Сказка 29. О цепях

Как-то вечером Чёрный кот Мур спросил Белого кота:
- Бас, а надо бы проведать наших орлов, как думаешь?
- Даже не знаю, что тебе сказать, Мур.
- А что, по-моему, хорошая идея, - осклабился Чёрный, - очень будет весело. Идём мы с тобой такие, запрыгиваем на забор…
- Ага, - подхватил Белый кот, - я помню: «Тебе левый, тебе правый!» - так их и инфаркт хватит. От твоей наглой морды у них не только хвосты отвалятся, но и шерсть поседеет…
- Зато уважать будут!
- Это вряд ли, скорее бояться, – возразил Бася, - настоящее уважение не может основываться на страхе. Страх – это не уважение.
- А что тогда? – хитро улыбнулся Мур. – Ведь говорят: «боится – значит, уважает».
- Нет, Мур. Боится – это значит не хочет чего-нибудь лишиться. Потерять. Например, как хвосты, вспоминаешь?
- Ага, значит, если я боюсь чего-то или кого-то, значит, я не хочу что-то терять?
- Да, совершенно верно. Можно, например, бояться потерять уважение других или самоуважение, - лукаво улыбнувшись, сказал Белый кот.
- Бояться потерять уважение? Бас, да чего нам бояться? Мы себя самоуважаем, а, значит, и терять нам нечего! – куражился Мур.
- Это если тебе действительно нечего терять, то есть, если этого чего-то у тебя совсем и нет, то и терять нечего, а если есть …, - Белый хитро улыбнулся, - Мур, вот ты меня уважаешь?
- Бас, я тебя уважаю и даже люблю, - ответил Чёрный, - как самого себя! – и кот положил брату лапу на плечо, - и так как я себя терять не собираюсь, то и уважение при мне останется! И терять мне нечего!
- Это, смотря что терять, Мур, - вздохнул Бася, - хорошо, если это хвосты, как у наших орлов, а не голова…
- А им уже нечего терять, - пропел Чёрный кот, - кроме своих цепей.
- Вот, вот, - согласился Белый, - именно что кроме своих цепей. Тех, которыми их держат.
- А вот меня ничто не держит, - сказал Чёрный и запел, - я свободен, как птица в небе! Я свободен! И ничто меня не держит!
- Ещё как держит, Мур. Крепче цепей. Ты вот зачем меня о собаках спрашиваешь?
- Ну как зачем? Надо бы пойти на них посмотреть, как там у них дела, хвосты не отвалились ли? – убедительно объяснялся Чёрный кот.
- Значит, просто так интересуешься? – невинно уточнил Бася. – Что же это за кот, который не беспокоится о собаках? Или хочешь узнать их поближе? Освежить впечатления, быть может?
- Да как-то неудобно получилось, - признал промах Мур, - надо бы загладить вину. Может, давай им какой-нибудь травки принесём? Ну чисто в знак взаимопонимания.
- Загладить вину, говоришь, - повторил Белый кот, - вот тебе и первая цепь, что тебя держит. Цепь вины.
- Да как же она меня держит, если её и нет? Где ты её видишь?
- Ты её не видишь, Мур, а она есть. И она тебя держит. И будет держать до тех пор, пока ты её не разрубишь, - просто ответил Бася.
- Да запросто, - Чёрный вытащил из лапы великолепную чёрную котану и несколько раз ударил вокруг себя. Котана с тихим свистом рассекла воздух. – Раз и никаких цепей! Свободу котофанам!
- Нет, Мур, эту цепь так не разрубишь, – Белый кот вздохнул, - надо сначала найти причину и устранить последствия. Ну, помнишь, как ты приращивал ветку Баобабу?
- Да помню я, помню! Но ветка та давно растёт уже, даже расцвела, - улыбнулся Чёрный кот, поправляя бабочку на шее, - и хвосты, кстати, у нас под забором не валяются…
- Не валяются, - согласился Белый кот, - но раз ты о них вспоминаешь и чувствуешь свою вину, значит, они до сих пор висят у тебя на шее мёртвым грузом.
- Ну, что было, Бас, то было. Прошлого не изменить, ты сам говорил. А вот своё отношение…, - Мур замялся.
- Вот, вот, - покивал головой Бася, - ветку и хвосты ты прирастил, а отношение своё к прошедшей ситуации не изменил. И она тебя держит.
- Кто, ситуация? – уточнил Чёрный, и улыбнулся. – Или хвосты и ветка?
 - Цепь. – ответил Белый. – Цепь вины. И пока ты её не отпустишь она будет тебя держать. И пока она тебя держит ты теряешь своё самоуважение. А значит, боишься потерять и теряешь самого себя.
- Я боюсь потерять себя? Так что ли, Бас?
- Да ты вот сам посмотри. Ты беспокоишься о собаках, но тебя совершенно не волнует ветка Баобаба. Почему так?
- Ну как почему? Вон она растёт себе, а хвосты ещё неизвестно как … принялись, - Мур хихикнул, - а цветы им на хвостах, сам понимаешь, не нужны… вот я и подумал, а что бы ещё можно было сделать?
- Если ты совершил неблаговидный поступок, - сказал Белый кот, - исправляй его сразу, как только ты это понял. Потому что, если понял, что ты неправ, лучше признать это сразу. И извиниться. А повинную голову и меч не сечёт. Уважение не может основываться на страхе, - повторил он, и положил лапу на плечо брата, - уважение из страха – это иллюзия. Ты никогда не сможешь положиться … опереться на иллюзию. Страх – это вторая цепь, которая нас держит!
- Не удержит! – ответил Мур. – Я ничего не боюсь! Даже потерять себя. Потому что я знаю, что я – это я. И я есть. Поэтому нам себя - не потерять. Я знаю!
- Ты так считаешь, Мур, что знаешь. Мы часто думаем, что правы. Что вправе рубить хвосты другим, а не себе, … а в итоге, - Белый вздохнул, - вот, наломали дров…
- А почему, Бас? Разве мы не были правы?
- Правы, но не вправе. Не вправе были наказывать их так сильно. Уважая себя, своё право на жизнь, мы должны уважать жизнь других, всё живое. Потому что они тоже вправе жить, расти и развиваться. Из чувства правоты часто возникает цепь правды и желание править и судить. Делить и разделять. На правых и виноватых, на хороших и плохих, на чёрных и белых. Это иллюзия, что ты в прави. Это наваждение, навь.
- А как же тогда быть?
- А надо любить, Мур. Когда ты исходишь из любви, то не будешь безразличен и жесток. Ты будешь побеждать без боя, владеть не обладая, править не понуждая и не исправляя. И будешь различать истинное от фальшивого, суть от иллюзии, свет от тени.
- А как это? Владеть всем не обладая? -  задумался Чёрный.
- Это значит владеть тем, что ты не можешь потерять. Если ты бесстрашный воин у тебя нет страха смерти, то тебе нечего терять, а, значит, ты владеешь собой и уважаешь себя. И тебе себя не потерять, - улыбнулся Белый кот.
- А я уважаю тебя, - сказал Мур, - а так как я тебя уважаю, то мне тебя не потерять. В смысле, тебе, Бас, от меня не отделаться!


Рецензии