Из путешествия 2012

      
         ИЗ  ПУТЕШЕСТВИЯ 2012                Дхоте А.А. , адвокат


  Сложно вернуться из-за границы, не проводя каких-нибудь сравнений не в нашу пользу.
  Мы возвращались самолетом через Ригу, где надо было провести вечер и ночь, и решив погулять по центру города, оказались на рыночной площади, куда нас привез автобус. Впервые за три недели путешествия, я понял, что что-то произошло. Я ощутил на себе властные взгляды не очень опрятных молодых людей, стоявших поодаль. Они сканировали: «Что с вас можно взять?». И эти наглые, безжалостные глаза. Чувства беззаботности, защищенности, комфорта, к которым успел привыкнуть, которые  не покидали тебя даже ночью в одном из приморских городов во время прогулки (вряд ли я так бы себя чувствовал в Крыму) – мгновенно ушли. Я понял: шутки кончились , началась суровая реальность приближающейся Родины.
  Вспоминаешь какую-то приподнятую, раскрепощенную атмосферу в венском, парижском метро и тяжелые, недовольные взгляды людей в метро московском.
  Вацлав Гавел говорил, что Россия ассоциируется у него с несвободой.
  В последние месяцы Россия больших городов делает еще одну попытку понять природу этой несвободы и как-то с ней справиться. Инстинкт самосохранения нации, видимо, подсказывает, что «так дальше жить нельзя».
  Мой старый друг на кафедре психологии не хочет писать свою   диссертацию, потому что то, о чем он ХОЧЕТ писать «недиссертабельно», а то, что одобряется трусливым начальством ему неинтересно, поскольку не отвечает стремлению любого мыслящего человека к истине. « И тут кончается наука…», как писал поэт.
  Моя племянница – умный, пытливый 10-летний человек. Но школа не отвечает на сущностные вопросы ее детского бытия, не является ее другом и добрым наставником. Вместо этого она с силою садиста заталкивает в голову ребенка вагоны заготовленной, часто ненужной информации, даже не объясняя для чего это. Ну что дают такие знания? Полнейшее отторжение от официального взрослого мира, от самих этих знаний, протест, комплекс неполноценности. И в итоге всеобщую нелюбовь, вражду, которыми живет русский мир.
  Это бывает в обществах, где  господствует тот, кто физически сильнее. Где все подчинено интересам и прихотям этого вурдалака. Так бывает среди детей и животных. Там, где человеческое развитие еще не выработало действенных механизмов защиты тех, кто физически слабее.
  Поэтому не случайно, что вопрос гуманизации общественной и государственной жизни поднимается прежде всего большими городами, наиболее вышедшими из власти тьмы наших архаических представлений и установок.
  «Придите и правьте нами..». Всегда находился и найдется тот, кто придет и будет править, прикрывая интересы свои и своих приближенных интересами государства, общества. Эта власть всегда держится на подавлении и лицемерии. Еще она расскажет про то, что только она хранит Святую Русь, Православие, только она может построить Коммунизм или уберечь страну от распада и внешних покусителей.
  Но распад внутренний неминуем в обществе, где никто никому не верит, все друг друга боятся и ненавидят, ненавидят свою жизнь, полностью отторжены от принятия сущностных решений («все равно сделают как им надо»), где все привыкли к всеобщему лицемерию и ханжеству. Отсюда сумасшедшие: агрессия, алкоголизм, самоубийства. Это общество периодически походит к своему краю, разрушая свое (не свое!) государство, проливая реки крови, разрушая свою культуру, святыни. Так было в конце 16 века, в 1917, в 1991. К этому краю, учитывая ту агрессию, которая накопилась во всех слоях общества, подходим мы и сейчас. И 10-е годы нашего века разрешат это напряжение. Это неминуемо. Вопрос в том, как это сделать в интересах нации.
  Есть надежда на то, что веками мы чему-то учимся. На то, что Запад своим примером нам поможет. Прекрасен пример Грузии, вышедшей на улицы, когда узнали о пытках в тюрьмах.
  Но если не будет переменена убежденность в том, что физически сильный прав, что нас спасет новый такой герой-монстр. Если мы не задумаемся над тем, что в Царя горы играют только дети и не совсем развитые взрослые . Мы не получим уважение наших потомков и не сохраним то нам дорогое и великое, что любим мы в нашей Родине.
  Что-то надо менять в системе наших ценностей.
  Но мы понимаем, что веками забитый, замордованный героями-спасителями и иже с ними – народ не верит в себя, не верит в то, что его Родина сможет стать матерью любящей и заботливой.
  А я вам расскажу свой пример. Я был насильно оторван от родителей в 1 год и не отпущен на родину своего отца в Индию, и оставлен в СССР. Меня воспитала семья моей бабушки, но я был сиротой при живых родителях. Мать давно вернулась в Россию, но человеческой связи с ней быть не могло, поскольку она меня не воспитывала. И была обида моя, что не сумела отстоять меня, уступила , оставила, уехав сама к моему отцу.
  Между нами были ужасные нечеловеческие отношения. Она была для меня монстр, поскольку сама испытывала передо мной чувство вины и чтобы его заглушить, отвергала меня. И вот случилась беда: ей , сестре и племяннице потребовалась помощь. Я прокричал им, что не могу им помощь, их ненавижу, не люблю, говорил о своей обиде на мать – ей самой. Они это приняли. Поскольку все это было так. И я освободился от этих чувств. И смог им помогать. И я увидел в матери Мать. Не очень счастливую, но расцветающую с каждым моим приближением к ней.
  Родина наша перед нами совсем не без греха. Но «прокричаться» так, чтоб никого не убить – проверка нашей взрослости.
  Сможем?

                27 сентября 2012 года.   


Рецензии