Коктебель. Обитель певца Киммерии

Обитель певца Киммерии

Олег Азарьев

Фото Юлии Марковой (Дом Волошина. Верхний, зимний кабинет)

В Коктебель Максимилиан Волошин впервые приехал в 1893 г, еще шестнадцатилетним подростком. Здесь Макс и его мать, Елена Оттобальдовна, и остались. Десять лет спустя они купят участок земли на берегу моря, Макс построит дом, который потом еще десять лет будет достраивать и перестраивать. Этот край, суровая Киммерия, — залив, иззубренные вершины Кара-Дага, мыс Хамелеон, холмы и горы, — произвел на будущего известного поэта и художника настолько незабываемое впечатление, что с той поры он связал не только свою судьбу, но и творчество с этим побережьем. Позже он много раз будет рисовать удивительный этот мир — и красками, и словами…

Пристанище поэтов

Вероятно, с самого начала Волошин задумал свой дом не просто как жилье у моря, а как дом творчества для поэтов и художников, прозаиков и музыкантов, как место, где будут собираться друзья и единомышленники. Опоясывающие дом террасы и балконы с отдельными выходами из гостевых комнат лишь подтверждают это. И действительно, комнаты эти никогда не пустовали.
В 1908 г. мать Волошина рядом с его домом построила еще один — для себя. Но вскоре и он заполнился многочисленными гостями сына.
В 1913 г. Максимилиан Александрович, по собственному проекту, пристраивает к своему дому двусветную мастерскую, обращенную лицом к морю, в виде двухэтажного эркера с высокими окнами, внутренней лестницей и квадратной «вышкой» — открытой площадкой на крыше, похожей на капитанский мостик, (отсюда он любил по ночам смотреть на звезды), после чего дом приобретает современный вид, хорошо знакомый гостям поселка и поклонникам поэта.
Сам интерьер дома, особенно Мастерская, ее обстановка, говорят о том, что здание предназначено не только для того, чтобы жить в нем, — это еще и храм искусств, такой, каким видел его Волошин. Храм, в котором служение — творчество: живопись и литература. Здесь, в Мастерской, Волошин работал над картинами и стихами. Здесь, в этом доме, совмещали отдых и работу его друзья — писатели и художники. Образно говоря — это была обитель Поэтов, а в жестокие годы Гражданской войны и социалистического строительства — их пристанище, единственный храм творчества в стране, которая беспощадно боролась со всеми храмами. Недаром современники Максимилиана Александровича Волошина, гостившие здесь, называли этот дом на берегу залива — «Дом Поэта».

В гостях у Макса

Волошин не был коктебельским затворником. В своей жизни он не только получил превосходное европейское образование, но и довольно долго, 13 лет, жил во Франции — в Тулузе, Ла Боль, Авиньоне, Марселе, Лионе и, конечно, в Париже, где был дружен с такими столпами европейской культуры, как литераторы О. Мирабо, М. Метерлинк, Р. де Гурмон, Р. Роллан, Э. Верхарн и художники О. Редон, Ф. Леже, А. Модильяни, П. Пикассо, Д. Ривера.
В Париже он познакомился с А. Толстым, Н. Гумилевым, А. Белым, К. Бальмонтом.
Здесь же он показал себя не только как поэт и художник, но и как прекрасный переводчик. Русские читатели знакомились с творчеством П. Клоделя, Э. Верхарна, Ж.М. де Эредиа, А. де Ренье по его переводам.
В 1908 г. в Париже, на бульваре Эксельман, 66, была установлена скульптура «Поэт», созданная учеником Родена Э. Виттигом, моделью которому послужил Волошин. Она по-прежнему стоит во дворе этого дома, принадлежавшего Эйфелю.
Волошин любил Францию, и в России его называли «парижанин». Но там он был гостем, а в Коктебеле хозяином, который перенес в Крым, в свой «Дом Поэта», кусочек Монмартра. И здесь подолгу жили, будто в Латинском квартале вольных художников, литераторы М. Булгаков, Вяч. Иванов, Н. Гумилев, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов, М. Цветаева, И. Эренбург, А. Блок, И. Бунин, А. Толстой, философы В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, художники В. Суриков, А. Бенуа, Е. Лансере, И. Грабарь, М. Кустодиев, композитор Г. Нейгауз…
Интересный и чуткий собеседник, обладающий мягким юмором, обаятельный человек, Макс будто притягивал людей к себе.
В Коктебеле Максимилиан Волошин с женой Марией пережили 1917 год и Гражданскую войну. Поэт был в ужасе от происходящего, но не лебезил ни перед одной властью. Когда А. Толстой предложил ему эмигрировать вместе с ним, поэт ответил: «Когда мать больна, дети её остаются с нею». И только чудо спасло его от «раскулачивания» и уничтожения большевиками. Этому периоду жизни поэта посвящен роман крымского писателя А. Загорулько «Гора и мышь».
В трудные и опасные 20-е годы в обоих домах Волошиных бесплатно жили люди, близкие хозяину по духу, — до 600 человек за лето принимал поэт в своем храме искусства и милосердия. Единственной платой, которую требовал радушный хозяин от постояльцев (в основном интеллигенции, не нужной, по сути, новой власти), — «радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение своей доли интеллектуальной жизни».
И в это же время поэт «колесит» по Крыму, пытаясь спасти остатки художественных и культурных ценностей, читает лекции, занимается «культпросветом», — говоря абракадаброй советского новояза.

Верен себе

При Советах Максимилиан Волошин проявил мужество и не стал славословить новую власть и ее сатрапов. Трагедия России заставила его многое переосмыслить и словно вдохнула в его творчество новые силы. «Как будто совсем другой поэт явился, — отмечал В. Вересаев, — мужественный, сильный, с простым и мудрым словом». Он по-прежнему писал то, что думал, — и писал пронзительно и точно.
Этого ему большевистские партократы не простили. До 1977 г. имя Волошина и его творчество в СССР было под негласным запретом. Поклонники творчества поэта знакомились с его стихами по антикварным изданиям и машинописным перепечаткам «самиздата». А редкие и скромные выставки его акварелей вызывали настоящий фурор среди интеллигенции и угрюмое молчание в прессе.
С середины 20-х гг. травля Максимилиана Волошина местной партийно-комсомольской сворой настолько усилилась, бессмысленные обвинения и подлые требования к «буржую» Волошину настолько измучили его, что поэт решает обезопасить дом от разорения единственным способом — и в 1924 г. передает большую его часть Союзу писателей в качестве Дома творчества. Но и тут литературно-пролетарские чиновники В. Вишневский, Б. Лавренев, Л. Леонов, П. Павленко не столько помогают ему, сколько своевольничают. Все это в конце концов и свело поэта в могилу — 11 августа 1932 г. Он похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля.

В дар Союзу писателей

Оба своих дома Максимилиан Александрович Волошин завещал Союзу писателей. После его смерти здесь, в «Доме Поэта», под присмотром его жены и сподвижницы Марии Степановны Волошиной, продолжали отдыхать литераторы со всего Союза. После смерти поэта она сохранила мемориальную обстановку комнат мужа и уберегла «Дом Поэта», библиотеку (почти 10000 томов, многие книги с дарственными надписями), собрание живописи и архив как от пролетарской диктатуры, так и от немецких оккупантов. Она жила здесь до 1976 г. и похоронена рядом с мужем.
Поэт умер, однако дух свободомыслия продолжал жить в этих стенах. «Дом Поэта» в советское время был для творческой интеллигенции не только культурным центром, но и символом свободы творчества, недаром именно здесь любили проводить лето литераторы с диссидентскими настроениями, недаром именно в Коктебеле Василий Аксенов написал знаменитый роман «Остров Крым».

Памятник

В 1975 г., по просьбе Марии Степановны Волошиной, создается «Дом-музей М.А. Волошина»… Это лучший памятник жизни и творчеству поэта.
В постсоветское время Дом-музей, потеряв здание матери поэта (в независимой Украине ловкий делец оттяпал его у музея, и теперь там частный пансионат для богатеев), в основном уцелел, не был разворован и приватизирован. С 1998 г. он находится под управлением Министерства культуры Автономной Республики Крым.
В 2000 г. на базе «Дома-музея М.А. Волошина» создан Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А. Волошина». Цель его — сохранить уникальные культурно-исторические ландшафты. В 2004-2007 гг. здание Дома-музея, при поддержке Правительств Украины и Крыма и при участии российских меценатов, было отреставрировано.
Почитатели творчества поэта и художника Максимилиана Волошина, фонды, спонсоры, крупные российские библиотеки, крымские власти по-прежнему уделяют «Дому Поэта» постоянное внимание. Здесь проводятся многочисленные поэтические и музыкальные фестивали, конкурсы, Волошинские чтения, Дни Волошина. Да и нескончаемая череда экскурсий говорит о том, что память о певце Киммерии не иссякла.
11 июня 2009 г. на центральной площади набережной Коктебеля, перед Домом-музеем Максимилиана Волошина был открыт бронзовый памятник поэту — певцу Киммерии. Автор — известный московский скульптор Анатолий Григорьев, творчество которого крепко связано с Коктебелем. Памятник отлит на средства российского мецената и установлен с помощью коктебельских предпринимателей.
Поэт стоит спиной к морю и смотрит на свой дом.

26 сентября 2012 г. Коктебель-Симферополь.

Путевой журнал "Крым" 2012 г. Министерства курортов и туризма АР Крым


Рецензии