Певица пошла за него сквозь слёзы

      
       После известия о кончине мужа певицу Надежду Новоспасскую угнетало предчувствие, что профессор Столяров, жутко косивший одним глазом, придёт к ней свататься. Страх сжимал душу, и ещё сильнее всё леденело внутри. Их общие друзья, должно быть, уже сообщили ему, что её муж Анатолий Савенко умер зимой от чахотки в Керчи и там же похоронен на центральном кладбище. Симпатии к профессору Надя не испытывала, хотя замечала не раз в довоенное время, что разговаривал он с ней при встречах с каким-то особым подобострастием, и в хриплом голосе звучала нежность.
       Он крестил её первенца Бориса и всегда был желанным гостем в их доме. Его жена, скончавшаяся в конце 1917 года, приходилась Наде двоюродной сестрой. Был профессор внешне неказист, сильно косил одним глазом, но  хорошо образован, остроумен и мог переспорить даже её мужа. Иногда Надя пела на вечерах арии или романсы по просьбе гостей, и всегда громче всех аплодировал Николай Александрович, иногда смахивая слезу и шумно восхищаясь её выразительным пением.
       Первый раз он сделал ей предложение сразу же после бегства Анатолия и Василия Витальевича Шульгина вместе с Деникиным на юг Украины. Надю оно возмутило: «Как это - при живом муже связать себя вторым браком?». Она не принимала никаких доводов и не хотела верить, что власть большевиков окончательно победила в кровавой гражданской войне. Второй раз Столяров пришёл свататься, когда она, вся отёкшая, была прикована к постели и уже не надеялась выкарабкаться: отказали почки. Тогда спасала семью от голода средняя дочь Ируся, её ангел,  ходившая на базар за продуктами. Николай Александрович привёл врача и достал нужные лекарства. Надя поправилась, но связать свою судьбу с ним опять отказалась.
       Прошло два года: теперь уже не было в живых Анатолия, и навсегда исчезла призрачная надежда соединить распавшуюся семью...

       *  *  *

       Предчувствие не обмануло: Столяров, действительно, пришёл сразу же, как только узнал о смерти Анатолия Савенко. Он надеялся, что бывшая прима оперы Надежда Новоспасская, которую он боготворил долгие годы, согласится, наконец, стать женой профессора университета, получающего специальный паёк и лояльного к советской власти. 
       На лестнице Николай Александрович столкнулся со средней дочерью Савенко, обутой в старые мужские туфли: «Боже, какая нищета! И она ещё сопротивляется!». Девочка поздоровалась  и убежала в комнату, и тут же в прихожую вышла Надя. Они прошли в бывший кабинет Анатолия Ивановича, где до сих пор на столе стояла большая фотография Фёдора Шаляпина с интригующей надписью: «Дорогой Маргарите от разбившего её жизнь, а теперь кающегося чёрта - Фёдора Шаляпина». Николай подошёл к Наде и обнял за плечи:
       - Я знаю про Керчь, Надюша, прими мои соболезнования. Не надо было ему возвращаться на родину – всё равно его разоблачили бы со временем. Дорогая, моё предложение остаётся в силе – давай соединим наши судьбы.
       Надя высвободилась и подошла к столу:
       - Присядьте, Николай Александрович, нам надо поговорить, и разговор этот нелёгкий. Вы простите меня за неприятную откровенность, но я Вас не люблю. Как же мы будем жить одной семьёй без взаимного чувства?
       -  Милая Надя, моей огромной любви хватит на нас двоих и детей. Мне ведь кроме тебя никто не нужен, да ты и сама знаешь. Столько лет боготворил твой певческий талант и всегда сильно переживал, когда Анатолий обижал тебя, сознательно разрушая свой брак.  Выходи за меня, и девочки твои не будут голодными ходить в старых папиных ботинках, подвязанных верёвками, да в стираных маминых кофтах. Сыну я дал образование – он уже закончил археологический факультет, помогу и твоим дочкам.
       - Девочкам своим я уже заказала парусиновые туфли в монастыре. Их монашки шьют очень аккуратно и дёшево, кстати, продают.  А в стираных маминых кофтах сейчас многие дети ходят – ничего зазорного в этом не вижу. Вы простите меня, Николай Александрович, но сейчас я не могу решиться на второй брак – свежа рана утраты, и, когда она затянется, один Бог знает.
       - А с голоду не помрёте, пока рана затянется? Странный вы народ, женщины. Вас унижают мужья, заводят любовниц, бросают на произвол  судьбы, а вы страдаете из-за них, пытаетесь счёты с жизнью свести. Мы с женой в шоке были, когда тебя с кладбища принесли без сознания. Я ведь столько раз видел твоего мужа с разными женщинами, а с последней любовницей, Еленой,  он вообще жил открыто как с женой - даже в поездки брал с собой.  Да тебе хорошо известно об этой связи – разве не из-за неё ты чуть душу свою не загубила?
       - Что теперь вспоминать о прошлых семейных неурядицах. Елена Алексеевна год назад сама приходила на нашу улицу. Хотела узнать про Анатолия Ивановича, но я тогда никаких известий от него не имела.
       - Ей уже известно о его смерти в Керчи – рассказали друзья твоего мужа.
       - Чувство у неё к Анатолию, видать, большое было, помощь свою мне предлагала.
       - Теперь уже не будет ни встреч искать, ни помощь предлагать - знает, что Савенко жил последний год гражданским браком с женщиной из Петрограда.
       - Может и не будет, - согласилась Надя, - Женщина она ещё молодая и красивая, найдёт себе достойного спутника.
       - Не задерживай с ответом, Надюша, на моё предложение жить одной семьёй. Со мной твои дочери голодать не будут, да и образование университетское я помогу им получить. Без поддержки вы обречены на гонения при Советской власти.  Членов семей белогвардейцев и юристов расстреливают без суда и следствия, а муж твой не просто у них служил – был довольно известной личностью, монархию отстаивал, занимался пропагандой. Все в Киеве знают, что именно ему поручили сопровождать вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну в Крым после февральской революции. Людей уничтожают просто за дворянское происхождение, так что вы - обречённые диктатурой большевиков. 
       - Не торопите, Николай Александрович, с ответом - в душе у меня всё оборвано. Идёмте чай пить с девочками. Нас сегодня соседка калачом угостила и вареньем клубничным.
       При девочках Столяров обращался к ней на «Вы», был предупредителен, ласков и своей обходительностью очаровал Галину:
       - Как же он любит Вас, руку и сердце предложил, а Вы раздумываете, соглашаться ли в свои сорок пять да ещё с тремя дочками на шее.
       Да, Столяров давно её любит, лет двадцать, как он сам говорит, но как разделить постель с нелюбимым мужчиной, как терпеть его прикосновения? Он, конечно же, прав: будущее для детей белогвардейца Савенко может оказаться не только бесперспективным, но и трагичным. Они, действительно, оказались обречёнными заложниками в Российской истории.
      Слова Столярова беспокоили, не давая забыться сном. В полудрёме Наде привиделось, будто она в театральном костюме стоит с девочками на мосту, а под ним проплывают на пароходе Анатолий и сын Боренька. Она уже приготовилась прыгнуть вниз, но услышала детский плач и крик мужа: «Не смей!». Надя очнулась и замерла:  комната была залита лунным светом, игравшим  на стенах дивными бликами. Она всё ещё была под впечатлением окрика: «Что означает предупреждение Анатолия? Не сметь связывать свою судьбу со Столяровым или не пытаться оставить девочек сиротками?»
       Надя подошла к окну и увидела небо, усеянное неясными в лунном свете звёздами. Когда умерла мама, она долгое время не могла спать ночами – было страшно сознавать, что луна светила и ей, и на мамину могилку. Теперь она освещает последний приют её единственного любимого мужчины в Керчи и сына Боречки в Турции. Как рождается жестокость, делающая кратковременные человеческие души на земле чёрствыми и беспощадными? Почему её девочки, терпевшие лишения в гражданскую войну, чудом выжившие в омуте эпидемий испанки и сыпного тифа, скосивших почти всех квартирантов их дома, в мирное время обречены на полуголодное существование? И вдруг Наде почудился мамин голос: «Терпи, моя девочка, и будете жить». Значит - смириться и стать женой профессора Столярова? Но нет ответа - решать придётся ей самой…

       ***

       Следующий день приготовил Наде сюрприз: пришла Елена Алексеевна Лебедева.       Холёная красавица, из-за которой Надя готова была когда-то распрощаться с  жизнью, неожиданно появилась на пороге её дома. Что толкнуло эту красотку в разорённое и голодное гнездо без кормильца? Надя подумала: "Должно быть, сильное  чувство испытывала эта женщина к моему Анатолию, если так упорно  ищет следы мёртвого".
       - Проходите, Елена Алексеевна,  в комнату. Не могу, правда, много времени Вам уделить -  девочки вот-вот вернутся из школы.
       - Спасибо, Надежда Константиновна, я буквально на пару минут – выразить соболезнование в связи с кончиной Анатолия Ивановича.
       - Так Вы уже знаете. Садитесь к столу, я попрошу племянницу Галину заварить нам чай из сушёной моркови и листьев смородины, но простите великодушно – больше угостить Вас нечем.
       - А у меня как раз булочка есть – на базаре выменяла. Дочек Ваших хотела угостить, возьмите и порежьте к чаю. Вам, должно быть, сейчас трудно приходится – сами без работы, да ещё трёх девочек прокормить как-то надо. Я могла бы Вам немного помочь с питанием – сохранились кое-какие запасы. Анатолий Иванович так трогательно и нежно относился к своим детям, потому и мне они, как родные, - Елена Алексеевна достала из сумки большой сдобный калач и протянула Наде.
       - Да как же принять такой дар в наше беспросветно голодное время. Если бы я могла отработать уроками музыки или пения, но Вас, насколько я знаю, они не интересуют. Этого калача Вам самой хватило бы на несколько дней.
       - Не беспокойтесь за меня, я неплохо зарабатываю – английский язык преподаю в вечерней школе, ещё дополнительные уроки даю, переводы выручают, да и запасы кое-какие сохранились. Расскажите мне, пожалуйста, как Анатолий Иванович  отважился вернуться в Россию. Я слышала, что Вы ездили к нему в Керчь, когда он болел.
       - Муж мой не смог жить без России, хотя и знал, что снисхождения от новой власти не дождётся. Под чужой фамилией Степуренко Анатолий Иванович устроился сначала дворником, а затем перешёл на работу юрисконсультом в Рыбтрест и даже прислал нам бочонок сельдей. И вдруг мы письмо получили,  что он болен чахоткой. Не выдержала я – поехала к нему попрощаться, только муж не рад был моему приезду. Жил он гражданским браком с молодой женщиной из Петрограда – Лидией Михайловной. Она его и похоронила на городском кладбище под настоящей фамилией Савенко.
       - Так рано и неожиданно закончилась его жизнь. Вы разрешите мне завтра посетить Вас – я бы принесла продукты и сварила обед для девочек.
       Надя с изумлением глядела на свою собеседницу: «Это ж как надо любить мужчину, уже ушедшего в мир иной, чтобы отрывать от себя в такое голодное время и помогать его дочерям».  В прихожей хлопнула дверь.
       - Ируся, должно быть, вернулась из школы, очень слабенькая она. Приходите, Елена Алексеевна, в любой день, спасибо Вам за сочувствие и доброту. Мы же судьбой обречены на тяжёлое выживание. Идёмте, я познакомлю Вас с дочерью.
       Надя открыла дверь в прихожую, и Елена Алексеевна увидела худенькую, миловидную девочку, очень похожую на своего отца и ужасно одетую во что-то перешитое, видимо, из маминого платья.  Обута  Ируся была в огромные мужские ботинки, подвязанные верёвочками, чтобы не слетали.
       - Здравствуй, Русенька, - Елена Алексеевна подошла к девочке и протянула ей руку, но та застеснялась и выбежала на улицу.
       - Она немного пугливая, но быстро привыкает - достаточно  двух - трёх совместных прогулок.
       - Я завтра приду в это же время, приготовлю покушать и погуляю с ней.
       - Я Вас понимаю, Елена Алексеевна, будем рады, приходите, а Ирочку я подготовлю. 
       Надя проводила гостью и заглянула в кухню:      
       - Галиночка, не надо нести в комнату самовар – Елена Алексеевна уже ушла.
       - Это та, из-за которой Вы чуть жизни себя не лишили?
       - Да разве из-за неё? Нашлась бы другая обольстительница. Измены Анатолия Ивановича не могла я простить – вот и помутился разум, а Елена Алексеевна, видимо, сильно любила моего мужа: предложила свои услуги - с девочками гулять и подкормить их. Она работает по вечерам в школе, а днём свободна.
       - Я бы на Вашем месте вышвырнула её вон и от услуг отказалась.
       - Да, что уже делить – Анатолия Ивановича нет в живых, а я, чтобы девочек вытащить из голодной пропасти, всех  врагов своих готова простить. Это больше мужа грех, чем её. Пусть приходит – может на душе у неё спокойнее будет.
       Елена Алексеевна стала каждый день  приходить с продуктами и готовить обеды для девочек. Покормив Ирусю, она шла с ней гулять в парк, на полянки, где росла земляника. Девочка быстро к ней привязалась и с нетерпением ждала её прихода.  Дружба закончилась быстро и неожиданно.  В один из ветреных дней Елена Алексеевна пригласила Ирочку к себе домой и дала ей альбом с открытками, а сама отправилась на кухню приготовить угощение. Так распорядилась судьба, что девочка увидела такую же открытку с белой кошечкой, какая была и у неё. Прочитала она надпись папиным почерком и ужаснулась. Было там написано, что скучает он по своей любимой Ленушке, всю целует и рвётся в их милую комнатку. Прибежала Ирочка домой в слезах, рассказала всё матери, и встречи с Еленой Алексеевной прекратились.
       Решила Надя дать согласие на второй брак – надо было спасать своих болезненных девчушек от голодной и опасной жизни. Как-то она открыла беспечно дверь, и в переднюю забежали два бандита, один из которых схватил её за горло. На сдавленный крик выскочили девочки и не растерялись: младшая Ната вцепилась в отщепенца, державшего маму, и закричала, чтобы он её отпустил, а Ируся выбежала на лестничную клетку и стала звать соседей на помощь. Так и прогнали преступников, но кто знает, что ожидает впереди обречённую на трудное выживание семью монархиста Савенко? Через много лет Надя скажет своей взрослой дочери про отчима: «Пошла за него сквозь слёзы, чтобы не пропали вы с голоду и вообще, чтобы защитить вас, ведь имя вашего отца угрожало вам». Разве могла она представить себе, что после одиннадцати лет относительно спокойной и благополучной жизни диктатура одной партии растопчет безжалостно их судьбы – власть безграничная, власть безбожная. Они были тем временем обречённые… 


Рецензии