, что человек - есть мера всех вещей, и более того законов. Протагору, наверное,  приятно было бы слышать, будь он жив сейчас, о таком количестве единомышленников.

 Почувствовать незыблемую прелесть совести дано не всем, понять ее полезное значение для жизни в целом целом - отнюдь не каждому. И потому, для многих чуждой видится она, старой, забитой, дряхлой и  покинутой, забытой, в прошлом оставленной. Оттого и склонность дурно поступать когда никто не видит, несравненно, выше, чем при наблюдении пристальном со стороны. Все изменяется когда чужие взоры "обжигают" осуждением. Из психики глубин, сквозь пелену  внутреличностных конфликтов и противоречии пробиваясь , вырывается он ....
 Стыд крепче, жизнеспособнее, устойчивее к подавлению. Угашение порывов добрых - не сложная задача, не представляющая трудности для многих, у которых они, нередко, и вовсе не возникают. Но, искоренить в своей натуре даже отросток хилый ориентации на мнение общественное - требует немалых сил душевных и бесконечного упорства, в борьбе с неумирающим свойством человеческой сущности.  Так или иначе, мы склонны обращать внимание на мнение о нас людей, что рядом, с которыми работаем, учимся, проживаем, и даже просто общаемся, переписываясь. И осуждение их, в особенности близких , с которыми у нас доверительные отношения,отнюдь, не будет в радость, более того - болезненно. 
 Позора и насмешек боятся все, в какой - то степени. Немногим представителям рода человеческого они - всего лишь неприятны. По большей части - это звезды кино и телевидения, эстрады. Но и они  способны впасть в уныние, ощущая покинутость другими. Я думаю, что даже те, кто не особо жизнью знаменитостей интересуется, краем уха слышали о избиении представительницы прекрассного пола, одним из певцов. Я не осуждаю этот поступок , и не являюсь стороником таких методов, имею право на нейтралитет. Лишь использую данный случай в качестве примера, чтоб показать особую важность ощущения приобщенности к группе людей, социуму. Еще Аристотель отмечал, что человек - есть существо общественное. Кто знает, пришло бы раскаяние, в случае незнания  коллег, друзей о поступке содеянном. Звезды - есть особое сообщество, для многих из важен сам факт популярности, славы. И средства достижения ее, не подвергаются суду и критике, порой, совсем. Еще раз смею процитировать Бальзака : Слава, которой все так жадут, почти всегда есть венчаная блудница. Это блистательнейшее явление, нравственного порядка составляется из тысячи сцеплении случайностей, подверженных столь быстрой перемене, что не было еще такого примера, когда два человека достигли ее одним и тем же путем. 
 От себя лишь добавлю, что популярность на восемдесят процентов - это зависть, и лишь на двадцать восхищение. Имею я ввиду возведение в кумиры современников, и даже не  творения, а их самих, материальное благополучие и образ жизни. А те, в свою очередь демонстрируют, тем самым, дрязня народ. Не стану ударяться в критику их поведения, а то как говорит моя сестра - ты сам завидуешь  и потому так говоришь. Необязательно испытывать мне самому, чтоб ощутить в других, хотя возможно, кто - знает. Нужно проанализировать себя. Но вернусь к основной теме, и подытожу.
 С позиции государственного регулирования социального взаимодействия, стыд - есть орудие мощнейшее. К сожалению совесть более редкий дар, сохранить который удается единицам, и с помощью нее возможно регулировать собственное поведение человеку, но со стороны, в особенности в наше время, подтолкнуть на истинный путь крайне сложно. Порицание действии, поступков вредоносных - способно, в значительной степени, остудить пыл нарушителей порядка.


Рецензии