Кризис печатной прессы в Израиле

Многие из 4-х миллионов ивритоязычных  жителей Израиля привыкли читать печатные газеты. Старых общеизраильских изданий сейчас  осталось не так уж много - "Едиот Ахронот", "Маарив" и "Ха-Арец".  Эти три традиционные общеизраильские газеты существуют уже десятки лет - газета "Маарив" издается с 1948 года и была основана еще при британском мандате до провозглашения независимости  государства Израиль, "Едиот Ахронот" был основан в 1939 году, "ХаАрец" - в 1918-м. Все они в последнее время испытывали серьезные финансовые трудности, связанные с сокращением и рекламодателей и читателей. С одной стороны, во-многом это было связано с конкуренцией со стороны электронных СМИ. Но не они нанесли последний удар. Израильтяне, особенно среднего и старшего возраста предпочитают читать бумажные газеты, а не получать новости и мнения из интернета. Традиционные израильские газеты были добиты хитрыми израильскими политиками. С 2007 года в Израиле начала бесплатно распространяться газета "Израиль ХаЙом" ("Израиль сегодня"), чуть позже - "Израиль Пост" другой издательской группы. Качественными эти газеты назвать трудно, большие площади в них заняты рекламой, перепечатками новостей из других газет и СМИ,  немного своих материалов - и все. Газету "Исраэль ХаЙом"  издает Шелдон Адельсон - американский миллиардер, шестой по богатству житель планеты и самый богатый еврей в мире, владелец выставочных центров и казино, друг нынешнего премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху. "Исраэль ХаЙом" - не сколько коммерческий, столько политический проект, во многом благодаря рекламе в этой газете, издающейся с 2007 года, партия Биби Нетаньяху выиграла выборы 2009 года. "Исраэль ХаЙом" пользуется жадностью израильтян, падких на все бесплатное - и  в результате они берут бесплатный "Исраэль ХаЙом" и не покупают подписки на качественные газеты.
В результате это стало приговором для серьезной израильской прессы. Недавно  произошло важное событие - продажа газеты "Маарив" ее предыдущим владельцем Нохи Данкнером новому. Газета была продана без материальных активов - без типографии и без комплекса зданий. Фактически был продан бизнес, трудовой коллектив и товарный знак. Это была хитрая продажа. Нохи Данкнер купил убыточную газету у ее предыдущего владельца Офера Нимроди,  известного русскоязычному читателю тем, что он в свое время фактически обманул самого хитрого на тот момент российского олигарха - Владимира Гусинского, который купил в 1998 году у Нимроди 27 % акций издательского дома "Маарив", не получил никакого участия в управлении этим СМИ, а затем в 2008 году был вынужден продать этот пакет акций с большим убытком для себя по цене в три раза меньшей. После этого многие российские бизнесмены опасаются иметь дело с бизнесменами из Израиля.  Если уж израильтяне смогли обдурить самого Гусинского, то куда уж нам иметь с ними дело ... Сам Офер Нимроди за этот период оказался один раз в израильской тюрьме - за организацию прослушки в офисе главной на тот момент израильской газеты "Едиот Ахронот" и воровство оттуда самых горячих новостей.
Теперь новый владелец товарного знака "Маарив" для реорганизации газеты увольняет 80 % персонала - около 2 000 человек. Журналисты,  работники редакции и технические работники устраивают акции протеста.
Еще в одной крупной общеизраильской газете - в "ХаАреце" также предзабастовочное настроение.  Сотрудники "ХаАрец" и TheMarker проводят краткосрочные предупредительные забастовки.
Израиль грозится лишиться почти всей своей печатной прессы.  А остающаяся бесплатная газета "Исраэль ХаЙом" будет трубить в трубы и прославлять израильское правительство и лично премьер-министра Беньямина Нетаньяху за выдающиеся достижения в области капиталистического строительства и в за новые успехи израильской экономики. На фоне разрастающегося в Израиле экономического и финансового кризиса.


Рецензии