Свалка - база для чистоты. Из цикла Моя трибуна

Для того чтобы город был красив и ухожен, нужно многое. Говорить, как это сделать сегодня, – зря тратить слова. Другое дело, уборка бытового мусора: это необходимо делать в первоочередном порядке, без этого город жить нормально не может в принципе. Недаром самые эффектные забастовки – это забастовки «мусорщиков». Остановится на неделю вывозка мусора из города, и начнется такое!
Часть наших сограждан полагают, что подмести комнату, мусор вытряхнуть в форточку, а собачку, чтобы «погулять», просто выпустить из подъезда – это и значит поддерживать чистоту. Сразу скажу, моя статья им будет неинтересна.
В предшествующей статье я пытался рассказать, почему у нас плохо убираются улицы и дворы. Сейчас другой неотъемлемый элемент – свалки, т.е. места, куда собранный мусор складируется.
В Магнитогорске существует, по моему разумению, три вида свалок.
Во-первых, легальные (санкционированные). Это свалки для промышленных отходов (сегодня они все у холдинга ММК, туда больше никого не пускают). Также есть городская свалка, куда, по идее, должен вывозиться весь мусор города, так называемые ТБО (твердые бытовые отходы). Однако это не так.
Во-вторых, полулегальные свалки, образующиеся на контейнерных «мусорных» площадках. Складирование на них (прямо на земле или, в лучшем случае, отгороженном забором участке), тары, крупногабаритного бытового и строительного мусора временное. Но временное только в том смысле, что состав мусора меняется, а его количество колеблется в диапазоне «очень много – много – очень много». Иными словами, такие кучи уменьшаются только после того, как мусоросборщик «Синегорец» с кузовом в 24 кубических метра там загрузится. Но бывает это не слишком часто, поэтому основную часть времени здесь большие груды мусора. Вот и получается, большинство горожан всегда живут рядом со свалкой. Правда, не такой страшной и смердящей, как городская...
В-третьих, на территории города множество нелегальных свалок. От мелких помоек и захоронений в лесозащитных полосах до взаправдашних свалок в укромных оврагах и брошенных карьерах.
Все эти три вида свалок вносят существенный вклад в экологическое неблагополучие города. Тут и пора поставить вопрос: а что мешает городскому хозяйству функционировать в этой части более цивилизованно? Можно ли навести здесь порядок?
Не только можно, но и дОлжно.
Сам по себе «мусорный» бизнес для предпринимателей очень привлекателен, спрос на такую услугу существует всегда и со временем только возрастает. В нашем случае этот бизнес даёт сбой, в частности, значительная часть отходов на свалку не вывозится. И апеллировать здесь следует не к бизнесу, занимающемуся вывозом мусора, а к городским властям.
Разрешение, которое получают компании-«мусорщики» в федеральной службе по экологии, называется «Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов». В этой деятельности камнем преткновения является «размещение». Проще говоря, собирать и вывозить отходы может каждый. Тут бомж, собирающий алюминиевые жестянки, и фирма, вывозящая ТБО на специализированном автотранспорте, принципиально не различаются. А вот заниматься размещением отходов может далеко не каждое предприятие, для этого нужен специально подготовленный участок земли, который и называется в просторечии «свалкой». Тут и начинаются проблемы.
В Магнитогорске сбором и транспортировкой бытовых отходов занимается несколько частных предприятий. А вот имеет свалку только муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство», которое одновременно занимается транспортировкой отходов. Уже из этого видно, что на рынке услуг по сбору и транспортировке мусора «Спецавтохозяйство» имеет решающее конкурентное преимущество, оно монопольно предоставляет услугу по размещению ТБО.
Получается, что у пользователей свалкой, за исключением МУП «Спецавтохозяйство», нет альтернативы. Свою легальную, частную свалку они создать не смогут даже в кооперации, потому что сегодняшние экологические и прочие условия по обустройству полигона для размещения ТБО потребуют огромных капиталовложений, делающих этот бизнес убыточным. Вот и вынуждены частники платить муниципалам столько, сколько скажут (какой тариф установят), или… возить мусор в овражки...
Посмотрим, какой же тариф сегодня.
Тариф за размещение на свалке ТБО (3-5 класса опасности) сегодня составляет 322, 72 рубля за тонну. Много это или нормально? Как он устанавливается? Мои соображения такие.
Кажется, в 2008 году московская специализированная организация ОАО «Центр благоустройства и обращения с отходами» по муниципальному контракту выполнила обширный проект под названием «Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования Магнитогорский городской округ». Сколько за него было потрачено из бюджета города, мне неизвестно, но смею предположить, что сумма миллионная. Согласно этой схеме хозяйственная зона полигона (свалки) должна иметь:
1.Весовой контроль ТБО, поступающих на захоронение.
2.Стационарный радиометрический контроль.
3.Дезинфекцию мусоровозов и контейнеров.
4.Систему мониторинга состояния окружающей среды.
5.Локальную очистку сточных вод, фильтрата.
А рекомендуемое оснащение полигона машинами и механизмами следующее:
– Катки-уплотнители, бульдозеры (типа КМ-305) – 8шт.
– Экскаватор с ковшом ёмкостью 0,65 м3 – 1.
– Поливомоечная машина КО-713 – 1.
– Илосос КО-523 – 1.
– Автомобильный кран 15 т – 1.
– Автосамосвалы с грузоподъёмностью 10 т – 6-10.
Исходя из этих параметров оснащения и эксплуатации полигона, был рассчитан тариф в 322, 72 рубля за тонну размещаемых ТБО.
А дальше все просто. На свалке есть только весовая со шлагбаумом, старенький экскаватор, пара бульдозеров. Нетрудно догадаться, что реальные затраты на размещение отходов – всего лишь небольшая часть от установленного тарифа. Остальная часть тарифа – это доход! Куда он идёт – неплохо бы, а главное – нетрудно разобраться.
Но и это еще не всё. Установлен этот тариф избирательно. МУП «Спецавтохозяйство», возможно, его вообще к себе не применяет, у ООО «Спецэкология» тариф 146 рублей, у ОАО «ЖРЭУ-3» – 153 рубля. Почему? Я не знаю. В данном случае пользуюсь слухами – самыми надёжными в нашем демократическом государстве источниками информации…
Результат такой муниципальной тарифно-мусорной политики – несанкционированные свалки, деформированная конкуренция в сфере услуг по сбору, транспортировке ТБО в городе и прогрессирующее загрязнение городской среды.
Мои предложения такие:
1вариант. Постепенно сделать городскую свалку бесплатной для всех пользователей, на первом этапе минимизировав тариф до уровня фактических затрат на размещение ТБО. Иными словами, отказ от коммерческого дохода при эксплуатации свалки в пользу режима максимального благоприятствования вывоза ТБО на легальную свалку, и, как следствие – снижение тарифа на вывоз мусора.
2 вариант. Выделить городскую свалку в самостоятельное предприятие, направив получаемый ею доход на техническое переоснащение полигона в соответствии с требованиями разработанной проектантами «Генеральной схемы…». Кстати, сразу выяснится, что МУП «Спецавтохозяйство» без денег со свалки – убыточно, по той простой причине, что муниципальное предприятие не может конкурировать с частными по цене и качеству… Но город от этого не пострадает, ведь эта работа просто перейдёт к частным предприятиям, и платить за их услуги придётся меньше…
Так что существуют разные пути движения к чистому городу. Приемлемы различные. Неприемлемо только существующее положение вещей, при котором вывалить на отведенное место тонну мусора стоит столько же, сколько покупка тонны, скажем, строительного щебня.
«Свалка – одно из немногих мест, где можно красть до востребования», – говорил один персонаж из советского сериала «Следствие ведут знатоки». На этом поле и сейчас ничего не изменилось…
Может быть, пора, господа народные избранники, послужить народным интересам и начать наводить порядок?


Рецензии
Здравствуйте, Виктор!

Полностью с Вами согласен и написано хорошо. Но, давайте-ка, оглянемся лет на 15 назад... и вспомним, что вокруг нас творилось с металлическим хламом, и сравним с днем сегодняшним. Улучшение есть?
Да, есть, и кардинальное! А в чем причина? А в том, что приемщики этого хлама за этот хлам наличными платят. Вот так же точно могут исчезнуть и горы мусора вокруг наших городов и домов, если за привезенный на свалку мусор будут платить, как за металлолом. И другого решения проблемы лично я не вижу. А если проблемы чистоты - это государственное дело, то и свалки должны быть, по идее, государственными.

Прошу прощения - очень спешил.

С уважением,
Виктор.

Виктор Бабинцев   26.09.2012 08:37     Заявить о нарушении
Виктор, опасные вещи предлагаете. Когда сборщикам металлолома стали платить наличными исчез не только хлам. У нас в Абзаково украли все колонки (благо у меня водопровод свой), крышки от люков и все остальное, что можно было сдать в металлом. Боюсь, что если случиться фантастическое и за мусор начнут платить на свалке, то на свалку по кирпичику могут утащить и московский кремль вместе с лидером нации…

Барабанов Виктор   26.09.2012 10:01   Заявить о нарушении