Реформы в интересах паразитов
Премьер-министр КР Жанторо Сатыбалдиев подверг критике действия предыдущего главы правительства, направленные на чисто формальные организационные преобразования, в частности, понижение статуса или даже упразднение института губернаторов областей или акимов районов.
Вообще, такой подход является типично нашей болезнью, нам почему-то представляется, что если мы переименуем области в кантоны или аймаки, и поставим в качестве руководителей своих людей, все дела в стране пойдут на поправку. О том, какой вред могут нанести необдуманные и скоропалительные «реформы» и «организационные» в сфере управления свидетельствует нынешнее критическое состояние в работе санитарных служб Бишкека.
Предлагаем вашему вниманию интервью с Главным врачом Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) города Бишкек Ниязбеком Мамасадыковым.
Позитивные тенденции
- Ниязбек Муркасымович, какова реальная ситуация с соблюдением санитарно-гигиенических норм в столице? Бишкек не может похвалиться что в этом плане является самым безопасным городом, но все же есть ли здесь подвижки и перемены к лучшему?
- За два года моего руководства ЦГСЭН я предпринял все меры для того, чтобы работа центра стала эффективнее. Конечно, мы являемся проверяющим, контролирующим органом и к нам могут предвзято и без особых симпатий относиться руководители предприятий, бизнесмены, директора столичных кафе, базаров - за то, что мы требуем от них неукоснительного соблюдения санитарно-гигиенических норм. Представители бизнеса критикуют нас, считая что мы мешаем их развитию, увеличивая количество проверок, но, простите, поскольку речь идет о защите здоровья граждан и прав потребителей, мы должны и обязаны контролировать их деятельность. Поскольку мы в ответе, если где-то произойдет ЧП, вроде массового отравления в одном из кафе в конце прошлого года.
О том, как возросли требования и контроль в работе нашего ведомства, свидетельствуют цифры. До моего прихода на должность директора ЦГСЭН объемы штрафов, выписываемых торговым предприятиям и организациям столицы за нарушения санитарно-гигиенических норм, составляли примерно 800 тысяч сомов в год. Так вот по данным за прошлый год за счет штрафных санкций мы собрали 1 миллион 400 тысяч сомов.
Конечно, суть дела не в штрафных санкциях как таковых. Мы стремились, прежде всего, улучшить ситуацию в столице, заставить тех же предпринимателей и работников городских рынков соблюдать чистоту и порядок. И нам удалось добиться тенденции к устойчивому снижению показателей заболеваемости по большинству инфекционных и прочих заболеваний в столице. Конечно, в этом плане нам помогла бескомпромиссная борьба за чистоту и порядок на городских рынках, которую проводит мэрия Бишкека под руководством Исы Омуркулова в последние годы.
Расчленение службы спасения
-Почему же в этом году СМИ вновь забили тревогу, говоря о предкризисной и даже кризисной ситуации в этой сфере по республике и даже в столице? К приему, недавнее сообщение о госпитализации больных с подозрением на сибирскую язву?
- Действительно, такие факты имеют место. Так за восемь месяцев текущего года, по сравнению с данными за аналогичный период в прошлом году наблюдается рост заражения горожан сальмонеллезом - на 94%, острой дизентерией – на 91.7%, по общим кишечным заболеваниям (ОКЗ) – на 26.7%, по гепатиту А - на 105,7%, случаи пищевых отравлений выросли в 2,5 раза.
-Чем вызваны такие отрицательные показатели?
- Это прямое следствием недопонимания и недооценки необходимости усиления санитарно-эпидемиологического надзора, что может не только нанести огромный ущерб здоровью населения, но и дорого обойтись экономике республики.
Распределение, распил и распыление
Постановлением правительства КР в феврале этого года было создано Государственная инспекция по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности. Вследствие такого «реформирования» санэпидслужбу разделили на две части, разорвав механизм взаимодействия. У нас забрали надзорные функции, и теперь мы не можем контролировать рынки, убойные цеха, колбасные цеха, а занимаемся только проверкой медицинских организаций, и системы водоснабжения.
Фактически новой структуре - Госинспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности - передали функции четырех самостоятельных органов: Департамента санитарно-эпидемиологического надзора при Минздраве, Департамента госветеринарии, Госслужбы по карантину растений при Минсельхозе и Госагентства по контролю за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Такое преобразование оказалось необдуманным, поспешным и фактически привело к обрыву причинно-следственных связей в практике борьбы с инфекционными заболеваниями. Делить оправдавшую себя почти за 100 лет санитарную службу было абсолютно неправильным решением.
Санитарно-эпидемиологические мероприятия теперь не выполняются комплексно, согласованно, преемственно, не говоря о взаимодействии с другими управлениями и службами, административными органами. Хуже того, появляется переписка с госинспекцией. Если раньше один вопрос могли решить в пределах одного лестничного марша, то сегодня это требует дополнительных затрат, времени, ненужной переписки и рутинной работы.
Ухудшился лабораторный контроль над объектами общественного питания. Если за 8 месяцев 2011 года городскими санитарами были взяты 2 тысячи 540 проб, то в 2012-м - всего 729. А ведь именно лабораторные исследования служат решающим аргументом для предъявления требований и беспристрастного выявления истины
У семи нянек дитя без глазу
Раньше ответственность за заболеваемость нес главный санитарный врач города, района, республики, а сегодня получается, что у семи нянек дитя без глазу. А что самое страшное, эту инспекцию в отдельных регионах возглавили специалисты, не имеющие отношения к санитарной службе - ветеринарные врачи, агрономы. Как ветеринар может потребовать выполнения санитарных норм? Как он может проверять те же кафе, парикмахерские, не имея ни знаний, ни опыта? Три службы, находясь в одной инспекции, не станут предъявлять друг другу должные требования».
Если хирург лечит одного больного, то врач ЦГСЭН предупреждает сотни и тысячи возможных опасностей. К сожалению, сегодня мы чаще вынуждены бороться не с причинами распространения инфекций, а с их следствием. Более того, политическая нестабильность в стране и вызванная этим частая смена программ развития, кадровой и институциональной политики также не способствуют успеху в нашем деле.
Чтобы справиться с опасными инфекционными заболеваниями в нашей столице и обеспечить полную безопасность питания в школах, детских садах, требуются длительные и последовательные шаги и усилия, высокая квалификация сотрудников, техническая оснащенность, и самое главное, соответствующая нормативно-правовая база, которая позволяла бы усилить влияние и действенность санитарных служб. Чтобы дело не ограничивалось лишь выплатой каких-то штрафов и спустя определенное время после проверки то или иное предприятие не могло вернуться опять к антисанитарным условия работы.
Можете представить, каково состояние человека, который впервые узнает о том, что он подхватил по вине безответственной официантки такой опасный и неизлечимый инфекционный недуг как болезнь Боткина? Или если вдруг кто-то из ваших родных или даже детей подхватит эхинококкоз и будет вынужден долгие годы бороться с этой заразой, которая проникла в его организм по причине несоблюдения санитарно-гигиенических норм на скотных дворах, на рынках, в столовых и кафе?
Если вы не хотите этого, соблюдайте чистоту и гигиену во всем, уважайте труд санитаров и их служб. Ничто не может служить оправданием халатного и безответственного отношения к этим вещам.
В свое время ветеринарную службу довели до ручки, и как бы нам не оказаться в таком же состоянии, получив непредсказуемую эпидемиологическую ситуацию. Пока не поздно, пока есть кадры и время, необходимо вернуть санитарную службу. К большому сожалению, должен сказать: сегодня есть угроза появления особо опасных инфекций, и мы должны быть к этому готовы. Необходимо вернуть главный лозунг любого цивилизованного государства: главное богатство страны - здоровье нации».
Создается такое впечатление, уважаемые бишкекчане и кыргызстанцы, что самые опасные вирусы, микробы, паразиты, ленточные и круглые черви вместе с опасными отходами производства, токсинами, ядами, тяжелыми металлами, радиоактивными веществами идут в атаку на нас со всех сторон.
И противостоит этому наступлению сотрудники ЦГСЭН какие они есть. Нет бы мобилизовать общественность на помощь им, вместо этого мы расчленяем единую организацию, передаем большую часть ее полномочий в руки совершенной новой организации, которая не только не располагает соответствующими знаниями, но и не обладает соответствующим оборудованием, наработками, лабораториями.
В то же самое время опасные болезни и инфекции ведут себя слаженно и гармонично, быстро мутируют, производя свои новые штаммы, против которых бесполезны многие препараты и антибиотики. Для чего, скажите, нужна такая реконструкция? Очевидно, что его создатели – вольно или невольно – воюют на стороне микробов и паразитов.
Свидетельство о публикации №212092700734