Первая марка. Главы 2-3

2

Прозрачное осеннее утро обещало замечательный осенний день, который бывает только в Алма-Ате. Город-сад, летом пыльный и дико загазованный, осенью умывался и наряжался в желто-зеленые одежды, украшенные местами красными всполохами.  При том, что в городе даже инея на траве еще не было, в горах уже выпал первый снег.

Выехав пораньше на работу, Сабыржан быстро долетел до центра города. Стоянка перед управлением была почти пуста. Имеющийся час перед началом рабочего дня он планировал использовать на поиск информации о Натаныче.

Пройдя контрольно-пропускной пункт Сабыр увидел непонятно откуда взявшегося высокого молодого человека в строгом костюме с довольно крупным портфелем. Подойдя к нему ближе, Сабыржан ощутил, что уже видел ранее этого заморского гостя и помнил саму встречу.  Быстро проанализировал свое состояние “Дежа вю”, он отнес его к результатам плохого сна после полуночного поиска информации по редким маркам.
– Добрый день, меня зовут Марат Даладье, я сотрудник Интерпола, –   произнес молодой человек на чистейшем русском языке, показывая удостоверение Сабыражану.
–  Ничего особенного, не носа, смотрящего в рюмку, не прононса, –  подумал Сабыр, – человек как человек, даже ощущение есть, что уже хорошо знаю его”.
– Сабыржан Чентаев старший следователь криминальной полиции.
– Вам уже известно о моем визите?
– Да коллеги проинформировали меня.
– Отлично. Если разрешите, то я хотел бы задать несколько вопросов в Вашем кабинете.
Вид сотрудника Интерпола был солидным, да и фраза "в Вашем кабинете" создавала приятное впечатление.
– Рад Вам помочь, но у меня нет персонального кабинета.
– Я просто уверен,  в ближайшее время, он у вас обязательно будет. Сказал француз с легкой иронией в голосе.
– Хорошо, мы с вами обсудим все вопросы, но перед этим я должен встретиться с руководством.
– Безусловно, я подожду.

Руководство, как ни странно, уже сидело на рабочем месте. В таком настроении последний раз Сабыр  видел шефа на корпоративе по поводу Наурыза.
– Доброе утро Сабыржан.
– Доброе утро Руслан Кудайбергенович.
– У меня к тебе деликатное поручение. Представитель Интерпола, который, я уверен, уже встречался с тобой, официально проинформировал о большом приоритете дела  по кражам и контрабанде раритетов из нашей Республики. Поэтому, ты, как сотрудник уже знакомый  с подобными вопросами, назначаешься ответственным с нашей стороны. В твои задачи входит оказание всяческого содействия представителю, тем более, что есть информация о возможной поездке по обмену опытом с коллегами из Интерпола.
– Все понятно, надеюсь, хотя бы бутылка французского коньяка мне перепадет.
– Коньяк гарантирую. Работай... Да! В случае необходимости представительские расходы компенсируем, но в разумных пределах.

Весь оставшийся день прошел в обсуждении с Маратом схем проникновения в коллекции западных филателистов редких казахстанских марок. По крайней мере, как и предполагал Сабыржан, неправильные марки с изображением Абая пользовались большим спросом в среде серьезных коллекционеров. Но как оказалось, не это было причиной особого внимания следователей Интерпола. Последних интересовал канал поступления казахстанских марок на запад, потому что через этот же канал был произведен выброс подделок крайне редких марок голубого и оранжевого Маврикия на довольно закрытые рынки раритетов. Был не один крупный скандал в Европейских торговых домах, их безупречная репутация могла сильно пострадать, но марки проходили все предварительные экспертизы. Смущало в этой ситуации одно - колличество очень хорошо сохранившися старинных марок.

На карте стояло доброе имя нескольких крупных коллекционеров, имевших неосторожность почти одновременно выставить на торги наиболее раритетные марки. В задачи Интерпола входило выяснение происхождения предполагаемых подделок, главный путь незаконного ввоза которых проходил через Россию и Казахстан.

Естественно всплыла фигура Натаныча, сильно заинтересовавшая Марата. Было принято решение о его поиске на базарчике коллекционеров парка Горького в ближайшие выходные.

3

Субботний день не задался с самого утра. Холодное хмурое небо, промозглая погода. Идти никуда не хотелось. Деревья на центральных аллеях парка стояли в легком тумане, временами сквозь серые тучи прорывались солнечные лучи, засвечивая на короткое время красивые картины осенней природы.

Сабыржан решил пройти с Маратом до базарчика коллекционеров по хорошо знакомым с детства местам: стадион Спартак,  кинотеатр Родина, площадка аттракционов. Дойдя до нового аквапарка, Сабр вспомнил о красивом верхнем озере парка, которое было на этом месте ранее.  Аквапарк - это, конечно же, хорошо,  рассуждал он,  но озеро было на своем месте. Оно и сейчас стояло перед глазами, окаймленное с берегов плакучими ивами. В осеннее время, гладь озера была покрыта  яркими разноцветными яблоками, принесенными маленькими речками из предгорных садов, расположенных выше города. В верхней части озера (у алматинцев, всегда, есть верх и низ у всех примечательных мест города) яблоки полностью покрывали поверхность озера, по которой в старое доброе время плавали катамараны.  Да… здесь когда-то прошло много счастливых минут! 

Несмотря  на высокий риск получения простудных заболеваний, площадка базарчика коллекционеров была заполнена посетителями. Были как участники процесса купли-продажи, так и простые зеваки, пришедшие посмотреть на диковинные вещи.

Как оказалось, Марат был продвинутым филателистом. Он тщательно рассматривал представленные коллекции, обсуждал с продавцами ценность некоторых марок, иногда даже спорил, но ни купил при этом не одной марки.
– Марат, среди здешних коллекций нет интересных марок?
– Марки есть, попадаются довольно интересные экземпляры, но тех, которые, возможно, были здесь в 95-м году, не видно. Сабыр, ты не заметил ни кого из  тех ребят, которые могли знать Натаныча?
– Время прошло много, но вроде пару рож где-то видел, думаю, с волосатым коллекционером в дальнем левом углу мы уже ранее встречались. Сейчас я его тряхану.
– Не надо трясти. Разреши мне предложить ему пару интересных марок на обмен.  Нужно войти в доверие.
– Пожалуйста.

Волосатого действительно   заинтересовали предложенные на обмен марки. Разговорившись, узнали и про Натаныча.
– Это чудак бывает тут иногда.
– Наверно богатым стал, переключился на раритетные автомобили? – шутливо спросил Марат.
– Кроме марок его ничто не интересует, деньги он не воспринимает, так иногда, продаст что-либо, но в основном меняет.

Разговор становился более интересным, а в парке стало заметно холодать. Сабыржан предложил собеседникам пройти в ближайшее кафе, для того чтобы согреться и спокойно продолжить разговор, но коллекционер наотрез отказался покинуть свое рабочее место, вытащил начатую бутылку бренди Арто и пару пластиковых стаканчиков, сопровождая свои действия словами.
– Ношу с собой для профилактики гриппа, давайте выпьем за знакомство, меня зовут Владимир Маркович или просто Маркич.
– Интересное совпадение, – представляясь, сказал Марат и достал довольно старую бутылку с надписью “Martell”.

После третьего тоста "за Мир во всем Мире" разговор перешел в профессиональную плоскость, к группе культурно отдыхающих присоединились еще несколько коллекционеров, молодые сгоняли за шашлыком и неизвестно откуда-то взявшимися бутылками "коллекционного" портвейна с облезлыми этикетками и штампами советского периода.

Сабыржан и не предполагал, что сам процесс коллекционирования марок имеет столько нюансов. Радость приносило  не столько покупка той, или иной марки, сколько простое человеческое общение по поводу и без него. Из доводов Марата при обсуждении критериев ценности марок становилось ясно, что в Интерполе не держат дилетантов. Видно было, что он свой в среде филателистов, последние всерьез прислушивались к информации Марата по редким маркам.

Наступившую идиллию нарушил хриплый возглас:
– Не совсем так, есть еще другие варианты отрезов
После небольшой паузы Маркич весело крикнул:
– Ну, вот и виновник торжества пожаловал. Натаааныч, тебя тут люди с утра ищут.
– Чем обязан столь пристальному вниманию, - театрально произнес  герой местных легенд, оценивая гостей колючим взглядом поверх старых очков в роговой оправе.
– Мы слышали, что у вас есть уникальные марки, не могли ли вы рассмотреть варианты обмена на марки из моей коллекции? – манерно в стиле Натаныча задал вопрос Марат.
– Почему нет, люди я вижу хорошие, давайте посмотрим ваши марки.
Марат передал прозрачный пластиковый файл с несколькими марками Натанычу.
Последний дал возможность рассмотреть их Маркичу, который после нескольких секунд, глядя в глаза Натанычу, произнес: “Они такие же, как и те!!!”
Натаныч нервно протянул руку с марками в сторону Марата, сопровождая жест словами:
– Кто вы такие?
– Прежде чем мы еще раз представимся, вы должны понять, что Вам ничто не угрожает, – произнес, как можно спокойно, Марат и словно фокусник вытащил из портфеля кособокую темную бутылку  с кривой надписью “RHUM AGRICOLE”. – Предлагаю выпить старого доброго рома с острова Маврикий и спокойно обо всем поговорить.

Увидев бутылку рома, Натаныч весь побелел, и присев на раскладной стульчик Маркича принял вид роденовской статуи “мыслитель”.
– Я и мой коллега - представители правоохранительных органов. Он из местной полиции, я из Интерпола, – тихо продолжил Марат.

Кружек участников импровизированного пикника стал быстро редеть, со стороны коллекционеров остались Натаныч и Маркич.
– Что вам надо? – произнес Натаныч.
– Посмотрите на эти снимки, – протянул фотографии Марат, – вам знакомы эти люди?
– Знакомы, дальше, что?
– Вы от них получили подделки знаменитых марок?
– Да от них, но эти марки подлинники.
– Если они подлинники, тогда почему эти типы вам их дали, или вы тайные миллионеры?
– Эти, как вы говорите типы, кинули меня. Они растоптали мою репутацию. Учтите… типы по типам, бывают разные!
– Вы ограбили филателию в 95-м году? – резко спросил Сабыржан.
– Да мы, но вы ничего не докажите.
– Сабыр прошу тебя не развивать тему, они правы. Если им помогали мои подопечные, то следов никаких не было. Да и я им обещал...
– Да бог с ними. Марки эти стоили копейки.
– В том то и дело, что стоили, со временем они станут целым состоянием.
– Может быть, спорить не  буду, – сказал Сабыржан.
– Мне от уважаемых филателистов больше ничего не нужно, отснятого материала хватит для построения доказательной базы, –  тихо произнес Марат, спрятав страшную бутылку в портфель.
– Когда успел, – подумал Сабыр и произнес. – Ну что граждане, пока вы свободны, надеюсь, новых встреч у нас с вами не будет.

Проведенный в парке осенний день незаметно заканчивался. Как оказалось, сотрудники полиции почти не пили спиртного, о чем вскоре пожалели, когда стало довольно холодно.
– Я предлагаю поехать сейчас в хорошую баньку, попариться, спокойно посидеть, обсудить ситуацию, – предложил Сабыржан.
– Не возражаю, только  баня нужна без лишнего экстрима.
– Какой экстрим, хочешь, поедем в SPA центр для семейного отдыха, в горах чистый воздух, вкусная еда.
– Ok. Только у меня есть одна просьба.
– Слушаю.
– Я профессионально занимаюсь фотографией, в основном делаю снимки связанные с историческими событиями. На одном из японских сайтов посвященных данной теме, были размещены снимки старого паровоза, стоящего на запасных путях вокзала Алматы-1, я хотел бы сфотографировать его. В русском языке есть фраза - "совмещать приятное с полезным", это возможно?
– Почему бы и нет. Давно хотел спросить, откуда ты так хорошо знаешь русский язык?
– Расскажу по ходу.
– Ну, тогда поехали, заодно город посмотришь.

От вокзала пришлось идти довольно далеко до последнего  депо. Причем Сабыржан был достаточно удивлен, тому факту, что Марат, пройдя множество переходов и железнодорожных путей, безошибочно пришел к паровозу.
– Похоже, японцы оставили точные GPS координаты паровоза.
– Примерно  так, – ответил Марат.

Вытащив из портфеля небольшой, но внушающий уважение фотоаппарат он быстро обошел паровоз, делая серию снимков.
– Как ты думаешь, сотрудники депо не будут возражать, если я залезу в кабину машиниста.
– Думаю, что если и будут возражать, то недолго.
Сделав снимки кабины, Марат еще некоторое время находился в ней. После спуска на землю, он выглядел очень довольным.
– Все теперь можно и расслабиться. Поехали смывать мазут.

Продолжение http://www.proza.ru/2012/09/28/1734


Рецензии