Британский друг еврейского народа

Британский капитан Чарльз Орд Вингейт.
фото из Интернета
               
Приход нацистов к власти в Германии сильно повлиял на палестинских арабов. Нацистское движение и его фюрер пришлись им по вкусу. Как известно, Гитлер постоянно твердил, что нацизм явился ответом на «несправедливость», которую якобы мир проявил по отношению к немецкому народу. Арабы тут же поспешили приспособить нацистскую идеологию для собственных коростных целей. Их ведь тоже евреи и англичане «очень несправедливо» обидели!

Книга Гитлера «Майн кампф» пользовалась большой популярностью в среде националистически настроенной арабской интеллигенции. В Палестине были созданы филиалы нацистской партии и фашистская юношеская организация «Гитлерюгенд».

Иерусалимский муфтий Мухамед Амин Аль-Хусейни, родной дядя Ясира Арафата, открыто проповедовал в мечете «Аль-Акса» фашистскую идеологию. После прихода Гитлера к власти он наладил контакты с нацистами. И они сразу же распознали в муфтии своего большого друга.

Вот тогда-то в арабскую Палестину потекла военная и финансовая помощь. Деньги и немецкое оружие пришлись палестинским арабам как нельзя кстати. В 1936 году они начали кровавые еврейские погромы, которые переросли в так называемое «Арабское восстание».

Оно началось с убийства двух евреев. На следующий день в Тель-Авиве состоялись их похороны, превратившиеся в массовую демонстрацию. На ней во весь голос звучали призывы отомстить арабам. Британская полиция евреев разогнала. Установилось напряжённое затишье.

Оно продержалась всего два дня. А затем в Яффо разразились кровавые беспорядки. Очень быстро волна террора захлестнула всю страну. К началу октября от рук погромщиков погибло около 80 евреев. Более 400 было ранено.

Арабы грабили дома, жгли поля, вырубали фруктовые деревья. Они нападали на британских полицейских, взрывали мосты, устраивали засады на дорогах. 25 апреля 1936 г. по инициативе профашистского муфтия Иерусалима Мухамеда Амина Эль-Хусейни был учреждён Высший арабский совет. Он взял на себя руководство национальной борьбой палестинских арабов.

Правда, поначалу совет принял решение о приостановке вооружённых действий. Одновременно призвал к бессрочной забастовке «… до полного прекращения еврейской иммиграции и установления суверенной арабской власти…»

Десять месяцев продержалось относительное спокойствие. В начале 1937 г. арабы возобновили бунт. Теперь уже вплоть до 1939 года. Бандиты орудовали безжалостно. Убивали женщин, стариков и детей. Часто с одной единственной целью – завладеть еврейским имуществом.

Банды нападали не только на еврейские поселения, но и бесчинствовали в городах со смешанным населением. Такая тактика затрудняла работу британской полиции по опознанию и поимке террористов.

Банд были сотни. У каждой – свой главарь. Как правило, офицер армий арабских стран. Наиболее известным и самым жестоким из них был шейх Изз ад-дин Аль-Касим. Сегодня военное крыло радикальной мусульманской организации «ХАМАС» носит его имя.

Единого руководства у арабских банд не было. Каждая действовала на свой страх и риск. Если двумя словами – полнейшая анархия. Бандиты убивали и грабили не только евреев. Они устраивали налёты и на полицейские участки англичан.

Взрывали железные дороги, убивали британских чиновников. Громили правительственные учреждения. В 1936-1939 гг. в результате антиеврейского террора, развязанного арабами, погибло 520 еврейских жителей Эрец-Исраэль. Среди них много женщин и детей.

Массовый арабский террор вынудил организацию еврейской самообороны «Хагана» перейти от пассивной обороны к активным боевым действиям. В это время в её составе кроме легальных отрядов появились и нелегальные формирования.

Легальная «Хагана» представляла собой 3000 еврейских полицейских. Они прошли обучение в британской армии и полиции. Были вооружены английским оружием, носили военную форму. Мандатная администрация выделила еврейские полицейские подразделения в особую структуру, которая входила в состав военной британской полиции.

В самый разгар арабского восстания к евреям Палестины пришла помощь с неожиданной стороны. Британский капитан Чарльз Орд Вингейт смог убедить командующего британскими войсками в Палестине генерала Б. Монтгомери создать для борьбы с арабскими мятежниками так называемые ночные эскадроны особого назначения, состоящих из евреев и английских солдат.

Летучие отряды должны были появляться в арабских деревнях, откуда исходила угроза нападения, и предотвращать её. По роду службы Вингейт хорошо знал, что британская полиция по ночам никогда не выезжала на помощь еврейским поселенцам, атакованным арабскими бандами. А потому предложил руководству ишува создать небольшие хорошо вооружённые мобильные отряды, которые действовали бы по ночам. Предложение было принято.               
               
Вскоре «ночные отряды» стали выполнять особые задания. Отряды быстро передвигались и внезапно атаковали. Устраивали засады непосредственно в местах расположения арабских банд. Нередко выволакивали бандитов прямо из их теплых постелей.

 «Ночные отряды» наводили ужас на арабских террористов. Первый боевой опыт бойцы ночных эскадронов получили под арабской деревней Даббурия у горы Тавор. За ним последовали многочисленные ночные рейды и бои.

 Создание ночных отрядов привело к значительному сокращению нападений арабов на еврейские поселения и британские посты. Вингейт говорил: «Арабы думают, что ночь принадлежит им, и только они умеют сражаться в темноте. Англичане по ночам запираются у себя в казармах.

А евреи научат арабов бояться ночи даже больше, чем дня». Что интересно, перед каждым боем Вингейт цитировал отрывок из Танаха о победе во имя Бога и евреев. Опыт еврейских отрядов англичане позднее использовали при охране нефтепроводов.

Теперь небольшой рассказ об этом благородном английском офицере. Чарльз Уорд Вингейт родился в 1903 году в Индии в семье британского офицера. В 1923 году он окончил Британскую военную академию, а затем занимался в Лондонской школе восточных языков.

Военную службу проходил в Судане, участвовал в боевых действиях в Ливии, служил в Северной Африке и Ближнем Востоке. Ещё у себя на родине в Англии он увлёкся Танахом. Изучил иврит, и с тех пор стал с большим уважением и сочувствием относиться к еврейскому народу и сионистскому движению.

 В своей книге «Обращение в сионизм», он так писал о евреях Палестины: «Когда я приехал в Палестину, то обнаружил там народ, на который в течение многих веков все смотрели свысока. Он был презираем многими поколениями людей. Тем не менее, еврейский народ остался непреклонным и начал заново строить свою страну. И теперь я чувствую себя частицей этого народа».

Поначалу палестинские евреи настороженно встретили молодого британского офицера. Однако Вингейт быстро завоевал их дружбу. Недоверие постепенно рассеялось. Главным образом благодаря искреннему желанию помочь возвращению евреев в свой собственный дом в Палестине. Сионистское движение Вингейт воспринимал как начало этого возвращения, а война против арабского террора — как часть борьбы евреев Палестины за свою собственную страну.

По прибытии в Палестину Вингейт быстро убедился, что угнетенными являются не арабы, как их представляли во всём мире, а евреи. Именно арабы грабили и убивали евреев Палестины. Такому просветлению здорово помог арабский мятеж, развязанный в 1936 году Фаузи ал-Каукджи.

Террор был направлен не только против евреев, но и против британских военных. Для подавления мятежа Вингейт предложил своему начальству и гражданскому местному управлению вооружить евреев. Он выразил готовность обучать их военному делу.

Что касается арабов, то британский офицер, открыто поддерживавший евреев в борьбе за создание ими своего независимого государства, вызывал у них лютую ненависть. За его голову была назначена награда в 1000 фунтов. Значительная по тем временам сумма.

 Вингейт возлагал большие надежды на подготовку двухтысячного еврейского военного соединения, приписанного к британской армии. В случае грядущей войны оно могло бы выступить на защиту Эрец-Исраэль.

Однако британское командование не поддерживало планов Вингейта. Под различными предлогами запрещало учебу будущих еврейских командиров на курсах сержантов, а ночные летучие, отряды не просуществовав и года, были разоружены и распущены.

Британское командование Палестины всегда было недовольно проеврейской позицией Вингейта. По этой причине всячески препятствовало его служебному продвижению. В конце концов, в мае 1939 года Вингейт был отозван в Лондон с такой записью в личном деле:

«Вингейт – хороший солдат. Однако во всем, что касается Палестины, с точки зрения безопасности, ему доверять нельзя: интересы евреев в его глазах более важны, нежели интересы Британии. Не следует давать ему возможность еще раз прибыть в Палестину».

Вингейт очень надеялся на союз Британии с народом Эрец Исраэль. Он часто заявлял, что Англия на Ближнем Востоке может положиться только на евреев. В ее интересах создать значительную еврейскую военную силу.

Боевой офицер переживал, что отношение его страны к евреям отличается от отношения к другим народам. Но особо потрясло Вингейта Мюнхенское соглашение 1938 года Чемберлена и Гитлера, которое вызвало углубление кризиса в еврейско-британских отношениях.

Пребывание Чарльза Вингейта в Палестине было недолгим. Однако его вклад в создание армии обороны Израиля огромен. Многие видные израильские военные начинали свою карьеру бойцами «специальных ночных отрядов» Вингейта.

Принципы, положенные в основу израильской армии – это во многом то, что воспитывал в своих подчиненных Вингейт: отличное вооружение, превосходная физическая подготовка, прекрасное знание местности, мобильность и инициатива.

В Израиле чтят память о легендарном английском капитане. Во многих городах есть улицы, названные в честь него. Имя Вингейта носит высшее учебное заведение – институт физической культуры и спорта.


 


Рецензии
Спасибо за прекрасную статью. Почитайте мою, на ту же тему. http://www.proza.ru/2012/05/25/96

Роман Булгарин   05.09.2013 16:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.