Рюриковичи Ч2 Гл2 Разделение - разделение

Рюриковичи Ч.2 Гл.2 Разделение труда - разделение судеб.   

«Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак».
Сказка о коньке-горбунке. П.П.Ершов. http://www.paganism.ru/index.php/

2.1. О живых.

Остальные два кита, на которых в придачу к работам Фрэзера держится современная мифология и фольклористика - это исследования  Жоржа Дюмезиля (http://ru.wikipedia.org/wiki/ ) и Владимира Яковлевича Проппа. В их основе мифы, легенды, сказания, былины,  религиозные обряды народов  принадлежащих к индо-европейской группе.(http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt).      
Википедия отмечает, что «путём сопоставления языкового материала и мифов различных индоевропейских народов Дюмезиль пришёл к выводу, что протоиндоевропейское общество функционально делилось на три сословия — жреческое (брахманы), воинское (кшатрии) и земледельческое (вайшьи). Каждой касте соответствовало особое божество: у жрецов это был грозный, но справедливый карающий бог правосудия (Зевс — Юпитер — Один — Перун — Пяркунас — Митра — Варуна), у воинов — бог войны (Тор — Марс — Арес — Индра), у земледельцев — бог плодородия (Фрейр — Квирин — Велес).
 В связи с чем, или же на основании чего, возникло это деление?   

Изначально, то есть с зарождения живой системы, ее жизнеспособность в условиях ее обособленности от среды, то есть ее самость, определялась функционированием трёх подсистем:
Во-первых - подсистемой защиты системы от среды, обеспечивающей сохранение самости системы, её автономности, отграничения  от среды; то есть данная подсистема обеспечивает системе СВОБОДУ ОТ воздействия среды;
Во-вторых - подсистемой обеспечения (питанием, информацией и т.д.), обеспечивающей потребление системой ресурсов среды; то есть данная подсистема обеспечивает системе СВОБОДУ ДЛЯ воздействия со средой;
В-третьих - подсистемой управления, согласования действий подсистем, выполняемых путём нормирования противоречивых интересов, разрешения конфликтов свобод этих подсистем.
Так, для ячейки Бенара ( http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/1005.html ) - еще не живой системы - достаточно только первой подсистемы отграничения, но уже для очень живого жгутиконосца (http://www.berl.ru/article/small/otrad/klacc_ggutikonoccy.htm) необходимы все три.
Все эти три подсистемы, дополняясь подсистемой материализации (воспроизведения, воплощения, размножения), в той или иной форме присутствуют в любой живой системе некого уровня. Любая из подсистем в процессе развития, в процессе усовершенствования своей специализации, тем самым стремятся приобрести некоторые свойства самой системы, приобрести свои подсистемы. В итоге можно определить несколько типов известных нам живых систем и несколько - гипотетических: 
- преджизнь---------элементарные------Вирус
- элементарные------многоэлементарные-бактерия
- многоэлементарные-одноклеточные-----Клетка;
- многоклеточные----одноиндивидуумные-Индивидуум;
- многоиндивидумные-односоциумные-----Социум;
- многосоциумные----одновидовые-------Вид;
- многовидовые------однородовые-------Род;       
- многородовые------однобиотные-------Биота Земли;
- многобиотные------одновселенные-----Вселенная;
- многовселенные----одно?-------------?...
       
Корни каких-либо проблем наблюдаемых у определённого типа живой системы можно начинать отслеживать и из преджизни, но нам  для понимания проблемы изменения принципа наследования достаточно ограничиться социальной системой - Социумом. 

2.2. Племя человеческое - живая система.

В процессе специализации у всех первобытных народов, и не только у них, но и у любой системы индивидуумов, например - муравьев, образуется выделение групп по жизненно важным, для системы, видам деятельности, занимающихся специфическим, свойственным только  для данной группы, трудом. Первая волна специализации – это половозрастная. На определенном этапе развития человеческих индоевропейских племён функции защиты, обеспечения и управления с учётом объективных особенностей  физических, бытовых и  интеллектуальных преимуществ тех или иных индивидуумов, в итоге, распределились среди трёх возрастных групп:

- Первая младшая - уже достаточно сильные, но еще  безрассудно-отважные  юноши-воины. После длительных испытаний, куда входило, как основное, требование очень долго обходиться без сна, наши холостяки, находясь вне общины, не занимались хозяйством, а обороняли свой район от подобной  же шайки другого  района; или же сами "ушкуйничали". Работники "детских комнат" УВД весьма  подробно могут описать психологический портрет этих формирований. Те, что предпочитают "всю ночь ходить дозором у соседки  под забором" в этих группах отсутствуют. Эта группа уже усвоила, что "в поле две воли - чья сильнее, та и правее", а поэтому  "волка ноги кормят" - "не потопаешь - не полопаешь". Физиономии  героев этих групп красные от крови - своей ли, врагов - не важно.

- Вторая средняя - представлена половозрелыми мужами, вкусивших уже подзаборные прелести, но предпочитающих уютную пещеру, наполненную и теми же прелестями и прочими материальными благами. Находящиеся в расцвете физических сил они достаточно уже умудрены житейским опытом и знают, что коль "хочешь есть калачи,  так не сиди на печи", а иди "орать пашню -копить квашню",  там "поработаешь до поту и поешь в охоту ", ведь "как потопаешь -  так и полопаешь". Они составляют основную массу производителей. Их задубевшие физиономии коричневы от солнца, ветра, костров, морозов, а особенно от въевшейся в поры земли.

-Третья старшая. Народа в ней маловато. Они помнят, как самым безумно храбрым отпели славу еще в первой младшей группе; они знают, как по второй средней -  то мамонт промчится, то пещерный медведь в уже не свой дом вернется - пока ему объяснишь... Так что в третьей старшей остались самые всё помнящие и всё знающие.  Они знают, что им "больше почет, но и больше хлопот" - ведь "что за честь, коли нечего есть", а посему  перед богами в кругу "как потопаешь, так и полопаешь". Их багровеющие боевые шрамы далекой юности, коричневый цвет зрелого труда - всё покрыла благородная белая седина.

2.3. Неисповедимы пути царские.

"Священными царями" - этими носителями древнейшего Знания, становились исходно  умудренные опытом поседевшие ветераны племени, которые могли и смели совершать обряды и, соответственно, принимать решения не только о том, что делать, но и кому это "что" надо делать. То есть жрец по жесткой, функциональной  необходимости являлся и властью.

Шли века, тысячелетия. Священные цари двигались от одного  места к другому, обрастая свитой и охраной. Отплавали по людям на ладьях фараоны III тысячелетия до н.э.; и только на росписях  в гробницах застыли подданные с данью. Четыре тысячи лет назад царь и царица хеттов ходили в полюдье дважды в год - после сбора весенних овощей и после осеннего сбора. Их подданные ждали  и хотели этих посещений Они верили в то, что магия священного царя оплодотворит землю.
На этом можно было бы и расстаться со "священными царями". Тем более что канули в вечность далеко не лучшие времена их жизни - завершение неолитической  революции, предцивилизация - пограничье. Богов, в лице их идолов, за ненастье или неурожай били, поджаривали на огне, морили  голодом, лишая жертвоприношений. В те времена понятие справедливости понималось как категория равноценного обмена и поэтому при неисполнении обязательств по этому обмену еще жестче, как нам уже известно, поступали с их "полномочными представителями" – «священными царями». Но так поступают с любыми представителями старых идеологий после победы  очередной революции.

Впрочем, полюдье, несколько преобразившись, прекрасно дожило  и до XX века. Особенно оно  разнообразно в Африке. В Конго во время полюдья, предшествовавшего коронации нового правителя, одна из сопровождающих его претенденток на престол должна родить ребенка. Соответственно и  время полюдья растягивалось, чуть ли не на год.

Вообще-то из ожидаемой народом мистерии полюдье потихоньку превращалось в элементарную обираловку. Или же, как уже в конце ХХ века принято стало говорить, – «крышевание». В  исландской саге о "Людях с Льосаватна"  годи  Гудмунд Могучий  ездил  по "людям из своего тинга ...и во многих местах проводил по семь  ночей". Из дальнейшего текста саги  следует, что это было уж слишком наглое "гощение", разорительное для общинников - http://nauka.relis.ru/10/9904/10904120.htm . Ну да ладно - это был хоть свой годи. Но франки во главе с Меровингами с VI  века ходили полюдьем по Галлии, которую они завоевали. Возможно, что для франков это было еще полюдье; но для галлов это был уже рэкет. Ведь идея способности оплодотворения всего сущего первым делом выветрилась из голов самих  "священных царей"; ими двигал уже иной принцип: "за чем пойдешь, то и найдешь", так "пойду проведаю, заодно и пообедаю", ведь "не потопаешь - не полопаешь" (Пословицы русского народа В.Даль).
    Весьма  впечатлительны описания по рассказам путешественников и записям преданий в Южной Азии ритуального  действия - растерзания  священного царя. Части "священного" тела зарывали в землю, чтобы придать ей плодородие... Иные времена, но те же нравы - Швеция, VIII век;  тело конунга Хальфдана расчленено на пять частей и  зарыто в пяти  областях  Упланда все с той же целью (http://nauka.relis.ru/10/9904/10904120.htm). А это ведь уже совсем рядом и во времени и в пространстве с нашими несчастными древлянами. Но ведь кто-то же должен быть крайним. За истекшие тысячелетия произошли некоторые изменения, как в жизнедеятельности «священных царей», так и в отношении к ним.      

2.4. Ольга – Хельга – Святая

Громадные пространства Восточной Европы,  объединенные водными  магистралями, давали такой выход товара в процессе полюдья, а сам товар имел такие характеристики, что уже не мог удовлетворить  постоянно растущих потребностей  "святых  царей", а потом и сменивших их на троне власти конунгов, князей. Поэтому насущная  потребность иметь на этой водной артерии перевалочный  пункт, для товара  из всех селений, вознесла наиболее выгодное  во всех отношениях поселение – Киев. 
Так уж сложилось в жизни очередного князя киевского Игоря, что женой его стала  Ольга.  На то время князь киевский Игорь в глазах погани (селян), в том числе и древлянской, был «святым царём».
Как мы, среднеобразованные люди  XX века  воспринимали в изложении учебников по истории письменное сообщение  из тысячелетней  давности византийского историка Льва Дьякона о подробностях  страшной смерти киевского князя Игоря, вернувшегося повторно за данью к древлянам (http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/IGOR.html?page=0,1), жившим северо-западнее Киева - там, где сейчас город Коростень?  Никаких сомнений  о правомерности действий князя не возникало. Как не возникало  и вопроса - а почему эта дань называется полюдьем? Все заслонялось картиной привязанного к макушкам сведенных деревьев тела князя, чем-то похожего на пушкинского князя Гвидона. Еще мгновение и он будет разорван на части, а потом закопан... После  этих зверств древних древлян вполне законной была реакция жены Игоря - Ольги, отомстившей древлянам. В гневе своем княжеском она была нам понятна. Тем более, что смерть древляне приняли, хотя по нашим понятиям и мученическую, но вполне в духе похоронных обрядов того времени. Древлянские послы были сожжены  в бане. И, как следовало из дальнейших событий, поняли её и древляне, принявшие условия  киевской  княгини Ольги по срокам и размеру дани.

Одно из главных деяний княгини Ольги - установление первой на Руси системы сбора дани (налогов). В 945 году от РХ  Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Замена киевской княгиней Ольгой, полюдья  данью – налогом способствовала не просто обогащению, как самой княгини, так и её приближённых, охранников, их семей, наложниц,  родственников, друзей, но, с учётом их места в системе управления, способствовала, в первую очередь, формированию слоя управляющих. Фактически княгиня Ольга этим действом положила первый камень в фундамент будущей российской государственности.
В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. В христианской истории такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина). «Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу -http://days.pravoslavie.ru/Life/life6777.htm .

Известно ли вам место, где  Рюриковичи поставили памятник Ольге?

Не будет большим преувеличением, если мы скажем, что княгиня  Ольга, мстя, как жена, совершила, как государственный деятель, крупнейший исторический поступок, который явился чертой разделивший эру добровольного народного действа - мистерии, когда "в один день истреблялся труд целого года, тунеядцы питались за счет трудолюбивых" и эру жесткого государственного налогообложения. Естественно, что в  иных местах были  иные "ольги".
    
Продолжение следует.
******************


Рецензии