История всемирной литературы 25

  Где он, общий принцип, которым можно описать всю историю литературы (и после этого заявить: "Я знаю всё")?
  Возможно, этот принцип говорит нам об освобождении человека от однозначности обстоятельств. Свобода здесь - это возможность выбора. Выбор есть всегда, но у разных эпох - разные варианты выбора.
  Нарастание возможности выбора, нарастание разнообразия вариантов доступного человеку поведения - смысл развития человечества. Начиная от науки и кончая преступниками - все согласились бы иметь лучший выбор доступного поведения, чем есть на данный момент.   
  Даже современная аморальность демонстрирует нам развитие свободы.
 
  Мне кажется, что личная инициативность, способность принимать решения (согласно данным литературы) начиналось с эллинов.
  Прочитал недавно одну из лучших повестей древней Египетской литературы. Главный герой, крупный полководец (время простых людей ещё не пришло) не желает участвовать в междоусобице гражданской войны и вынужден скрываться за границей. Как он бежит из страны - и сейчас лучше не напишешь. За границей его принимают с распростёртыми объятиями, он служит местному царю, всё хорошо. К старости его вспоминают в Египте и о возвращается умереть на родной земле (для них это очень важно).
  Я думал - мастерство психоанализа за несколько тысячелетий до Толстого. А на самом деле что? На самом деле, кроме побега из страны, у героя нет самостоятельного поведения. Исполнение обязанностей вельможи, генерала, отца семейства - и так далее, и тому подобное. И всё. Хороший со всех сторон. Правильный до одурения. Вопросов о не нормативном поведении по ходу повести вообще не возникает. Даже сама гражданская война является следствием как бы естественного желания сыновей фараона захватить власть; какие они иначе сыновья фараона?!
  Все исполняют нормы.
  Сюжет возникает, когда к одному предмету прикладываются нормы противоположные ("два разных человека + одна вещь для потребления = конкуренция").
  Я думаю, что вся Древняя литература не выходит за пределы исполнения героями нормы.
 А вот древним грекам уже известна инициатива...
 И с тех пор люди наглеют всё больше и больше.
 
  И если взять мифологию, то практически везде люди - ничто, расходный материал. Спорят боги. В крайнем случае - спорят цари и фараоны, наместники богов на Земле. Даже Гильгамеш и Будда были всё-таки царскими сыновьями. 
  А вот в античности ясно заметно противоречие между непосредственно наблюдаемым физическим миром и абстрактно заданным обществом. Общество - наследие старой литературы. Живость физического восприятия - это уже изобретение античности!
  И пусть идеальный, хорошо воспитанный эллин всего себя в итоге отдаёт общественному служению, но при этом он видит развитие мира, новизну ситуации, видит новые, открывающиеся только ему возможности! Поэтому, он не просто тупо исполняет раз и навсегда заданную норму заданными орудиями труда; он при этом конкретен, он видит выгодные случайности! 
 Мир движется, развивается. И эллин, даже если он на 100% верен своему полису - это движение мира вокруг себя видит!
 Его цель - не исполнение норм. Его цель - выгода общества (своего)!   
 Эллин уже не догматичен.
 Он способен нарушить норму, если это - вытекает из изменившихся обстоятельств и будет на пользу полису.         
 Радостное коллективное открытие мира - вот настроение эллинизма.
 Что-то подобное пытались построить в Советском Союзе.   
 Человеческой история начинает быть с эллинизма.


Рецензии
Много спорных замечаний, на мой взгляд) Это хорошо, и их не стоит бояться.

Все эти "царские сыновья" стали таковыми уже в мифе, как и Иешуа - "сыном Бога". Это повышение статуса, значимости героя, но не только. Понятно, что образованность тогда была преимуществом правящих сословий, но опять же не всегда. То же сословие писцов в Египте.

Вообще же считается, что осознание себя индивидуальностью, а не только частью чего-то социального, появляется у ряда представителей человечества в эпоху Ренессанса, когда на личную душу христианскую наложилось античное свободное мировоззрение.

У эллинов всё-таки господствовал Рок, решавший за людей (см. их трагедии), потому вопрос личной ответственности не волновал.

У Петрова есть любопытное исследование формирования будущей "полисной" социальной психологии через "номос" - палубу кораблей, на которых и расселялись эллины, жившие постоянно на виду, и, если им что пришлось не по вкусу, бывшие в состоянии сесть на корабль и переселиться в иное место, разбив там новое поселение. Вот она - мобильность и исток свободы!
При социализме совтипа с его пропиской и паспортным режимом подобное представить просто невозможно.

Ааабэлла   08.10.2012 22:04     Заявить о нарушении
В Рикой республике было интересное правило поведения: своими интересами жертву ради семьи, семейными- ради Рима, и именно это называлось римской доблестью.
Индивидуальность, действительно, начиналась с Возрождения, "когда помимо исполнения нормы стало возможно нечто ещё" (см. Декамерон!).
С другой стороны, морская цивилизация греков действительно воспитывала активных людей (пусть даже и активных не для себя лично?). Как пишет Панарин, жизнь пирата воспитывает в человеке предприимчивость.
Кстати, активность и эгоизм - разные вещи. СССР мечтал воспитать активность без эгоизма.
Но и средние века тоже дали что-то для психологии человека, когда заставили его задуматься о собственной греховности и переживать об этом.
О спорных местах в моём тексте:
1. Это не научное исследование, пишу, как вижу я сам.
2. Люблю спорить, так что если что можете опровергнуть логически - нападайте на меня!!!

Сергей Бурмистров   09.10.2012 03:19   Заявить о нарушении
Да уж, без эгоизма вышло нахлебничество. С полным отсутствием активной инициативы. "Оба хюже", как замечал некогда по иному поводу Отец народов.

Что же касается личного спасения, то тут для меня есть одна странность. В те же средние века (по-аглицки "Тёмные века") господствовала точка зрения, что всё Предопределено свыше и потому известно Небесам. Ещё Джордано Бруно издевался над этим в своей комедии, завуалировав Создателя под Юпитера, который с утра занят, в том числе, и тем, что считает волоски у кого-то, чтобы выпало именно столько, сколько должно. (Помните же, "ни один волос с вас не упадёт без Воли на то"?)
И даже простестантизм не избавил христианство от фатализма, хотя считается, что развил частную инициативу.
Как такое сочетается с личной ответственностью, когда всё за меня уже предопределено? В "Визите" есть и об этом.
Ислам пошёл в Предопределении даже дальше христианства, что дало основания Хайяму поиздеваться в одном из рубайи в том смысле, что как он может нарушить господнюю волю, "если грешником быть заповедал мне Бог?"

Ааабэлла   09.10.2012 17:21   Заявить о нарушении
Религия противоречива по определению. Та же самая греховность в человеке: откуда она взялась? Человека создал Бог, значит - это Его брак... За что тогда ругать людей, если сам так создал?
Шесть абсолютных признаков основных - всемогущ, всеведущ, и так далее, все не помню - каждый из них в конкретной жизни не работает.
Та же самая загадка: может ли всемогущий Бог создать такой камень, что сам потом не поднимет?
Айзек Азимов насчитал в Библии не помню точно, но кажется порядка 600 противоречий.
Так что я логикой не заморачиваюсь,
и если пишу о Богах, то чисто с психологической стороны.

О царских сыновьях. Конечно, и в древности основная тяжесть жизни ложилась на простой народ, но в литературе древних - всё сплошь высшие классы общества идут героями. "Литературы рабов не существовало". Делать им нечего было, вот и баловались идеологией.

Сергей Бурмистров   09.10.2012 20:15   Заявить о нарушении
Получается, что сначала возникла активность (греки, римляне, крестоносцы), как идеология, а потом уже были постепенно признаны права эгоизма (начиная с Возрождения). Эгоизм был мелочный, личный, без политических идей переустройства общества, эгоизм направленный на продвижение в уже известной иерархии. А уже романтики открыли настроение "Весь мир плохой, весь мир - ошибка".
И пошли отсюда глобальные революции (попытки переустроить ЧУЖУЮ жизнь)...

Сергей Бурмистров   10.10.2012 21:38   Заявить о нарушении
Забавно, но сегодня своим отзывом на мой "Визит" Вам косвенно ответила Шпигель.
Вы пишите: "Религия противоречива по определению. Та же самая греховность в человеке: откуда она взялась? Человека создал Бог, значит - это Его брак... За что тогда ругать людей, если сам так создал?"
А вот она:http://www.proza.ru/rec_author.html?aaabella

Ааабэлла   10.10.2012 22:02   Заявить о нарушении
Прочитал, немного ответил.
Считаю длинные религиозные диспуты пустой тратой времени.
Его чувствовать надо!

Сергей Бурмистров   10.10.2012 22:14   Заявить о нарушении