Мысли о литературе - 1

В конце 90-х годов прошлого века я зарегистрировался на литературном сайте "Он и Она". Это был один из первых проектов подобных Проза.РУ. Опубликовав несколько своих произведений и написав определенное количество отзывов мне захотелось поделиться теми знаниями, которые я сам открыл для себя. Так на сайте появилась рубрика "Школа начинающего литератора".

Сайт пропал на бескрайних просторах сети, а тексты остались. И не то, чтобы они являлись откровениями,.. Это просто мои мысли (не профессионального литератора), которые, возможно, кому-то помогут.

Эта рубрика представляет собой несколько выпусков этой "школы", моего авторства.
Прошу снисхождения за стиль и некоторую фамильярность изложения.

------------------------------ 
ВЫПУСК - 1

Добрый день, вечер, ночь (нужное подчеркнуть)  любезные мои!

Сейчас я буду умничать, так, что людей с больным самолюбием и просто тех, кто пока не хочет ничего в себе менять, прошу далее не читать. Я не обижусь, а им будет тепло и спокойно, а значит количество добра в мире увеличится. ;-)

Нижеследующим я рассказываю историю своей литературной жизни. Берите, что можете, быть может что-то вернете и мне, но только не помидоры и яйца!!!

Итак, после того, как я прочел несколько стихотворений на нашем с вами любимом сайте, мне захотелось поделиться с Вами тем, что я смог сам открыть. Конечно с помощью других. Ибо я был рьяным сторонником авторства и не хотел признавать авторитеты. «Мне говорят, что нужно почитать Пушкина, Лермонтова, посмотреть как пишут они, но я хочу быть Личностью, разве я не имею право на собственное мнение и на собственный стиль?!» - гневно писал я в ответ одному уважаемому журналу. И только теперь понимаю, что они не так уж и не правы. Стиля-то никакого не было. Было огромное желание создать НЕЧТО, чтобы ВСЕ увидели КТО живет с ними рядом. И из под пера выходило:

Мне с детства вдалбливали люди,
что Бога нет. Земля – мертва.
Но что же вижу я? – по сути
Учитель думал за меня?
Я не привык, когда со мною
толкуют словно с малышом.
Пойду дорогою другою,
Решил еще объятый сном.....

Постойте, люди, час придет,
И он не за горами.
Земля восстанет и встряхнет
Могучими плечами.....

Как мы живем? Как существуем?
Задумайтесь хоть кто-нибудь.
Ведь мы друг с другом лишь воюем
И не даем войне уснуть....
Что? Я не прав? Ужель то правда?
Так значит мы всех бьем любя?
Ах, мы всех любим? Что ты? Правда?
А что же в мыслях у тебя........

Ну и так далее. Что здесь есть и чего здесь нет?   - Здесь нет четкой мысли, нет связанного рассказа, нет ощущения полета, нет простоты, а самое главное нет - собственных мыслей и переживаний.

  - Здесь есть более-менее сносная техника рифмовки слов, практически везде выдержан ритм, есть образ ХОРОШЕГО мальчика-отличника, пытающегося спасти человечество своими стихами, есть пустота за фасадом высоких слов и моральных принципов.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: Говори простыми словами. Они лучше доходят до читателя и без труда укладываются в памяти.

Далее. Мне безумно нравилось сочинять длинные стихотворения. Каюсь, даже считал количество четверостиший. Гордостью было «стихотворение» История СССР – 17 четверостиший! (Бурные аплодисменты, туш).

А зачем?.. Зачем писать много, если можно в двух словах передать все, ВСЕ! Мы же с Вами не профессиональные поэты, мы любители. Нам не платят за каждый погонный метр стихоплюйства.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: Будь краток.

К примеру все выше перечисленное о жестокости мира, о безумных людях, о невозможности нормально жить, и т.д. и т.п. Позднее я выразил так:

Щенок жрет брата только потому,
Что голоден, а кто-то должен выжить.
Закон природы не жесток –
Ему нет  дела до морали – он ее выше.

Как  я указывал выше, мне не хотелось никому подражать, но сейчас (с позиции сегодняшнего дня) я вижу, что все-таки подражал и еще как. Кто-то умный сказал: «Если начинающий писатель, поэт или актер никому не хочет подражать, то из него ничего и не получится.» ВЕРНО!!!

Во-первых, почитав Есенина, я начал использовать более грубые слова, как-то: дерьмо, сука, рвань,... До этого были только «чистые» слова. Это помогло мне снять некоторые внутренние зажимы и позволило развить способности к экспромту.

Во-вторых, прочитав «Ночь, улица, фонарь, Аптека...» (по-моему Блок, но если не так, пожалуйста простите), сам начал писать циклы и именно про живого скелета, т.е. про себя. Вообще мне тогда никак не удавалось найти середину, и то я критиковал себя страшно, то начинал всех ненавидеть.

В-третьих, я писал басни, сонеты, рубаи и т.д. Это очень помогает развить стиль и писать так, чтобы читалось на одном дыхании. Например, для того чтобы написать хайку (японское трехстишие) нужно очень сильно прочувствовать ситуацию, понять ЧТО ЖЕ тебе так хочется  излить, что не дает покоя и рвется наружу. А потом одним махом выплескиваешь все это состояние на бумагу. Конечно позже можно и подправить, но основное творится именно в этот момент, когда ты целиком ТАМ, в своем мире.

Ручеек среди скал,
Я немного устал,
Дай журчаньем твоим мне напиться.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: Подражание – это школа, которую желательно пройти каждому литератору.

Ну вот и все. Надеюсь я не сильно Вас утомил. Если кто-то захочет пообщаться, то пишите мне.

P.S. На самом деле я вовсе не большой и толстый, а совсем даже наоборот. Просто хочется помочь некоторым. Работоспособность-то огромная, а стиля нет. Вдруг, кто потом это письмо в своих мемуарах вспомнит. ;-)

С уважением к Вам, Александр Коан.


Рецензии
Знаете, Александр, мне очень понравился Ваш стиль изложения и слог написания. Так легко читать. В начале показалось - будут нравоучения, занудство, заумности. Или как я часто своим студентам говорю: мужские мозгоглюки. Отнюдь! Прочла и потеплело на душе. Отлично! Пошла читать ВАС дальше!

Ольга Купинская   06.10.2012 19:04     Заявить о нарушении
Спасибо!

Надеюсь избежать появления мужских мозгоглюков и в будущем. :)
Писал это еще в бытность мою аспирантом. Веселое было время.

Надеюсь чтение будет приятным.

Александр Коан   07.10.2012 01:42   Заявить о нарушении