Поединок

Это было в далекие шестидесятые годы.
 Встретила я его еще в детстве. Он приходился мне дядей по матери. Звали его дед Алексей, а в народе - Тонускан –агата.
 Долгане почитали стариков и не называли по именам. Принято было называть по первому ребенку. Тонускан был старшим сыном, поэтому его звали Тонускан –агата.
 Это был высокий белый старик. Он все время смеялся, шутил. На голове он все время носил платок, такой же, как носят женщины. Издалека он был выглядел очень смешно в повязанном платке.. Ходил он вразвалку, ноги длинные в болотных сапогах.
 Много времени он проводил на берегу, где сушились сети.
 Рыбацкие поселки похожи друг на друга, постоянно на вешалах ветрами обдуваются сети. Чистят сети от мусора речного подростки и старики. Там же постоянно бегают маленькие дети и собаки.
 Тонускан - агата был уже в годах, но крепкого телосложения, еще в силе,
 почти богатырь.
 Был он потомком русских землепроходцев, которые приезжали осваивать северные земли.
 Его мать, красавицу Бая, полюбил русский силач Афанасий и женился на ней, переняв обычаи, язык и традиции долган.
 Жили они недолго, но счастливо, родились дети, похожие на отца, такие же, крепкие, голубоглазые со светлыми волосенками. Весной Афанасий утонул в глубокой холодной речке, промышляя на диких гусей.
 И Бая осталась одна с малыми детьми. Сватались к ней, ведь она слыла красавицей, крепких Чупринских кровей. Но сердце свое так и не отдала никому.
 Вырастила она детей не одна, в те времена много значили родственные связи. А родни у Баи было много.
 Любили деда Алексея за веселый нрав, с юмором старик относился ко всему, что его окружало. Так и прожил он свои отмеренные временем годы в покое и радости.
 Жену ему засватали из богатого рода Антоновых.
 Варвара была хорошей женой, мастерицей на все руки. Он и дети носили самые красивые и ладно сшитые её заботливой рукой одежды.
 Дети старшие выросли. Варвара после недолгой болезни умерла в Хатангской больнице. Умерла в самую распутицу, и добрые люди похоронили ее там.
 Он сильно переживал ее уход , но дети своими заботами не давали ему горевать. Да и тундровая жизнь полна разных хлопот.
 Обзавелся семьей и сын его Тонускан ( по- русски звали Алексей Алексеевич).
 Был он секретарем партийной организации в поселке, но жил постоянно с отцом в тундре. Все его уважали за его веселый нрав и серьезность во всем , что он делал. Тундровики называли его «тойон». Он заботился обо всех, оказывал помощь всем, кто был в нужде. Ездил в районный центр решать тундровые вопросы.
 Жена его Кистя была тихого нрава. Подрастали сыновья- погодки.
 Но дочь Варвара от рождения была почти слепой. Видела плохо, ориентировалась по звукам. Говорили, что когда мать ее носила, болела корью. Так и росла девочка, не видя яркого летнего солнышка и зеленой неброской тундровой травы. Но, несмотря на это, она росла веселой и доброй. Её никто и не обижал. Раньше, в долганских семьях, был большой грех обижать больных и старых. Выросла она красивой, высокой и статной, но никто к ней не сватался.
 Младший сын - Егор. Был он похож на отца, такой же беленький, кудрявенький . В детстве ласково его называли «Малышом», так это имя и осталось за ним, даже уже взрослого называли «Малыш».
 Жили промыслом. Охотились и рыбачили на дальних и ближних озерах. Старик жил у сына. Невестка Кистя любила его, и он был рад в свободное время возиться с внуками, забавлять их интересными рассказами.
 Однажды Тонускан ехал на охоту, и случилось с ним что-то необычное..
 Едет он на упряжке, проверяет пасти. И ему показалось, что кто-то его упряжку догоняет, оглянулся - облик человека, но весь в черном, и олени у него тоже все черной масти. Тонускан вздрогнул, его охватил страх. И стал он быстрее погонять оленей. Олени тут же ускорили бег.
 Снег летел в лицо, слепил глаза, и от страха он ничего не чувствовал и не стряхивал снег. Сколько так он ехал, не помнит. Когда оглянулся, странный образ исчез.
 На душе у него было смутно и тревожно. В те времена долгане верили в приметы и привидения. Когда приехал в стойбище и рассказал о том, что с ним случилось, старики испугались, женщины стали поговаривать меж собой, что будет в стойбище какое-то несчастье. Жена Тонускана Кистя достала икону старинной работы (были у долган старинные иконы, завезенные миссионерами в 20–е годы ) и начала молиться.
 Старики знали старые православные молитвы, и Кистя помнила, как ее старая бабушка молилась. После этого женщина стала кормить огонь, веря в языческие силы огня. Огонь почитался долганами как «Дедушка- огонь», который может усмирить силы зла.
 Прошло время, потихоньку все стало забываться.
 Зима входила в силу, морозы стали устойчивее, озера крепчали, по ночам даже было слышно, как потрёскивает лед, образовывая небольшие трещины. С залива несло туманом и сыростью.
 В октябре солнце над тундрой не ярко, заходит рано, и рано начинаются сумерки. На небе ярко пылает северное сияние, предвещая наступающие морозы.
 В тот злополучный день Тонускан-агата выехал очень рано на охоту. У него были свои пасти по берегу речки Горелой. В упряжку он запряг только сильных оленей, дорога дальняя. У них в стаде олени были хорошо нагулянные - сильные, крепкие. В местах, где они их выпасали, было много ягеля, лето было хорошее, прохладное.
 Пасти его выходят в залив и находятся далеко от стойбища. Пасть- это ловушка для песца, ими долгане пользуются уже с далеких времен, и никто не помнит, когда и кем было заведено. Капканами старик стал пользоваться недавно, и их было у него немного.
 Пасти не были занесены снегом, песцов поймалось немного, на выставленных капканах ничего не было. Он кое - где отремонтировал поддавки, наложил накрохи, с капканов отряхнул снег.
 С залива ветер нес большой туман, который густой пеленой стал опускаться далеко в тундру. Ехать на ощупь стало тяжело. Ничего не видать. Солнце уже село, и начались сумерки.
 И вдруг из тумана выросла фигура белого медведя. Он шел вдоль берега в поисках пищи. Олени испуганно метнулись в сторону, он не удержался и выронил хорей из руки, но поводок держал в рукавицах и не отпускал. Олени с пустой упряжкой кружили вокруг него. Снег больно ударял по лицу, на застругах его бросало из стороны в сторону. Когда уже сил встать не было, он опустил поводок, и олени помчались с бешеной силой вперед. Тонускан-агата с горечью видел, как его упряжка стала быстро удаляться в тумане. Он быстро встал на ноги и отряхнул снег с сокуя. Медведь упорно шел прямо на него. Он стал отходить от грозного врага. Стрелять нечем, ружье осталось на нартах. Оно было привязано к нартам, и за все время старик не вынимал его, так как не встретил дикого оленя. Он сначала испугался, но потом страх ушел, осталась жажда борьбы за жизнь.
 Медведь превосходил его в силе. Старик понимал, в какую ситуацию он попал, и терять самообладание - означало сдаться, а он был не готов ещё умирать, его ждали дети и внуки.
 Медведь, встав на дыбы во весь свой рост, тяжело дыша, грозно подходил к нему. Бежать не было смысла, да еще в сокуе. Он собрался духом и подошел к медведю с боковой стороны. Началась неравная схватка человека и хозяина тундры.
 Он неожиданно пригнулся, и медведь схватил его за голову. Он на какое-то время лишился сознания. С головы текла кровь на одежду, даже стошнило его от запаха собственной крови. Он схватил медведя за шею. Не удержавшись на ногах, он упал и оказался под медведем. Оба тяжело дышали. Он крепко держал его за горло, чувствовал его горячее дыхание. И тут он вспомнил, что у него есть нож. Надо было только приловчиться вытащить , не отпуская правой руки с горла. Сокуй под ним был скользкий, и медведь не мог схватить его лапой, и старик оказался у его задних ног. Воспользовавшись этим мгновением, Тонускан-агата вытащил нож с ножен. Радость переполнило его и это дало силы бороться дальше. Медведь снова накинулся на него, и он снова оказался под медведем. Одной рукой он держал медведя за горло, в другой руке у него был нож. В голове все шумело, он чувствовал, что теряет сознание, и собрав все силы, на последнем мгновении, воткнул нож ему в живот, и двумя руками силой распорол ему животину, кровь медведя хлынула на него. Старика стошнило снова от запаха крови. Медведь, от боли злобно заревев, на некоторое время отступил от него, у старика была секунда освободиться из -под него. Он на какое-то мгновение потерял сознание и только успел увидеть, как медведь тяжело дышал и лежал, не вставая. Рядом с ним лежал и он, обессиливший неравной борьбой. Когда пришел в себя, то увидел, что большая туша медведя лежала распластанная на снегу. Медведь был мертв.
 Он сквозь боль разделся и, сняв рубашку, завязал голову. Кровь немного остановилась. Надо было уходить с этого места.
 Он не знал, сколько прошло времени, но было уже темно. На небе ярко светили звезды, снег хорошо виден даже при звездном небе, и шел он по слабо виднейшим следам своих нарт.
 От невыносимой боли он на какое- то время остановился и стал прислушиваться к тишине тундры. И тут он услышал скрип нарт и храп оленей. Изо всех сил он громко закричал. А в тундре крик далеко звенит, и, видимо, пастух его услышал.
 Пастух испуганно посмотрел на него, и узнав старика, аккуратно посадил его сзади нарт и не спеша стал погонять упряжку. Когда приехали в стойбище, к оленеводам, старик потерял сознание.
 Женщины сняли с него окровавленную одежду, забинтовали голову.
 На следующий день увезли его на двух упряжках в бригаду к Тонускану.
 В стойбище был переполох, когда в стадо пришли олени без старика. И все вспомнили то видение, которое видел Тонускан.
 Тонускан вместе с Тумучутом поехали искать отца. Вечером вернулись не найдя следов. Все разъяснилось только тогда, когда пастухи с оленеводческой бригады привезли отца.
 Все взрослое население стойбища пришло встречать. Радость спасения переполняло сердца людей. Эта новость облетела всю тундру. Старика увезли в поселок. Там его осмотрел врач. Оказалось, что медведь разодрал ему голову и снял скальп.
 Прошло много времени, дед Алексей так и остался лысым, с отметиной.
 Отметина эта - как символ жажды к жизни. С годами этот случай пересказывали из поколения в поколение как легенду.
 С тех пор никто и никогда не сражался один на один с белым медведем, хозяином тундры, самым сильным зверем на Севере.


Рецензии