Письма с фронта. Часть 1

С 1932  по 1941 год никаких документов об А.Ф. Кизяеве не осталось. Только воспоминания его жены и его младшего сына. По их словам могу сказать, что перед войной дед работал в Наркомате, но вот в каком? Пока это для меня вопрос.

Сохранились письма деда с 1941 по 1942 год – эвакуация Наркомата в Саратов, учеба военному делу в Канаше, фронт.

У меня лежат письма его старшей сестре Любе и младшему сыну Борису – моему отцу. В письмах упоминаются разные люди, чаще это - родственники. Но есть одно женское имя, о владелице которого надо немного рассказать.

Надежда.
После 1935 года, когда жена ушла и оставила детей, жизнь деда сильно осложнилась. http://www.proza.ru/2012/06/18/741
Мальчишки 10-ти и 11-ти лет требовали материнского внимания и ухода. А дед, как осуждающе говорила родня, пустился во все тяжкие. «Мало того, что характер тяжелый, так еще и ни одной юбки не пропускал» - говорила его двоюродная сестра, моя бабушка по маминой линии. Да и Женечка, которая его оставила на произвол судьбы с ребятами, тоже, случалось, осуждала по-всякому. И только один человек, моя мама, сказала мне самые умные слова: «Не слушай никого, кто о твоем дедушке говорит всякое. Он же остался один с мальчишками на руках. Он просто искал женщину, которая могла бы заменить им мать. Как только он нашел такую – Надежду, так и успокоился». Я помню, никогда мой отец не осуждал свою маму и всегда с благодарностью вспоминал Надежду.

Дед во время войны писал чаще открытки, они доходили быстрее, но в них много не напишешь. Поэтому при случае писал и письма.
Меня поражала работы почты в те годы. Война, а все доходило быстро и четко, об этом можно судить по почтовым штампам на открытках.

Начинаю с писем сестре.

Письма Любе начинаются с пути. Наркомат отправлен в эвакуацию, в Саратов.

17.10.41
Дорогая Люба.
Пишу с пути. Проехали 240 км . Михайлово, Гагарино проехали благополучно. Очень беспокоюсь за вас всех. Из моей комнаты по возможности возьми все, что нужно. Юре (старший сын – прим. мое) вчера послал открытку. Себя чувствую хорошо. С нами едет буфет. Жалею, что Женя не уехала с нами. Передай ей от меня и от Бори (младший сын – прим. мое) привет. Надеюсь, скоро увидимся.
Спешу отправить открытку на этой станции.
Любящий тебя, Андрей.

21.10.41 г. Саратов
Здравствуй, Дорогая Люба.
Доехали благополучно, только сегодня – 21-ого утром. Ехали в пассажирских пригородных вагонах, без пересадок. Сегодня разместили нас временно в общежитие. Каждому койка, накормили обедом. Обещали разместить по квартирам, но это потом. В дороге давали нам продукты – сыр, масло, хлеб, сахар.
К Марусе (сводная сестра) поеду завтра. Боря пошел в баню. Постараюсь устроить его в техникум в Саратове.
Как у вас положение? Что слышно от Юры?
Что пишет Надя? Бываешь ли на квартире и все ли оттуда взяла, что необходимо?
Шлю всем привет!
Иду поспать после дороги. Пишу с почтамта. Целую, Андрей.

1942 год. Эти письма отправлены уже из Канаша.

8.5.42
Дорогая Люба! Здравствуй.
Пользуюсь свободной минутой. Жив. Здоров. Все у меня в порядке. Скоро возможно увидимся, проездом через Москву. Недели через две-три. Хочется знать, как устроился Боря и что слышно от Нади. Скорее пишите открытками. Может и застанут еще меня здесь. Условия для занятий тяжелые, а тут еще и погода все время холодная и грязная. Все необходимое у меня есть. Завтра отнесу белье постирать одной женщине, иногда меня отпускают в город на 2 – 3 часа, на рынок за продуктами. Сейчас пользуюсь таким же случаем и забежал на почту.
Пиши, как у тебя дела, как с питанием.

15.5.42 Здравствуй дорогая Люба. Пока еще нахожусь в Канаше, но возможно скоро закончим обучение и продвинемся к фронту. Это будет скоро. Основные виды оружия уже изучили. Я лично уже стрелял из миномета. Возможно, что я немножко задержусь здесь еще. Хорошо, что я простым красноармейцем – больше переживаний связано с Юрой (от старшего сына давно не было весточки прим.мое). Товарищей подходящих нет, уж очень разношерстный состав. От Бори получил открытку. Жду от тебя и от Нади. Питаюсь я неплохо за счет рынка, а так – неважно. Чувствую себя хорошо. Что нового в Москве? Как себя чувствуешь? Целую тебя. Андрей.

31.5.42
На этой открытке стоит треугольный штамп, на каждой стороне по слову: БЕСПЛАТНО ПРОСМОТРЕНО и еще одно слово неразборчиво.

Дорогая Люба!
Вчера во время очередного дежурства получил три письма одновременно – от тебя, от Бори и от папы и был очень взволнован, особенно письмом от Бори, в котором он сообщает кое-что о Юре. Вчера у меня было немного свободного времени, я ему написал ответ. А сегодня у меня оказался неожиданно весь день свободным, я сходил в лес с товарищем за жердочками и там провел несколько часов в свободном положении, загорал, соснул на травке, а вот сейчас вблизи казармы на траве пишу тебе. Я все еще в Канаше.  О дальнейшем ничего точно не известно, но все в готовнсти в любой день. Желал бы получить Надино письмо, но застанет ли оно меня? Ты бы написала мне его содержание, или оно бессодержательно? Я от нее получил здесь одно письмо. Папа очень скучает и расстраиваются они из-за нас и Юры, жалуются на здоровье и тяжелую работу.
Как-то пережили у вас кражу карточек? Вот тяжесть-то!
Пиши почаще, хотя бы короткую открытку.
Твой брат Андрей.
Приписка: Обязательно пришли копию Надиного письма, успокой.

Адрес на этой открытке: г. Канаш, Чувашской АССР
п/я 25/6 Кизяев А.Ф.


12.6.42
Дорогая Люба!
Сейчас остановка, написал письма тебе, Боре и отцу. Сколько еще поедем на поезде, не известно. Ехали очень быстро, почти без единой остановки. Прочти Борину открытку.
Целую тебя!
Твой брат Андрей.

 16.6.42
Дорогая Люба!
Спешу сообщить тебе свой адрес, на который жду от тебя весточку. Мы дошли до передовых линий. Переход был нелегким, но все позади. Живем в лесу, ночи беспокойные, да еще холодные. Чувствую себя удовлетворительно. Слушаем музыку, но она не интенсивна – это успокаивает несколько.
Подробнее сообщу позднее.
Твой брат Андрей.

На обороте открытки адрес:
Действующая армия, полевая станция 1445-1253 СП Тр. Рота. Кизяев А.Ф.


26.6.42 (дата на почтовом штемпеле, на открытке почему-то нет даты. хотя дед был очень аккуратен в таких вещах, открытка из Канаша, хотя по предыдущим открыткам видно, что оттуда солдат уже отправили. Наверное, ушла открытка с опозданием).

Здравствуй дорогая Люба!
Жив, здоров, затарился на солнышке! На днях возможно отсюда уеду, может быть через Москву, тогда забегу (если отпустят). Прошу тебя на этот случай припаси мне деревянную ложку, она очень нужна. А алюминиевая у меня сломалась, и я купил здесь вторую алюминиевую, но она тоже скоро сломается. С питанием у меня за счет рынка благополучно, сыт. Получил письма от Бори, от Маруси Сурковой (сводная сестра – прим. мое), от Евг. Алекс. Баженовой из Наркомата и еще кое от кого. Сегодня-завтра жду от тебя. От Нади пока ничего нет, а жду на днях.
Занимаемся много. С 5:30 до 10-11 часов. Основные занятия закон (Что имел в виду дед - не знаю).
Где Ваня? (Адрес) (Ваня – сводный брат – прим. мое)
Привет, целую, Андрей.

Письма разобраны не все, будут добавляться по мере разбора и прочтения сохраненных во времени документов.

Продолжение http://www.proza.ru/2012/11/02/456


Рецензии
Виктория,
по письмам чувствуется, что он был образованным интеллигентным человеком. Ещё прочитал сцену с продотрядом - ужас!
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   28.09.2012 15:57     Заявить о нарушении
Владимир, я никогда не видела своего деда, но так получилось, что о нем, благодаря сохранившимся дневникам и письмам, я знаю о нем больше, чем о других своих предках. Те, кто остался жив - не был арестован, не погиб и не пропал во время войны, предпочитали молчать о годах своей юности. Поэтому о них собраны только крохи информации.
С уважением,
Виктория

Vikingnz   28.09.2012 23:29   Заявить о нарушении