Девочка, которой никогда не было III

       III

     «Девочка в голубом платье», такое имя получил пластилиновый человечек, которого я решил вылепить из пластилина. На какое-то время словосочетание «Девочка в голубом платье» стало словесным описанием моей мечты, всецело завладевшей мной. Надо заметить, что эта моя мечта только на первый взгляд казалась легко достижимой. На самом деле все то, что я задумал, было не столь простым делом, если учесть, что маленький мальчик, открывающий для себя мир людей, многое в своей жизни делает впервые. Что же детские фантазии, как отражение реальной жизни происходящей вокруг, чаще всего бывают более реальными, чем сама жизнь. Я, семилетний мальчик не предполагал насколько трудно сделать то, что заложено в смысл фразы: «слепить себе друга из пластилина». Но, что в жизни делается просто? Знать бы мне то, что мое решение вылепить Девочку в голубом платье из пластилина может не только очень сильно изменить мою жизнь, но и меня самого. Но, тогда, в детстве, я не задумывался о том, что фактически у меня появилась новая, заманчивая игра с названием «Девочка в голубом платье», которую я придумал исключительно для себя и, которая содержала в себе все, что нужно мальчику семи лет от роду. Во-первых, в этой чудной игре была тайна, которая так важна для взросления любого ребенка. Во-вторых, в ней было то, чего нет ни в одной другой игре – это игра была персональной и предназначалась только для меня. В-третьих, она была не просто заманчивой детской игрой, это была игра с непредсказуемым продолжением, а ее финал не возможно было предугадать.
                ***
                Индивидуальность – это то, особенное, что отличает
                отдельного человека от других людей.
                ***    
         В детстве у меня не было друзей. Для этого, очевидно, были причины. Я был маленьким мальчиком в очках с толстыми линзами, которые почему-то раздражали моих сверстников. Это вынуждало меня ограничивать контакты со сверстниками, поэтому я, чаще всего, был предоставлен сам себе и играл где-нибудь в стороне от всех, и, как правило, один. Кроме того, я сильно картавил. Мое неумение правильно произносить звук «эр» было причиной насмешек со стороны моих  сверстников. Этими моими качествами я отличался от сверстников, для ребенка быть не таким, как все – это трагедия. По существу ребенок с дефектами речи и в очках это объект для постоянных насмешек и издевательств. Мне приходилось выбирать игры, в которых не требуется партнер, но играть одному не очень-то весело. А иметь друга – это не то, чтобы радость, это самое главное, что может быть в жизни мальчика. Ведь с другом не может быть скучно, с другом любая игра как праздник.
         Всем известно, что играть одному и скучно, и неинтересно. Интерес в игре появляется тогда, когда у играющего есть возможность с кем-то пообщаться, поспорить или хотя бы просто поразговаривать. Мое желание создать себе друга, ту самую Девочку в голубом платье, возникло не случайно, оно выкристаллизировалось из постоянно сопровождавшего меня детского одиночества. Тогда, в детстве, я не знал, что эта детская фантазия займет меня сильно и надолго.
                ***
                Одиночество – друг творчества.
                ***          
         На следующий день после разговора с братом я нашел деревянную дощечку и алюминиевую проволоку, которые должны стать каркасом для создания фигурки девочки. Мне, еще совсем маленькому мальчику, казалось, что стоит мне сделать все точно так, как рассказал мне брат, прочитав мне технологию лепки фигурок из пластилина, описанную в книге - и все остальное получится само собой. Но, на самом деле все оказалось далеко не так.
       Одно дело знать, как делается «что-то» и совсем другое это «что-то» делать своими руками.
       Начав лепить фигурку девочки из пластилина, я неожиданно для себя понял, что ничего не умею. Оказалось, что уметь то-то делать – это опыт, получаемый в процессе обучения. Чтобы вылепить человеческую фигурку из пластилина надо знать и уметь очень многое. Мои первые попытки слепить себе из пластилина друга заканчивались неудачами. Фигурка человека, точнее девочки, у меня никак не получалась. Слепить что-то похожее на человечка – это одно, а слепить Девочку в голубом платье, ту девочку, о которой я мечтаю, это нечто совсем другое. Первый неудачи убедили меня в том, что слепить мечту своими руками очень и очень не просто!
       Но, создать мечту собственными руками – не это ли достойная цель. Вскоре я понял, что первый мой шаг к этой цели раскрыл одну простую истину – я ничего не умею и что мне еще надо многому учиться. Лепить людей из пластилина – это не только детское развлечение, но и очень серьезная профессия, которая имеет вполне конкретное название – скульптор.
      В свои шесть лет, я еще не знал, что по существу, та игра, которую я себе придумывал и, которая вот-вот должна была выйти на режим начало, это нечто, что уже случалось в жизни других людей. Тогда я еще не знал истории про древнего скульптора Пигмалиона, царя Кипра, который влюбился в созданную им статую женщины по имени Галатея. Не знал и про писателя-летчика, который потерпев крушение в пустыне, выжил благодаря придуманному им Маленькому принцу. Все это мне еще предстояло узнать позже, через много-много лет.
      Но, пока я жил желанием вылепить для себя самую главную игрушку в своей жизни – Девочку в голубом платье. Это желание побуждало меня к действиям.
                ***
                Девочка в голубом платье олицетворяла собой
                все то, сокровенное, о чем нельзя никому рассказать.
                ***               
     Шли дни. Мои многократные попытки вылепить Девочку в голубом платье по технологии, описанной в книге, заканчивались не удачно. Фигурка, похожая на человека у меня получилась, но, не более того. Я, как это ни странно, оставался недоволен тем, что у меня получалось. Вылепленная мною ранее фигурка Девочки в голубом платье, которая показалась моему брату похожей на Снегурочку, казалась мне лучше, чем все другие мои творения. Попытки вылепить более совершенную фигурку заканчивались неудачей. По правде, фигурки, которые я лепил позже, ориентируясь на предыдущий опыт и на технологии лепки, о которых мне прочитал брат, казались мне какими-то не настоящими. Я долго не мог понять, почему так получается.
     Для того, чтобы понять причину своих неудач я много раз перелистывал страницы книги по изобразительному искусству, в которой впервые открыл для себя такие понятия известные любому ученику скульптора, как каркас, подставка, скульптура и пропорция. Но, понять причину своих неудач мне не удавалось.
     Разгадки неудач стали приходить постепенно, как-то сами собой. Тогда, я еще не знал, что опыт открывает любому человеку, увлеченному каким-то творчеством, тайны не сразу. Ключом ко всем тайнам какого-то ремесла является неудача, которая и признана, и понята тем, кто совершил ее. Неудача, чаще всего, как опыт ценна тем, что она является преддверием удачи. Благодаря неудачи мы получаем шанс понять то, что надо сделать, чтобы в результате получить удачный результат.
     Некоторое время я был занят анализом своих неудачных результатов.
     Как-то, гуляя на улице, я заметил в руках соседской девочки Майи странную длинноногую куклу, которую она называла Варвара. Мне в какой-то миг показалось, что именно такой я и представлял себе свою Девочку в голубом платье. Я не знал, что понравившееся мне кукла – это новая игрушка, которую производили где-то очень далеко, за океаном. Но, то, что пропорции этой куклы особенные, но я почувствовал все это интуитивно.
    Оказалось, что у этой куклы была своя тайна.

                ***
                В каждой вещи есть своя тайна, сопровождающая
                ее по жизни. Порой тайна вещи определяет ее               
                судьбу и не только ее, но и судьбу владельца вещи. 
               
                ***          

    Девочка Майя имела родственников, которые жили и в Польше, и в США, что совсем не удивительно для девочки, родившейся в Западной Белоруссии. Как-то семья девочки во время посещения родственников, которые жили в Польше, встретилась там с родственницей из США, которая гостила в это же время там. Эта родственница подарила девочке куклу, которая на самом деле имела имя Барби. Но, девочке взрослые настойчиво внушали никому об этом не говорить и назвать куклу Варварой. Времена тогда были такие, что даже неправильное имя куклы могло доставить взрослым массу самых неожиданных проблем. О том, что кукла соседской девочки Майи на самом деле имела имя Барби, я узнал намного позже, когда стал взрослым. Тогда же, в детстве, мне эта кукла показалась самой чудесной куклой в мире.
    Я и не предполагал, что мое восприятие этой куклы близко к истине. Заокеанские создатели куклы в качестве прототипа выбрали девочку-подростка, в то время как наши, отечественные куклы напоминали кривоногих голышей. Маленькие бесполые голыши не очень-то восхищали девочек, которые чаще предпочитали играть с куклами, которых они делали из бумаги. Надо сказать, эти куклы обладали одним несомненным преимуществом – они были более взрослыми и, как правило, уже носили бюстгальтеры. Кроме того, их можно было одевать и переодевать в придуманные и сделанные девочками наряды. Эти бумажные куклы, плоские нарисованные на плотном картоне и вырезанные по контуру были самыми лучшими игрушками для игры в семью. Кроме того, их наряды, тоже нарисованные и вырезанные из бумаги, можно было надевать на них в соответствии с ситуацией. Среди нарядов были купальники, разные платья и, конечно же, свадебные. Платья крепились к кукле при помощи клапанчиков. Бумажные куклы, так или иначе, были первым этапом в изучении мною пропорций тела человека. Именно рисуя их, я впервые заметил, что между мальчиками и девочками существуют различия, которые срываются под их одеждой. Бумажные куклы мальчики-парни изображались, как правило, в трусиках, в то время как девочки-девушки помимо трусиков всегда изображались с бюстгальтерами.
                ***
                Девочки для мальчиков - тайна, которую рано или
                поздно им захочется разгадать
                ***          
    Но, до понимания всего этого мне еще нужно было дорасти. В далеком детстве, в тот самый момент когда, я принял решение вылепить из пластилина Девочку в голубом платье, я имел твердую убежденность в том, что она станет самой главной моей игрушкой, по крайней мере должна стать такой.
    Некоторое время я был увлечен изучением устройства куклы Варвары. Как только я замечал во дворе соседскую девочку Майю с куклой, я сразу же бросал все свои занятии и спешил к ней. Мне очень-очень хотелось подержать в руках ее куклу, которая казалась мне самой лучшей в мире куклой. Было в этой кукле что-то, что я должен был разгадать, кроме того, мне важно было знать, как у куклы сделаны руки, ноги и лицо. Еще более важным мне казалось необъяснимое желание попытаться раздеть ее, снять все одежки, чтобы рассмотреть, как выполнено у нее тело, туловище, как стыкуются к туловищу руки и ноги. Так или иначе, но это желание преследовало меня довольно долго. Однако, случай подержать в руках куклу Майи не представился.
     Как-то Майя загулявшись, забыла свою куклу на скамейке рядышком с песочницей. Когда ее мать позвала домой, Майя рванула домой, оставив свою Варю и ведёрко на скамеечке. Я получил редкую возможность не просто подержать ее куклу в руках, но и ощупать ее и осмотреть. За каких-то пять минут, я смог очень многое. Правда, раздеть куклу удалось лишь частично, но я успел заглянуть ей под одежду и рассмотреть ее живот, груди, ноги и руки. Для себя я отметил, что кукла Варвара очень сильно отличается от бесполых кривоногих голышей, которые были почти у всех девочек из нашего двора и выглядит она, как девушка-подросток.   
      Все эти, сделанные мною в детстве открытия, я осознал намного позже. А тогда, в далеком детстве, эти открытия представлялись мне тайной, которую разгадал только я. Меня переполняло желание слепить из пластилина девочку, которая бы была похожа и на соседскую и девочку Майю, и на ее куклу Варвару, и на мою мечту о самой красивой в мире девочке. Первые попытки воплотить все это в фигурке, вылепленной мной из пластилина, показали, что я не то чтобы не знаю, как лепить человека, я даже не представляю, как это делается, если к этому подходить серьезно. Первые шаги в реализации задуманного показали, что для того, чтобы вылепить человека нужно знать о том, как и то, как устроено тело человека, и то, что есть такое понятие, как пропорции человеческого тела. Если же при лепке не обращать на это внимание, то фигурка получается ужасной и уродливой, которую даже человечком назвать нельзя.
               
                ***
                Иногда трудно понять то, чего хочется в данный
                момент потому, что наше понятие «хочется» часто не имеет               
                образа и представляется смутным желанием. 
                ***          
     В конце концов, я придумал то, какой должна получиться моя Девочка в голубом платье. Я, почему то, был уверен, что от моего придумывания до реализации задуманного осталось совсем немного. Девочка в голубом платье виделась мне длинноногой, такой же, как кукла Варвара девочки по имени Майя. Я был уверен в одном - у нее должны быть кучерявые волосы, светленькие, мягкие, как нежный шелк. Глаза у нее  должны бы были быть вишневые. Темные. Платье у девочки должно бы было быть легким-легким.
     Мне даже показалось, что еще немного, и я смогу нарисовать эту девочку на белом листе в альбоме для рисования.

Продолжение:
http://www.proza.ru/2011/01/03/1484

© Copyright: Ан Леере, 2010
А.Leere.
http://www.proza.ru/avtor/anleere
Иллюстрация: Пластилин.... И еще фотографии.   http://forum.hnet.ru/lofiversion/index.php/t132490.html


Рецензии