Вязники

Из Ржева на Вязники (Владимирская область) мы ехали в комфортабельных классных вагонах, лежали на чистых постелях и были всё время под наблюдением медиков.
В Вязниковском госпитале, расположенном около городского сада (мы видимо размещались в бывшем клубе) всегда слышалась музыка. Здание хорошее, мы помещались на втором этаже. Главный врач женщина, очень хорошая. У меня как-то получилось так, что я оказался в роли подопытного кролика. Рана у меня была большая, причём рана лохматая. Осколок так наворотил всё неаккуратно. А там, видимо, где-то проводились курсы. Меня привели к нашему врачу, посадили на стул. Вокруг, около стенок расположились около двух десятков молодых людей, преимущественно девушек, с тетрадями и карандашами, готовыми для записи. Среди них пожилой мужчина. Мне помогли снять рубашку. Сначала стали задавать вопросы: когда ранен, чем, когда оказали первую помощь, когда попал в санчасть, в госпиталь, что где делали.
Затем они сами стали осматривать рану, измерять длину, ширину её. Как двигаю руками? Конечно с их помощью. Движение левой рукой было ограничено, по существу она висела. Всё это они тщательно записали.
Может быть где-то, в назидание потомству, изучающую медицину, в каких-то учебных трудах будет фигурировать этот момент, и эти записи.
Стали лечить. Один день перевязка. Это медсестра снимает с меня перевязку, ничуть не стесняясь тем, что она пристала. А затем она подставляет под рану к моему боку какой-то фигурный подносик - ванночку. Приставляет прямо вплотную к моему боку, а врач кривыми ножницами отрезает махры моего тела, до крови. И очень удивляется, что морщусь и говорю больно. Сама, конечно, смеётся. Я говорю:
-  Немцы раз стукнули и ладно, а вы каждый день нас здесь терпеть заставляете!
- Немцы убить вас хотели, а мы лечим!
Затем мочили полотнище какой-то едучей, только что изобретённой жидкостью. Смачивали через день. Они придавали этой жидкости большое значение. Там не заводятся микробы, мясо всё время свежее. Мочили полотнище в этой жидкости, накладывали её на рану, затем накладывали вату и начинали бинтовать. Она начинала так есть, что плясать хочется.
Эта новая жидкость проверялась на мне. Действие её хорошее. Она обеззараживает рану. Но, конечно, едучая. Но лучше перетерпеть эту неприятность, чем получить гангрену. Вот на мне здесь и испытывалось это замечательное средство.
Кроме того, на мне проверяли действие кварцев. На второй день шёл на кварцы. Там тоже снимали с меня повязку, а потом, после кварцев снова перевязывали. И так каждый день. Во время прижигания кварцами надевали на меня очки. На кварцах держали недолго. Они тоже обеззараживали рану.
Рядом со мной лежал молодой человек. Ранен пулей поперёк спины в самой мясистой её части на горбу. Здесь большое натяжение кожи. Когда же рану зашили, образовался очень хороший, чуть заметный рубец. Шрам как строчка на материале.
А вот рядом в палате лежал паренёк. Ему видимо лет девятнадцать, не более. Нет обеих рук и ног. Прямо с корня, хоть бы какой отросточек оставили. Единственно, что движется – это шея.
-   Даже муху согнать нечем – говорит он.
Я часто ходил к нему. Он курящий. Сделаю ему папироску, ну и даю курить. Ведь ему нечем держать папироску.
Спрашиваю его, кто у него есть из своих. Оказывается никого. Была бы мать, так она и нянчилась бы с ним, как с маленьким. Он и есть маленький, ни рук, ни ног.
А нет своих, вылечат и пошлют его в какой-нибудь дом инвалидов на доживание. Пока не умрёт. Для него смерть хоть и страшна, но жизнь страшнее. Будет он коротать жизнь до самой смерти в каком-нибудь “доме для инвалидов”, вести жалкую жизнь. По существу не жить, а существовать. И ведь найдутся там люди – “доброхоты”, “умеющие” жить, которые будут обкрадывать этого несчастного калеку.
Если мина не пощадила его, обрубив ему все конечности, то тут тоже не пощадят, постараются взять от него всё, что можно, обкорнают, урежут то, что должны расходовать на него. И даже будут говорить: а что ему надо? Спасибо за то, что даём ему.
Будут ему выписывать сапоги на обе ноги, которых нет. Брюки, рубашки с длинными рукавами, перчатки, рукавицы, и пользоваться этим.


Рецензии
Привет! Не слушай идиотов, особенно безответственных. Вся прелесть написанного дедом в том, что это наивное документальное свидетельство прошедших событий. И устаревший разговорный язык наибольшая для меня ценность в написанном. Конечно, и ушедший быт интересен, и даже идеологическая замороченность теперь умиляет. Особенно ценно то, что невозвратимое прошлое можно ощутить необработанным литературно, в сырую, в форме простых воспоминаний участника. Так что мой совет - выкладывайте как есть, любое "улучшение" только во вред. Жду продолжения, Юля.

Владимир Киселёв 4   03.10.2012 09:18     Заявить о нарушении