Такси. ru

                Такси.ru
Водитель такси, пожалуй, самая распространенная вакансия водителя на рынке труда. Она постоянно открыта, и сотрудники этой сферы требуются всегда. Возникает вопрос, почему? Ведь суммы заработной платы, заявленные работодателями – впечатляющие. По крайней мере, для данной категории трудящихся. От 30 –ти  до 100 тысяч рублей обещают кадровые службы таксомоторных предприятий. Во всяком случае, такие цифры фигурируют на многочисленных сайтах по трудоустройству в интернете! Само собой разумеется, что не каждый человек, имеющий водительское удостоверение и умеющий водить автомобиль, сможет работать в такси. Существует ряд необходимых качеств, не обладая которыми, в такси делать нечего. Это, в первую очередь, знание города. Причем, основательное. Желательно на слух. Навигаторы в данном случае не помогают. Если города не знаешь – эта работа не для тебя. Далее следует умение общаться с людьми. Таксист по роду деятельности вынужден контактировать с большим количеством людей, причем этот круг общения он не выбирает. Впрочем, это касается всех работников сферы обслуживания, правда не в такой степени. В идеале, водитель такси должен быть достаточно образованным и эрудированным. Дабы находить общий язык с представителями разных социальных слоев. Но это в идеале. Который, чаще всего, далек от реальности.
Образованные, эрудированные, коммуникабельные люди с широким кругозором неохотно идут работать в такси. Разве что жизнь заставит. Вот в этом, похоже, и кроется секрет необычайной востребованности водителей такси на рынке труда! Текучка! Большинство водителей трудятся в таксомоторных предприятиях относительно недолго. Пока не найдут лучший вариант трудоустройства. На сегодняшний день работа в такси – это возможность пережить трудную жизненную ситуацию, полосу неудач! То есть, изначально, эта работа рассматривается как временная! Почему так происходит? Давайте разберемся подробнее. Препарируем, так сказать, вопрос.
Итак! Такси Санкт – Петербурга. Сейчас не существует монополии государства на извоз граждан, как в советские времена. Поэтому фирм и фирмочек по оказанию услуг такси населению, расплодилось великое множество! Кого тут только нет! И «миллионы» различной номинации, и всевозможные бренды в виде «апельсинов», «счастливчиков», «собачек» и даже «командиров»!
Как говорится, кто во что горазд. Однако необходимо учитывать реальные возможности и позиции этих фирм на рынке услуг. А так же, преимущества и слабые стороны таксомоторных компаний в глазах потребителей. Крупные, раскрученные компании имеют, как правило, большой автопарк, более надежны и стабильны в работе. Хотя цены у них, несколько выше, чем у менее известных конкурентов. Мелкие фирмы стараются создавать свою клиентуру, предоставляя большие скидки. Многие таксопарки, точнее диспетчерские службы, привлекают так называемых «пристяжных» водителей. То есть, автовладельцев с личными автомобилями. После введения известного закона о такси, с этим стало сложнее. Для того, что бы владелец автомобиля мог официально работать от диспетчерской службы и получать заказы, необходимо зарегистрировать ИП (индивидуальное предпринимательство) и получить лицензию в Комитете по транспорту. Это не очень сложно, но все- таки «заморочно». Поэтому многие частники автоматически отсеялись после вступления в силу закона о такси. В основном те, для кого это было не основной работой, а так называемой «халтурой». Это, наверное, и к лучшему, так как среди этих водителей мало настоящих профессионалов, способных качественно и безопасно осуществлять пассажирские перевозки.
Рассмотрим алгоритм  работы людей, для которых на данном этапе, эта работа является основной и, так сказать, бюджетообразующей.
 Существует несколько схем работы таксомоторных предприятий:
Схема первая. Самая простая и понятная. Зарплатная система для водителей. Она может быть фиксированной, то есть, не зависящей от количества выполненных заказов за смену. Отработал сутки – получил определенную сумму. Она, как правило, колеблется от 1,5 до 2-х тысяч рублей. В некоторых случаях к окладу добавляются проценты от выручки, если общая сумма превышает определенную границу.
Схема  вторая. Тоже зарплатная, но зарплата складывается из фиксированного оклада и процента от выручки за смену. Причем процент, как правило, прогрессивный. Больше привез – больший процент получил. Материальная мотивация, так сказать. Стимул для водителей для активной работы. Во многих таксомоторных предприятиях существует только процентная ставка без окладной части. Процент там несколько выше, но есть риск заработать крайне мало в «пустые» дни недели.
Дело в том, что таксомоторный бизнес, как и любой другой, подвержен колебаниям от максимального спроса до деловой стагнации. И колебания здесь не только сезонные, но и недельные. То есть, в разные дни недели – разный спрос на услуги такси. Это естественно и прогнозируемо. Пик приходится на вторую половину недели с четверга по воскресенье. Первая половина, соответственно, менее урожайная.
Вообще, размер суточной выручки напрямую зависит от степени «раскрученности» фирмы. Наиболее известные, узнаваемые бренды имеют больше заказов, чем местечковые маленькие фирмочки. Вот только для водителей, которые работают по зарплатной системе, нет большой .разницы. Их доход вполне прогнозируемый и совсем небольшой. По крайней мере, по отношению к трудозатратам. Если взять калькулятор и элементарно посчитать, то получается следующая картина. В среднем, доход водителя составляет 1800 рублей в сутки. Что соответствует-75 рублям в час. То есть, за стандартный 176 часовой месяц работы у водителя такси на выходе получится доход в размере 13200 рублей. А за 240 часов работы в месяц – 18000 рублей!
Поэтому, чтобы доход поднялся до более менее приемлемой цифры, (27000 рублей), человеку за рулем приходится проводить по 360 часов в месяц. А это, извините, полмесяца непрерывной работы. По сути. Человеку приходится жить в машине. Некоторые умудряются работать двое суток подряд, что бы иметь двое суток отдыха! А как же вопрос безопасности, спросите Вы?!
А вопрос безопасности, увы, открытый, точнее риторический!
Любая зарплатная схема, априори подразумевает наличие графика работы для водителя. Это либо сутки через двое, либо сутки через сутки, либо вообще двое суток через двое. Соискатель на данную вакансию должен четко рассчитать свои силы и способности, и точно понимать, сколько времени он может отработать без перерыва. То есть, планировать график работы исходя из собственных возможностей.
Имея на руках средние цифры можно примерно рассчитать размер своего дохода. Обольщаться, в данном случае, не стоит. Работая по 360 часов в месяц (15 суточных смен) Вас надолго не хватит. Мало кто выдерживает подобную нагрузку в течении длительного времени! Тем более, что соблюдение графика при работе по зарплатной схеме, строго обязательно. Существует и альтернативная схема работы, которая имеет как свои плюсы, так и минусы. Это – так называемая аренда. Водитель, желающий работать в свободном режиме, берет в аренду автомобиль ( как правило, уже с лицензией на право оказания услуг такси). Ставка арендной платы колеблется от 1000 до 1500 рублей, в зависимости от класса автомобиля. Затем заключает договор с диспетчерской службой на оказание информационных услуг (предоставление заказов). В данном случае, водитель платит определенный процент от каждого предоставленного заказа. Процентная ставка разная. От 10 до 30 процентов. После этого начинает плодотворно трудиться. Все вроде бы хорошо. Практически свой бизнес. Но! Есть нюансы…
Попробуем посчитать. Деньги, как известно, любят счет!
Для того, чтобы доход за смену был приемлемым, необходимо иметь выручку не менее 4000 рублей. Из них: 800 рублей (средний процент) отдаем диспетчерской службе.
1200 рублей – аренда автомобиля.
500 рублей – бензин (средний пробег – 200 км.)
Итого: 1500 рублей – сухой остаток, или чистая прибыль водителя за смену. Много это или мало, судить, конечно, Вам. Но, сразу отмечу! Для того, чтобы привезти 4000 рублей, необходимо отработать как минимум 12 часов (сделать в среднем 10 заказов), причем в плотном режиме, с учетом пробок и т.д. Если Вы готовы работать 30 дней в месяц, то вполне можете заработать 45000 рублей. Если же Вы устраиваете себе выходные дни (в данном случае, это только Ваше решение), то потери неизбежны. В основном, за счет аренды. Подавляющее большинство арендодателей автомобилей считают аренду без учета выходных. Таким образом, отдыхая всего четыре дня в месяц, Вы теряете 10800 рублей. (4800 руб. – аренда и 6000 руб. – недополученная прибыль). Такой вот жесткий расклад. Поэтому, прежде чем принимать решение, подумайте. Хватит ли сил и здоровья?
Исходя из вышесказанного, возникает мысль, что самое выгодное в данном бизнесе – работа на своем автомобиле. С  одной стороны, несомненно. Плюсы налицо:
- свободный график
- отсутствие аренды, и как следствие, рост дохода при тех же трудозатратах.
Но! Работа на своем автомобиле имеет ряд скрытых рисков. Все расходы по обслуживанию автомобиля Вы берете на себя. Амортизация, риск ДТП, риск угона, ущерба и т. д. А ведь автомобиль – это основное средство производства. И в случае форс – мажорных обстоятельств, никто не даст Вам автомобиль на замену.  К тому же, для работы на своем автомобиле сейчас, после принятия закона о такси, необходимо иметь статус индивидуального предпринимателя и получить лицензию в Комитете по транспорту. В противном случае, могут возникнуть серьезные неприятности. От крупного штрафа, до конфискации автомобиля на штрафстоянку.
Давайте подведем итоги. Заработать деньги в такси можно, но только в определенном количестве. Те пресловутые 100 тысяч, которые обещают Вам кадровики таксомоторных предприятий – это из области фантастики. Причем ненаучной. Если Вы терминатор или робот, тогда, может быть, и сумеете заработать такие суммы. А будучи обычным человеком – вряд ли.
Есть, правда, в этом бизнесе определенная категория трудящихся, которая зарабатывает действительно приличные деньги при разумных трудозатратах. Но это – отдельный разговор. Опытные таксисты –« отстойщики», тертые калачи в аэропортах и на вокзалах. Некий анклав, куда посторонним вход воспрещен. Круговая порука и связи, наработанные годами.
Есть, конечно, определенные плюсы в этой работе. С моей, достаточно субъективной точки зрения, одним из важных преимуществ, является отсутствие прямых начальников. Водитель на линии, конечно, выполняет указания диспетчера, но это скорее партнерские отношения, а не вертикально – подчиненные. Директорат далеко, мозг не пьет, и не касается непосредственной работы водителя. Если, конечно, не возникает серьезных проблем.
Минусов, кроме всех вышеперечисленных, тоже хватает. Амбициозный, образованный человек, волею обстоятельств попавший на эту работу, часто  испытывает психологический дискомфорт. Ему приходится возить успешных людей, находясь при этом в статусе обслуживающего персонала. То есть, вплотную контактировать с миром, который в данный момент для него недоступен. Это серьезное испытание для человека, который не довольствуется положением представителя рабочего сословия.
И напоследок…
Хорошие специалисты везде ценятся. И везде их не так много, как хотелось бы. Водитель такси – нужная профессия для общества. Но прежде чем идти работать в эту сферу, необходимо все взвесить. Физические и психологические нагрузки очень велики. Сопоставимы ли они с уровнем дохода? Вопрос риторический. Выбирать и решать только Вам!!! 


Владислав Быков.


Рецензии