Тримурти

     История таит в себе много загадок,ответы на которые пытается найти человек, всматриваясь в лики мифологических Богов и вчитываясь в писания,переданные бережно из века в век любопытному человеку, хранителю  тайн, мифов и сказаний,и как знать ,возможно,словеса о трех Богах мудрецах,являющих собою божественное сообщество Тримурти не легенда,а явь.
     Вот,что об единении трех Богов говорят в массмедиа:
     Тримурти- (санскр. Tri-m; rti, от tri = три и m ; rti = образ, лицо, тело) - индийская троица, состоящая из трех богов: Брахмы, Шивы и Вишну, как трех различных форм проявления одного и того же верховного божества. Предтечей ее является ведийская ассоциация трех богов Агни, Ваю и Сурья, как различных форм одного солнечного, светлого божества . Следующей ступенью является система трех великих богов Брахмы, Шивы и Вишну, из которых каждый в свое время и на своем месте прославляется, как верховное божество ( Идея тройственности в единстве, однако, еще чужда этой системе; каждый член ее является отдельным самостоятельным мифологическим лицом. Дальнейшим шагом к образованию троицы Т. являются частичные попытки отожествления каждого из трех божеств друг с другом, встречающиеся уже в индийском эпосе, в позднейших его составных частях. Единственное место в Магабхарате, в котором уже ясно высказывается идея троичности, носит очевидные следы позднейшего происхождения ("оно создает образ Брахмы, получает форму в виде Пуруши и разрушает естеством Рудры - таковы три состояния владыки тварей"). Еще яснее высказывается идея Т. в одном месте эпической поэмы Гариванша, служащей как бы дополнением к Магабхарате и несомненно значительно позднейшей: "Он, который есть Вишну, есть также и Шива, и он, который есть Шива, есть также и Брахма: одно существо, но три бога - Шива, Вишну, Брахма". В образе Т. соединены три главных верховных принципа, наблюдаемых в видимом мире - начала творческое (Брахма), разрушительное (Шива) и охраняющее (Вишну). Все три существуют в одном божестве и одно во всех трех, подобно тому как веда делится на три части и все-таки остается единой. Все они содержат в себе одно существо, которое является Парамой (верховным), Гухьей (тайным) и Сарватмой (душой всего мира). Вообще идея троичности представлена в индийские средние века еще очень скудно; в те времена она играла лишь незначительную роль. В общем, образ Т. никогда не занимал особо видного места в индийских религиозных представлениях, хотя в Европе и склонны были думать иначе. В настоящее время фактически Т. опять распалась. Культ Брахмы почти совсем вымер, а другие два члена троицы - Вишну и Шива - каждый возвышаются своими поклонниками до степени единственного верховного божества, причем Т. является лишь трояким воплощением Вишну или Шивы, как верховных божеств. Изображается Т. в виде существа с тремя головами: посредине Брахма, справа Вишну, слева Шива. С идеей христианской троицы индийская Т. очевидно ни по существу, ни по происхождению не имеет почти ничего общего. На юге Индии Т. называется Мумурте (по-тамильски три = mur). Символом Т. является мистическое словечко ом (санскр. от), в котором (в силу происхождения санскр. о из а + и) а изображает Брахму, и - Вишну, т - Шиву. (www.wikiznanie.ru)
   «Тримурти - др.-инд. trimurti - "тройственный образ" или "обладающий (-ая) тремя обликами"В индуистской мифологии божественная триада Брахмы, Вишну и Шивы, мыслимых в онтологическом и функциональном единстве. Представления о Тримурти сложились сравнительно поздно, в эпоху пуран, однако сама идея троичности божественных сил прослеживается с древнейших слоев древнеиндийской мифологии. В ведах боги нередко объединяются в группы, в т.ч. по трое, например Агни - Индра (или Ваю) - Сурья. В "Махабхарате" сам Агни провозглашается имеющим три ипостаси (огонь - молния - солнце) - создателем, разрушителем и хранителем мира; большую роль играют и другие троичные структуры.
    В эпосе Брахма, Вишну и Шива - главные боги, но идеи их триединства ещё нет, хотя и можно найти отдельные её предвосхищения. Развёрнутое описание Тримурти (в различных вариантах) дают пураны (Брахма - творец мира;Вишну - его хранитель;Шива - разрушитель.)
       В духе философской системы санкхья три бога рассматриваются как воплощения трёх гун (качеств):Брахма - это раджас (страстность, активность, действенность);Вишну - саттва (ясность, уравновешенность, сознательность);Шива - тамас (пассивность, бессознательность, инертность).
      В развитие этой философской концепции три бога, как и три гуны, провозглашаются проявлениями единой сути (пракрити). Различные теистические секты толкуют Тримурти как три ипостаси единого верховного бога, который в таком случае обычно получает имя одного из членов триады (чаще всего Вишну - Нараяны или Шивы, реже Брахмы) и объединяет в одном лице три функции (творения, хранения и разрушения).
       На скульптурных изображениях члены Тримурти или стоят рядом друг с другом, или тела их как бы вырастают одно из другого. Прежде за Тримурти ошибочно принимали изображения Шивы-Махешвары с тремя лицами, соответствующими трём собственным ипостасям этого божества.
     Несмотря на сходство с христианской Троицей, тримурти не является монотеистической концепцией «триединого бога».»
   Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые начинали «младогегельянцами», разработали, основываясь на идеях Гегеля, свое понимание исторического процесса: существование человека начинается в индийской древности в общинах, тесно связанных с природой. Затем человек покидает такое состояние и переходит в новое, современное, характеризующееся эксплуатацией человека человеком, а затем приходит в синтезе к первоначальному положению вещей, но с новым просветленным пониманием своего пути в истории, основанным на знании всех подводных камней, всех тупиковых решений, которые следует избегать.
    Человек никогда не руководствуется только одной гуной, прежде чем решиться на что-то, он колеблется между всеми и в своем поступке в конечном счете берет частицу от каждой гуны. Таким образом, в поступке можно использовать следующие варианты: тамас-раджас, раджас-тамас, раджас-саттва и, наконец, саттва-раджас (казалось бы, имеются еще варианты тамас-саттва и саттва-тамас, но они невозможны для психологии индуса, поскольку тупость и инертность, с одной стороны, и познание, с другой, исключают друг друга и не могут встретиться в одном человеке).
    Черный цвет принадлежит Шиве-разрушителю. На самом деле Шиву всегда представляют в ослепительно белых одеждах, ведь он «разрушает разрушение», он появляется там, где возникают страдания (из-за людской ограниченности, из-за дурных привычек, из-за забвения мудрости), и указывает путь к лучшему, избавление от несчастий.
    Та сторона тримурти, которая характеризует Вишну (хранитель), в большинстве учений соответствует саттве — состоянию высшего познания, цвет ее — белый.
    Если Шива — свет, пронизывающий любую тьму, то Вишну в большинстве своих воплощений как герой или как король Кришна рисуется темными цветами — темно-синим, а то и черным. Это объясняется так: все, что хранитель Вишну старается удержать, представляется ограниченному «простому» человеку вредным, недобрым, бессмысленным. А между тем все должно быть сохранено, чтобы мир не потерял ничего из своего разнообразия, из богатства своих красок.
    «Шива в своем темном мире — белый, потому что он постоянно размышляет над существом Вишну. Вишну в своем чистом и светлом мире — темный, потому что он непрерывно думает о Шиве».Примечательно, что в Махабхарате эти два основных бога постоянно превозносят друг друга как превосходящего себя самого.«Шива — самый преданный поклонник Вишну, непревзойденный образец вишнаитов. Вишну — преданнейший последователь Шивы».
(www.symbolarium.ru)"


Рецензии