Об интеллектуальной собственности

В отличии от многоуважаемых людей, которых пугает, что их идеи кто-то украдёт, меня напрягает кое-что другое.

Кто-то сказал, что я не обязан делать то, чего я не хочу. Но моя пассивная деятельность, то есть бездейственное восприятие тоже не есть моя обязанность.  Вот, к примеру, борются же за права пассивных курильщиков: делают всякие помещения «для курящих» и «не курящих». Я вправе, если человек курит рядом со мной, сделать ему замечание, отойти в сторону, чтобы не курить пассивно, ведь, опять же, кто-то сказал, что это ещё вреднее, чем просто курить.

Но я в опасности и без курильщиков вокруг. Мимо проезжает «бэха» и я слышу оттуда какую-то песенку, которую не хотел бы слышать, которая может засесть у меня в голове надолго и разъедать там другие, хорошие мысли, словно червь. То же самое касается музыкальных предпочтений разных водителей: я не обязан их знать. Стоя рядом с человеком, даже если он слушает свою музыку в наушниках, так или иначе слышно, что там играет. Но я не могу сделать ему замечание: ведь он не нарушает моих прав, используя наушники. Но даже если он будет без наушников: максимум, что я могу сделать — это сказать ему выключить это, но это ставит меня в неудобное положение, так как будто я в чём-то ущемлён и пытаюсь вернуть свою неприкосновенность. Это унижение в определённом смысле этого слова: слышать чужую музыку против своей воли, и не важно — нравится мне эта музыка или нет — всё равно, что неважно, люблю я дышать дымом, или меня это бесит.

Также как с музыкой, это касается рекламы в разных её проявлениях. Как правило, это реклама — она заполняет собой улицы, засоряет эфир телевизора, постоянно играет по радио и, со временем, начинает звучать в голове и воспроизводиться уже, собственно, людьми, даже если они будут далеко от источника рекламы. Реклама — это и видео, и музыка, и различные звуки, тут есть и юмор, который как приправа делает рекламу более острой и поэтому запоминающейся. Там, где есть что-то интересное — почти всегда присутствует реклама, а значит — хочешь как-то развлечься — изволь смотреть то, что тебе не интересно (поскольку мне реклама не интересна, я делаю такое обобщение для рекламы в рамках данной статьи). Но это серьёзно напоминает ситуацию с тем же курением: хочешь стоять на остановке и ждать свой автобус: изволь дышать сигаретным дымом. Немного утрированно, но всё же вред от рекламы тоже был где-то доказан.

Примеры насильственного употребления медиауслуг можно приводить бесконечно. Куда ни посмотри — везде навязанная информация, логотипы, противоречивые данные, чьи-то мнения, обоснованные или нет. Постоянное их употребление делает нас не производителями собственных идей, а воспроизводителями чужих. Но я не хочу потреблять всё это против своей воли. Это ущемляет меня, но не ущемляет мои права, и поэтому я хочу иметь право на защиту от интеллектуальной собственности. Но, к сожалению, всё что мне могут посоветовать — это выкинуть в окно все ненавистные источники этой собственности и сидеть дома, забившись в угол, чтобы ни одна чужая мысль ненароком не проскочила против моей воли мне в голову. Да, это также как с экологическими проблемами городов: не нравится стресс и отравленный воздух — уматывай, никто не держит. Не кажется ли Вам, «умные» люди, что когда на Земле станет невозможно жить, на недовольство в этом направлении единственным «умным» советом окажется — «улетай на другую планету, здесь никто не держит»?

Да, не всё, что нам не нравится, можно легко изменить, но это не значит, что нужно об этом молчать.


Рецензии