Мысли о литературе - 3

И это последний из "уроков". Мне казалось, что у меня очень много мыслей и идей. Однако это было не так и источник вдохновения, подточенный рутиной, быстро иссяк.

Далее "школой" занимался другой человек (с факультета филологии нашего университета), но, не  имея авторских прав на текст, я не могу публиковать его выпуски здесь.

____________________________________

Выпуск - 3

Доброе время суток, Уважаемые!

Сегодня мне хотелось бы поговорить о ритмике стихотворений.

Очень часто приходится встречаться с тем, что нужные, хорошо подобранные мысли выражены словами, которые "не хотят уживаться вместе". Возникает эдакий "спотык". Он необходим там, где хочется наиболее ярко выразить смену настроения, перемену мысли или противопоставление чего-либо, например:

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни...
В зубах - цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!
(А. Блок "Двенадцать")

Иногда смена ритма используется в стихах, написанных на манер песни. В этом случае этот прием необходим для отделения "припева" от "куплета". Но это уже высшая математика о которой мы будем говорить позже, а пока же я хочу привести текст моего ответа одной девушке (с ее согласия), что откликнулась на второй урок. Она попросила разобрать ее стихотворение.

* * *
                Уходит день, приближается вечер,
                Но я не надеюсь сегодня на встречу.
                Пройдусь я одна по вечерней Москве,
                И мысли мои лишь о тебе.

                Манеж, Александровский сад и Арбат,
                Сверну теперь вправо, пойду наугад.
                Вон тот переулок, где вместе бродили,
                И маленький бар, где кофе мы пили.

                Мне чудится шепот твоих нежных губ
                И жар от касанья твоих теплых рук.
                Но это всего лишь мираж в пустоте,
                Который исчезнет, как луч в темноте.

                И лишь одиночество вместе со мною,
                И я от него ничего не укрою.
                Узнает оно тайну грусти моей,
                И мы пойдем дальше под cвет фонарей.

А далее мои мысли по этому поводу:

<<...Очень хорошее начало. Переход "...день, приближается вечер..." весьма мелодичен. Единственное - В слове "Уходит" три слога, а ритмика требует четыре: та-та-та-та день, ... И в то же время "День отшумел..." использовать нельзя, поскольку слово "отшумел" не вписывается в само стихотворение, оно для этого слишком "активное", а "День угасает, приближается вечер..."  звучит не хорошо, переход какой-то "со спотыком". Я не могу найти пока ЭТО СЛОВО. Попробуйте сами. ;-)


YY>                Уходит день, приближается вечер,
YY>                Но я не надеюсь сегодня на встречу.
YY>                Пройдусь я одна по вечерней Москве,
YY>                И мысли мои лишь о тебе.

Здесь я бы написал немного по другому
                БРЕДУ Я ОДНА ПО ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЕ
                И КАЖДАЯ МЫСЛЬ, КАЖДЫЙ ВЗДОХ О ТЕБЕ

Тогда не прерывается нить действия, переход между строками более плавный. То есть вы бредете и думаете о Нем. Тем более, что дальше вы и описываете это:

YY>                Манеж, Александровский сад и Арбат,
YY>                Сверну теперь вправо, пойду наугад.
YY>                Вон тот переулок, где вместе бродили,
YY>                И маленький бар, где кофе мы пили.

Может быть вместо "вон тот переулок" использовать "И вдруг переулок,..." Для чего? (Конечно это уже придирка, но) В этом случае получается, что вы действительно пошли наугад, а ноги сами вынесли к месту, с которым связано столько воспоминаний.

YY>                Мне чудится шепот твоих нежных губ
YY>                И жар от касанья твоих теплых рук.
YY>                Но это всего лишь мираж в пустоте,
YY>                Который исчезнет, как луч в темноте.

Давайте уберем повторение "твоих"
"И жар от касанья твоих теплых рук" -> "И жар от касания ласковых рук"


YY>                И лишь одиночество вместе со мною,
YY>                И я от него ничего не укрою.
YY>                Узнает оно тайну грусти моей,
YY>                И мы пойдем дальше под cвет фонарей.

В последней строке Можно просто переставить слова, тогда она станет благозвучнее: "И ДАЛЬШЕ ПОЙДЕМ МЫ ПОД СВЕТ ФОНАРЕЙ"...>>

Вполне нормальное стихотворение. Есть проблемы с техникой - да есть, но это гораздо менее страшно, чем если бы были проблемы с идеей. Конечно, шаблоны чуть-чуть проскальзывают, но и у меня они есть. Мы же не волшебники - мы только учимся. А вот, когда у человека прекрасная техника, но все стихи составлены из шаблонных фраз, то это самый печальный случай и есть.

Что хочется пожелать? - Следите за ритмом. Слова, строки должны как бы перетекать друг в друга. Без "спотыков". Конечно, смена ритма используется (как я говорил выше) для выражения каких-то особых чувств,  но нужно знать где использовать этот прием.

Может быть поможет проговаривание строк про себя, типа: та-та та та-та та... Я, например, если не удавалось найти плавные переходы, считал количество слогов в каждой строке и выписывал нечто подобное:

4 -'-' Ночная тишь,
4 -'-' О чем молчишь?
6 ---'-' Поговори со мной.
4 -'-' Я спать устал,
4 -'-' Я рано встал,
6 ---'-' Теперь я житель твой...

где минус - это безударный слог, а знак апострофа - ударный. Затем, глядя на эту схему я начинал писать дальше строго по этому шаблону, соблюдая ритм и  количество слогов в каждой строке. Конечно шедевр получить сложно, но для  улучшения техники, как упражнение, я думаю это подойдет.

Ну вот, пожалуй, и все. Надеюсь, что в учебное время урок станет более объемным.
Большое спасибо за ваше внимание,
Искренне Ваш,  Александр Коан.


Рецензии
Огромное спасибо за "уроки"! Надеюсь, многим они пойдут на пользу. Мне - так точно! С теплом и пожеланием наилучшего, Ольга.

Ольга Купинская   06.10.2012 19:08     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за то, что прочли все полностью.

И отдельное СПАСИБО за первые рецензии на моей страничке.

Александр Коан   07.10.2012 01:57   Заявить о нарушении