Реформы в интересах паразитов

         

     Премьер-министр КР Жанторо Сатыбалдиев  подверг критике  действия  предыдущего главы правительства, направленные на чисто формальные  организационные преобразования, в частности, понижение статуса или даже  упразднение института губернаторов областей или акимов районов.

Вообще, такой подход  является типично нашей болезнью, нам почему-то представляется, что если мы переименуем области в кантоны или аймаки, и поставим  в качестве руководителей своих людей, все дела в стране пойдут на поправку.  О том, какой вред могут нанести необдуманные и скоропалительные  «реформы»  и «организационные» в сфере управления  свидетельствует нынешнее критическое состояние  в работе  санитарных служб  Бишкека.   

Предлагаем вашему вниманию  интервью  с Главным  врачом  Центра  государственного  санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) города Бишкек Ниязбеком  Мамасадыковым.

    Позитивные тенденции

- Ниязбек Муркасымович, какова  реальная ситуация с соблюдением санитарно-гигиенических норм  в столице? Бишкек не может похвалиться что в этом плане является самым безопасным городом, но все же есть ли здесь подвижки и перемены к лучшему?

- За два года моего руководства  ЦГСЭН  я предпринял  все  меры для того, чтобы  работа  центра стала эффективнее. Конечно, мы являемся проверяющим, контролирующим органом  и  к нам могут предвзято и без особых симпатий относиться руководители предприятий, бизнесмены, директора столичных кафе, базаров  -  за то, что мы требуем от них  неукоснительного соблюдения санитарно-гигиенических норм.  Представители бизнеса критикуют нас, считая что мы мешаем их развитию, увеличивая количество проверок, но, простите, поскольку речь идет о защите здоровья  граждан и прав потребителей, мы должны и обязаны контролировать их деятельность.  Поскольку мы в ответе, если где-то произойдет ЧП, вроде массового отравления в одном из кафе в конце прошлого года.

О том, как возросли требования и контроль в работе нашего ведомства, свидетельствуют цифры.  До моего прихода на должность директора ЦГСЭН  объемы штрафов, выписываемых торговым предприятиям и организациям столицы за нарушения санитарно-гигиенических норм, составляли  примерно 800 тысяч сомов в год. Так вот по данным за прошлый год за счет штрафных санкций мы собрали 1 миллион 400 тысяч сомов.

Конечно, суть дела не в штрафных санкциях как таковых. Мы стремились, прежде всего, улучшить ситуацию в столице, заставить тех же предпринимателей и работников городских рынков соблюдать чистоту и порядок.  И нам удалось добиться тенденции к устойчивому снижению  показателей заболеваемости по большинству инфекционных и прочих заболеваний в столице. Конечно, в этом плане нам помогла бескомпромиссная борьба  за чистоту и порядок на городских рынках, которую проводит мэрия Бишкека  под руководством Исы Омуркулова в  последние годы.

    Расчленение службы спасения

 -Почему же в этом году СМИ  вновь забили тревогу, говоря о предкризисной и даже кризисной ситуации в этой сфере по республике и даже в столице? К приему, недавнее сообщение о госпитализации больных с подозрением на сибирскую язву? 

- Действительно, такие факты имеют место. Так за восемь  месяцев текущего года, по сравнению с данными за аналогичный период в прошлом году  наблюдается рост заражения горожан  сальмонеллезом  -  на 94%, острой дизентерией – на 91.7%,  по общим кишечным заболеваниям (ОКЗ) – на 26.7%,   по гепатиту А  - на  105,7%, случаи  пищевых отравлений  выросли  в 2,5 раза.

 -Чем вызваны такие отрицательные показатели?

- Это  прямое  следствием недопонимания и недооценки необходимости усиления санитарно-эпидемиологического надзора, что  может не только нанести огромный ущерб здоровью населения, но и дорого обойтись экономике республики.

     Распределение, распил и распыление 

Постановлением правительства КР  в феврале этого года  было создано  Государственная инспекция по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности. Вследствие такого  «реформирования» санэпидслужбу разделили на две части, разорвав механизм взаимодействия. У нас забрали надзорные функции, и теперь мы не можем контролировать рынки, убойные цеха, колбасные цеха, а занимаемся только проверкой медицинских организаций, и системы водоснабжения.

Фактически новой структуре - Госинспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности - передали функции четырех самостоятельных органов: Департамента санитарно-эпидемиологического надзора при Минздраве, Департамента госветеринарии, Госслужбы по карантину растений при Минсельхозе и Госагентства по контролю за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Такое преобразование оказалось необдуманным, поспешным и  фактически привело к обрыву причинно-следственных связей в практике борьбы  с инфекционными заболеваниями.  Делить оправдавшую себя почти за 100 лет санитарную службу было абсолютно неправильным решением.

Санитарно-эпидемиологические мероприятия теперь не выполняются комплексно, согласованно, преемственно, не говоря о взаимодействии с другими управлениями и службами, административными органами. Хуже того, появляется переписка с госинспекцией. Если раньше один вопрос могли решить в пределах одного лестничного марша, то сегодня это требует дополнительных затрат, времени, ненужной переписки и рутинной работы.

Ухудшился лабораторный контроль над объектами общественного питания. Если за 8 месяцев 2011 года   городскими санитарами  были взяты 2 тысячи 540 проб, то в 2012-м - всего 729. А ведь именно лабораторные исследования служат решающим аргументом для предъявления требований и  беспристрастного выявления истины

          У семи нянек дитя без глазу   

Раньше ответственность за заболеваемость нес главный санитарный врач города, района, республики, а сегодня получается, что у семи нянек дитя без глазу. А что самое страшное, эту инспекцию в отдельных регионах возглавили специалисты, не имеющие отношения к санитарной службе - ветеринарные врачи, агрономы. Как ветеринар может потребовать выполнения санитарных норм? Как он может проверять те же кафе, парикмахерские, не имея ни знаний, ни опыта? Три службы, находясь в одной инспекции, не станут предъявлять друг другу должные требования».

  Если хирург лечит одного больного, то врач ЦГСЭН предупреждает сотни и тысячи возможных опасностей. К сожалению, сегодня мы чаще вынуждены бороться не с причинами распространения инфекций, а с их следствием. Более того, политическая нестабильность в стране и вызванная этим  частая смена программ развития, кадровой и институциональной политики  также не способствуют успеху в нашем деле.

Чтобы  справиться с опасными инфекционными заболеваниями в нашей столице и обеспечить  полную безопасность питания в школах, детских садах, требуются  длительные  и последовательные шаги и усилия, высокая квалификация сотрудников, техническая оснащенность, и самое главное, соответствующая нормативно-правовая база, которая позволяла бы усилить  влияние и действенность санитарных служб. Чтобы дело не ограничивалось лишь выплатой каких-то штрафов и спустя определенное время после проверки то или иное предприятие не могло вернуться опять к антисанитарным условия работы.

 Можете представить, каково состояние человека, который впервые узнает о том, что он подхватил  по вине безответственной официантки такой опасный и неизлечимый инфекционный недуг как болезнь Боткина? Или если вдруг кто-то из ваших родных или даже детей подхватит эхинококкоз и будет вынужден долгие годы бороться с этой заразой, которая проникла в его организм по причине несоблюдения санитарно-гигиенических норм на скотных дворах, на рынках, в столовых и кафе?

Если вы не хотите этого, соблюдайте чистоту и гигиену во всем, уважайте труд санитаров и их служб. Ничто не может служить оправданием халатного и безответственного отношения к этим вещам.

 В свое время ветеринарную службу довели до ручки, и как бы нам не оказаться в таком же состоянии, получив непредсказуемую эпидемиологическую ситуацию. Пока не поздно, пока есть кадры и время, необходимо вернуть санитарную службу. К большому сожалению, должен сказать: сегодня есть угроза появления особо опасных инфекций, и мы должны быть к этому готовы. Необходимо вернуть главный лозунг любого цивилизованного государства: главное богатство страны - здоровье нации».

    Создается такое впечатление, уважаемые бишкекчане и кыргызстанцы, что самые опасные вирусы, микробы, паразиты, ленточные и круглые черви вместе с опасными отходами производства, токсинами, ядами, тяжелыми металлами, радиоактивными веществами  идут в атаку на нас со всех сторон.

И противостоит этому наступлению сотрудники ЦГСЭН какие они есть. Нет бы мобилизовать общественность на помощь им, вместо этого мы расчленяем единую организацию, передаем большую часть ее полномочий в руки совершенной новой организации, которая не только не располагает соответствующими знаниями, но и не обладает  соответствующим оборудованием, наработками, лабораториями.

В то же самое время опасные болезни и инфекции ведут себя слаженно и гармонично, быстро мутируют, производя свои новые штаммы, против которых бесполезны многие препараты и антибиотики.   Для чего, скажите, нужна такая реконструкция? Очевидно, что его создатели – вольно или невольно – воюют на стороне микробов и паразитов.   


Рецензии