Уроборос. Змей, кусающий хвост

Вначале данные размышления должны были войти в цикл статей «Алхимия», но впоследствии мы решили кратко развернуть тему отдельно.

В средневековой алхимии был широко распространен символ, представляющий собой змею (дракона), которая поедает себя через хвост. Этот символ также встречается в восточных религиях и древних культурах.

Этот символ называют Уроборос, что означает пожиратель хвоста.

Символ Уробороса был распространен в магии, мифологии, алхимии, религии и психологии. Из этого можно заключить, что вероятно Уроборос скрывает в себе некий универсальный смысл.

Не станем перечислять множество толкований символа, подобной информации достаточно в соответствующей литературе. Остановимся лишь на некоторых, напоминающих о наших представлениях по вопросу толкования Уробороса. К ним совершенно случайно мы пришли довольно давно. Остальные значения, возможно, также не будут противоречить нашей гипотезе.

Наверное самый распространенный вариант толкования символа состоит в том, что Уроборос изображает циклический процесс. В этом состоит течение самой жизни, цельность полного жизненного цикла, смена Жизни и Смерти, Добра и Зла.

В соответствии с этим Уроборос представляет законченность процесса, свернувшийся в кольцо змей очерчивал хаос, то есть ограничивал его в некую форму.

Далее, Уроборос изображался на каждом этапе алхимических опытов. Это можно представить как переход в иное состояние. Вероятно это можно изобразить на примере воды, изменяющейся в трех состояниях: газообразном, жидком и твердом.

Еще одна интерпретация символа связана с тем, что Уроборос представляет собой совмещение старого и нового, переход одного в другое. Это в высшей степени интересное положение совпадает с затронутым нами временными вопросами в статье «Троица».

Одна из трактовок средневековых алхимиков Уробороса гласит, что этот символ представляет некое множество истин. Трудно согласиться с этим, поскольку хотелось бы верить, что истина одна.

Также согласно алхимии, ключом к разгадке Уробороса является некий великий закон единства материи. То есть, все существующее рождается из единого начала и возвращается также к единому. Здесь также видим цикличность.

Таким образом, материя представлена единой во всех проявлениях, воспроизводящей бесконечное множество тел. Это подводит к утверждению, что в нашем мире все устроено одинаковым образом и имеет одну структуру. Следовательно, одно можно познать через другое.

Наконец, существует мнение, что Уроборос символизирует возрождение зла, которое нужно уничтожить, чтобы появилось добро.

На этом остановимся.

Конечно, существует возможность переоценить значительность своего мнения. Тем не менее, смеем надеяться, что следующим представлением определенным образом можно объяснить не только перечисленные варианты. 

Отправной точкой нам послужит последнее толкование. Оно гласит, что зло должно быть уничтожено, чтобы появилось добро.

При этом мы понимаем, что далеко не все (может вообще ничего) в мире решается силой.

Поэтому, не принимая все столь буквально, поставим на место «уничтожить» слово «изучить». Получаем, что добро появляется при условии изучении зла.

Также обобщенно можно сказать иначе. Только познав истинную природу зла, непременно используя по настоящему научные возможности нашего разума, мы постигнем смысл добра.

Простой пример поможет подтвердить наши мысли. В философском понимании болезнь являет собой для человека реальное проявление зла. Лечение болезни, то есть уничтожение зла и сотворение добра, представляет собой изучение причин наступившей болезни и в соответствии с ними нахождение лекарства.

Полная реализация этого уступит месту добру, то есть здоровью.

Подытоживая можно сказать следующее. Уроборос – змей, поедающий себя, символизирует собой изучение окружающего мира, в том числе самого себя.

На этом этапе припоминается известное выражение древнегреческого мыслителя Фалеса -  «познай самого себя».

Кроме этого, здесь можно обнаружить связь и с религиозными представлениями по поводу исследования своего внутреннего мира. Это видно из слов Священного Писания, которое гласит: «Когда вы познаете себя, тогда себя истинного обретете…».

Подобное толкование, имеющее в отличие от других понятное реальное и практическое применение более отвечает научной системе объяснения мира. В нем, нам кажется, мы находим подтверждение множества смыслов, которые вкладывали в Уроборос средневековые мистики.


Рецензии
Кольцо не смыкается, но, словно пружина, переходит на новый виток в другом измерении.

Владислав Крылышкин   06.01.2013 11:37     Заявить о нарушении
Возможно и так, это не принципиально! Каждое новое знание выводит на новый виток взглядов на реальность.
Что касается другого измерения, пока воздержусь от подобных шатких предположений!

Никита Ломоносов   06.01.2013 12:08   Заявить о нарушении