Глава-5. Предварительный вывод
Но прежде я хотел бы немного отвлечься и дать некоторые объяснения.
- - - -
Эти темы, конечно, достаточно много разбирались раньше и разбираются сейчас очень многими авторами, имеющими специальные профессиональные знания. Не сведётся ли моя работа к простому собирательству в одно различных положений других, профессиональных, авторов? Стоит ли повторять, - может быть, даже менее грамотно и в чём-то неполно, - то, что уже сказано другими?
Но дело в том, что многие отдельные работы берут лишь какие-то отдельные стороны темы. Вопрос не обобщается до общей теории мирового революционного процесса.
Дело, кроме того, в том, что на многих работах лежит сильный отпечаток либо троцкистских концепций, либо упрощенческого подхода, либо ревизионистских искажений.
Смогу ли я дать что-то достаточное полезное в этом вопросе? Разумеется, я не переоцениваю свои силы. Как бы было хорошо, если бы этой важной темой занялись разные люди, обладающие разными системами знаний, разным опытом и разными манерами подхода к теме. Выполнить эту работу на достаточном уровне может только коллективный разум.
Мне было бы лучше, если бы верные выводы по этой теме я получил бы готовыми от других. У меня есть немало другой, нужной для меня работы. Но поскольку такой вариант не получается, поскольку всё, что я читаю по этой теме, не имеет того качества, какого хотелось бы, приходится попробовать порассуждать самостоятельно, начав с простого, известного и постепенно идя всё выше.
Будут ли ошибки? Конечно, будут. Вот почему для меня нет ничего более желательного и полезного, чем серьёзная, профессиональная критика, - чем больше, тем полезней.
Если мне удастся хотя бы только правильно поставить вопросы, - пусть я ошибусь в ответах, - уже и это я считал бы положительным для себя, каким либо образом облегчающим работу более профессиональным авторам.)
* * *
Итак, суммируя предыдущее, можно сделать следующие общие заключения.
Суть главного объективного процесса, идущего в человеческом обществе с древнейших времен и до наших дней, можно, по-видимому, выразить так: постепенное и неуклонное движение производительной силы ко всё более общественному её характеру, вплоть до всемирно-общественного уровня.
Время от времени производственные отношения должны быть изменяемы под новый уровень производительной силы, иначе эта новая производительная сила не сможет быть как следует использована или будет использоваться с отрицательностями, превышающими выносимый минимум.
С капиталистической стадией частнособственнического общества связано достижение производительной силой общественного характера на уровне сначала большой отдельной общности людей (нации), а затем далее - к мировому хозяйственному механизму. Возможность и необходимость установления общественных производственных отношений возникает именно на этой стадии, и сначала - в рамках отдельной страны.
Однако когда такая возможность возникает теоретически, практически ещё не готов полноценный субъективный фактор революции. Поэтому, хотя переход к социализму на доимпериалистической фазе капитализма и возможен в отдельной капиталистической стране, но с точки зрения вероятности более вероятно, что на этой фазе революционного обобществления ещё не произойдет. Неправильно утверждать, что это не может произойти вовсе, но это не может быть массовым, так как вероятность того, что это ещё не случится, выше вероятности того, что это случится.
При образовании мирового хозяйственного механизма, то есть обретении производительной силой общемирового характера, для обобществления требуется установление общественных производственных отношений во всём этом мировом механизме в целом. Установление на этой высокой стадии социалистических отношений всего в одной стране не может быть просто названо "обобществлением производительной силы", а должно быть названо лишь "обобществлением части производительной силы", - той части, которая находится внутри отдельной страны. Поскольку остальная, внешняя, часть единой мировой производительной силы останется при этом необобществлённой, то такая ситуация не даёт полноценную общественную собственность, а лишь является промежуточной ступенью.
Можно ли при таком положении называть строй в отдельной стране социалистическим? Поскольку отдельная, внутренняя, часть единой мировой производительной силы всё же обобществлена, то это, безусловно, можно называть социалистической собственностью. Но при этом надо понимать неполноту её характера и даже ввести какой-то особый термин. "Неполный социализм"? "Частичный социализм"? Нет, не годится. Может быть, удастся найти какой-то более правильный термин? Может быть, - "неполномерный социализм"?
* * *
Итак, отрицательности мирового капиталистического механизма всё более сказываются в менее развитой его периферии. В тех или иных районах, в тех или иных странах этой периферии при благоприятных условиях возможен приход к власти политической силы антиимпериалистического направления.
Некоторые "левые", правильно отмечая, что в нашу эпоху национальное освобождение объективно невозможно без социалистических преобразований, всё же слишком упрощенно и прямолинейно применяют эту мысль к живой практике.
Мысль теоретически верная. Но эта объективная насущность антикапитализма может в реальной практике ложиться в настолько же объективные условия неполной готовности какого-то конкретного периферийного общества к таким преобразованиям. Вот почему нельзя требовать от таких обществ непосредственного отказа от всяких форм капитализма под предлогом вышеуказанного теоретического вывода. Под давлением этого фактора такие общества действительно начинают движение в том направлении, которое в конечном счёте так или иначе, с меньшим или большим количеством классовых столкновений и переворотов, доведёт до социализма. Но первая стадия этого движения будет всё же стадией своеобразного антиимпериалистического госкапитализма.
Если пролетариат настолько развит и организован, что способен претендовать на антикапиталистические преобразования общества, крупная, капиталистическая, буржуазия не только не примет совместного с ним антиимпериалистического союза, но даже скорее предпочтёт остаться под империализмом, чем потерять свою капиталистичность. В этом случае антиимпериалистическое движение возможно только при союзе пролетариата с антиимпериалистической мелкой буржуазией при политической гегемонии пролетариата в этом союзе.
Но было бы неправильно утверждать, что везде на периферии капитализма пролетариат уже находится в таком состоянии. Кроме того, в своеобразных условиях этих обществ политический спектр далеко не сводится только к чёрно-белому противостоянию крупного капитала и пролетариата. Вот почему остаётся ещё возможной и иная классовая расстановка в антиимпериалистической власти, в зависимости от особенностей данного общества могущая проявлять себя через организации то ли городской мелкой буржуазии, то ли восстающего крестьянства, то ли местных образованных интеллектуальных кадров, то ли духовенства, то ли военных и т.п.
Будет ли антиимпериалистическая диктатура осуществляться при руководящей роли организованного пролетариата или же нет, - это, таким образом, зависит от конкретного расклада сил. Но в любом случае стадия антиимпериалистического госкапитализма и неизбежна, и необходима.
Хозяйственная структура общества на этой стадии будет состоять из главенствующего госкапиталистического сектора и вспомогательного и подконтрольного сектора приватного капитализма. В случае же гегемонии пролетариата в антиимпериалистической диктатуре государственный сектор будет соединением постепенно растущего неполномерного социализма (в той мере, в какой социалистические преобразования возможны) и всё ещё необходимого госкапитализма (в той мере, в какой социалистические преобразования ещё невозможны) под политическим руководством организованного пролетариата.
Ультрареволюционно умничать насчёт будто бы недопустимости любых форм капитализма в этих революциях - и неумно, и вредно.
* * *
Движение к полному, полноценному, полномерному строю общественной собственности исторически идёт через противостояние империализма мировых капиталистических центров и союза антиимпериалистических строев разных видов. Через уменьшение в этом противостоянии возможности избавляться от отрицательностей для первых и через преодоление недостатка развития у вторых.
Такой ход событий неминуемо заставляет империалистов действовать всё более жёсткими способами, что в свою очередь не может не вызывать всё большую протестность периферии. Таким образом, развитие этого процесса будет идти через острейшую, и всё более и более обостряющуюся, всемирную борьбу, и иначе идти не может.
Как владычество капиталистов над пролетариатом основано на их владении материальным богатством производительных сил, так же и владычество империалистов над остальным миром основано на их монопольном владении современной мировой производительной силой. Из этого главного сходства вытекает подобие и в других пунктах.
Так же, как и капиталистическое государство, и империалистическая политико-идеологическая машина тоже работает на подрыв активности угнетаемых народов. Она таким же образом насаждает иллюзию возможности приспосабливания, скрывает истинного виновника отрицательностей, разобщает, запутывает, оглупляет, запугивает, пресекает попытки борьбы.
Так же, как и у сознательных пролетарских революционеров при капитализме, и у передовых антиимпериалистических сил политико-идеологическая машина значительно слабее, и поэтому так же, как в пролетариате при капитализме, и в антиимпериалистическом движении в обычных условиях активно борющиеся передовые отряды составляют меньшую часть от общего числа угнетённых народов, хотя и пользуются сочувствием остальных частей угнетаемого мира, недовольных гнётом, но ещё пытающихся приспособиться к нему.
Как и в случае с пролетарским революционным движением при капитализме, перспектива результативности и массовости антиимпериалистической борьбы зависит не столько от желаний передовых угнетаемых низов, сколько от состояния владычествующих империалистических верхов, от кризисности в них, то есть от периодически возникающих неизбежных, активизирующих массы, ситуаций. Из-за различия условий в разных частях мира эти ситуации, более вероятно, возникают не глобально, а в каких-то отдельных частях мира, порождая там активизацию борьбы народов, особенно сильную, если внешняя активизирующая ситуация совпадает с внутренней в каких-то конкретных обществах этого региона.
Так же, как пролетарская борьба, и антиимпериалистическое движение может быть эффективным только при наличии качественной руководящей организации. И так же, как антикапиталистическая борьба, а может даже, и больше, антиимпериалистическое движение нуждается в интернационализации, в международном координирующем и объединяющем центре.
Точно так же, как выход из капиталистических отрицательностей для пролетариата не обеспечивается только антикапиталистическим тред-юнионизмом в виде забастовок или другой профсоюзной борьбы, а требует революционного овладения средствами производства, так и выход из империалистических отрицательностей для развивающихся народов не обеспечивается только "антиимпериалистическим тред-юнионизмом" в виде жалоб, бойкотов, заявлений и конференций, а требует, несмотря на связанные с этим обострения и жертвы, перехода к радикальной политике по лишению империалистических центров монополии на владение современной мировой производительной силой.
Полное освобождение человечества от отрицательностей частной собственности совершится при овладении им всей мировой производительной силой на основе её всемирного обобществления.
(mvm88mvm@mail.ru)
Свидетельство о публикации №212092701316
Что следует понимать под основной капиталистической отрицательностью: невозможность большего наращивания мировой производительности вообще или неравномерность (несправедливость) распределения продукта, или неравномерность регионального развития? Дело в том, что и необходимость наращивание мировой производительности является вопросом, и сама возможность наращивания очевидно остаётся ещё и так, а кто определил, какая скорость наращивания нужна вообще? Вполне вероятно, что мы в современных условиях уже превысили например потолок допустимой скорости расхода природных ресурсов, и пора производительность сокращать.
В то же время несправедливости и неравномерности распределения продукта решаются так или иначе нереволюционной борьбой. Не так эффективно и быстро, как хотелось бы, но решаются. При этом здесь отрицательность проявляется в виде морального недовольства части общества (мирового в общем) своей долей продукта на фоне других, более обеспеченных получателей. Не эта ли отрицательность сейчас является главной капиталистической отрицательностью? Моральная отрицательность людей далеко не умирающих с голода, но чувствующих себя обделёнными? Тогда их цель - уравниловка. И как с этим разобраться?
Владимир Прозоров 11.09.2019 17:14 Заявить о нарушении
Я отвечу на Ваш вопрос, но чуть попозже, - немного обдумаю и подготовлюсь.
Но уже обратил внимание на интересный факт: Вы прочли из первой части первую главу, а потом сразу пятую и пишете: "Получается довольно непонятно". )) Ну естественно. Так и должно быть. ))
Владимир Морозов 5 11.09.2019 19:00 Заявить о нарушении
Речь идёт и не о несправедливости распределения. О какой вообще несправедливости может идти речь? Капиталист получает то, что принадлежит ему по праву частной собственности на капитал. Рабочий получает то, что положено ему за продажу его рабочей силы. Для данного способа производства всё справедливо.
Но дело в том, что капитализм не может ни развиваться, ни вообще работать, так сказать, здоровым порядком. Он может получать свои плюсы, только сопровождая их неизбежными болезненными минусами. Положительные результаты капиталистического производства даются ценой одновременных отрицательных последствий, и избежать этого нельзя, как нельзя обеспечить работу двигателя внутреннего сгорания без выхлопной трубы. Эти отрицательные последствия (периодические кризисы, инфляция, безработица, ухудшение условий труда, в конце концов - хроническая бедность) не распространяются по всему обществу, а ложатся в конечном счёте на того, кто в силу своего положения не может оградить себя от них или передвинуть их на кого-то, то есть на низы общества, накапливая там большое недовольство.
Устранить это, оставаясь при том же способе производства, невозможно. Вы неправы, говоря, что эти проблемы можно решить нереволюционным путём. Нереволюционным путём эти проблемы решаются лишь частично, временно, паллиативно и затем опять возвращаются как ни в чём не бывало. Они происходят от капиталистического способа производства и, следовательно, могут быть устранены только устранением этого способа производства, что без революционных действий невозможно.
Владимир Морозов 5 12.09.2019 16:24 Заявить о нарушении
Владимир Прозоров 13.09.2019 07:55 Заявить о нарушении