Основы теории виртуалов и экзистенциалов

Здесь я не хочу строго следовать понятиям и давать какие-то определения. Важна сама суть вопроса. У этих терминов есть значения, но хотелось бы поделиться собственным пониманием ситуации. Важность этого вопроса назрела в связи с культурно-историческим переломом в основах восприятия мира. Если изначально язык выступал как инструмент коммуникации, которая была необходима для выживания и передачи опыта, то к сегодняшнему дню мы видим некое вырождение и редукцию языка, что связано с упрощением самой жизни. Причина этого упрощения – развитие технологий. Если большую часть функций или труда автономно выполняют машины, то и роль коммуникации, т.е. человеческой речи ослабляется. Коммуникация приобретает форму передачи простейших электрических сигналов, команд комбинированных по принципу вкл.-выкл. Иными словами для функционирования машины достаточно два противоположных сигнала, от комбинаторики которых зависит сложность выполняемой задачи. Поскольку основой жизни становится технология, то происходит внедрение технологий в человеческую жизнь. Сначала человек творчески преобразовывал природу, изучив перед этим ее законы. Познание привело к развитию систем знаний, потом к переносу законов на искусственный субстрат (эксперимент) и созданию природных аналогов – машин. В своей основе и живая клетка, и экосистема, и машина – одно и то же. Но! Это только с позиции функционирования отдельных элементов. Отсюда и человек является машиной.
Такое понимание космоса неминуемо приводит к восприятию себя как его части. Как встроенный элемент в сложнейшем механизме, через который проходит поток вещества и энергии. И тогда сам язык становится функциональным. Теперь нет многочисленных орудий труда, не нужно детально описывать окружающий мир (точнее эту функцию на себя взяла систематика – биологическая дисциплина, задача которой обозначить все многообразие живого мира в бинарном латинском коде (К.Линней)), исчезли многочисленные божества, имена, эпосы и пр. Все это стало неким внешним, относительно всеобщей вселенской функции. Мол – старые пережитки, или – зачем все это, если можно проще – это будет «А», а это будет «В», тогда… ну и  далее…
Таким образом, от человека. Как от функции требуется результат. Относительно этого результата, человек-функция получает подкрепление – топливо (деньги, например). Отсюда современное общество – это социально-функциональная машина. Отсюда и язык становится строго функциональным, остальное – бла-бла-бла.
Какое отношение это имеет к основам теории? Дело в том, что слова стали терять, или менять, или преобразовывать свою силовую нагрузку. Возьмем абстрактный пример - слово «вода». В случае, если это слово произносится в присутствии человека испытывающего сильную жажду, у него явно будет проявляться интерес и желание. Это естественно, потому что для него вода является необходимой для выживания. Но то же слово, произнесенное в химической лаборатории, естественно будет воспринято как Н2О, т.е. два атома водорода и один кислорода. В чем тут разница. В первом случае участвует живой человек, его сущность как живое, имеющее одну единственную жизнь, существо желающее выжить и жить. Это экзистенция. Во втором случае человек живет вполне нормально, т.е. не испытывает насущных жизненных потребностей, поэтому вода является для его восприятия виртуальной. Отсюда одно и то же слово может иметь разную силовую нагрузку. Важное для жизни слово – экзистенциал, не важное – виртуал. Памятуя о вышеизложенном, можно сказать, что современный мир от древнего отличается преобладанием виртуалов над экзистенциалами. Отсюда, например, в сферах современного искусства, философии и литературы возникает образ человека как «постороннего», отброшенного за грань жизни. Это одинокий, непонятый изгой, не желающий, но вынужденный быть частью супермашины. Происходит внутренний разрыв, дисбаланс – человек живой, родившийся в данном месте и в данное время, и человек функция – то, кем он должен стать. Последний момент имеет ряд существенных следствий, связанных с долгом, обязанностями, гражданством, карьеризмом, соответствием некоему уровню. Это отдельные важные моменты. Важно также и другое. Человек как часть природы и своего культурно-этнического сообщества – не нужен. Т.е. весь тысячелетний родовой багаж, опыт и привязанности остаются не у дел, а вот роботы – нужны.
Человеческий мозг, а лучше психика – это теперь можно воспринимать как аналог системного блока. Поэтому и мировоззрение или картина мира может выглядеть как аналог операционной системы (Windows – как западное мировоззрение, Linex – как восточное, например). Далее происходит загрузка программ. Сначала сказки, потом примитивные формы виртуализации (чтение, счет, игры и пр.), потом науки и высшее, если требуется. Но если религиозно-мифологический слой дается раньше в сказках (предания, эпос, миф) и имеет многовековую нагрузку, то современная картина мира (квантовая теория и пр.) – в последних классах и ВУЗе. Отсюда последние загруженные программы более виртуализированны, чем ранние. Хотя попробуйте убедить любого грамотного человека, что сказка про репку реальнее, истиннее, чем корпускулярно-волновой дуализм. В первой заложены базовые и всеобщие паттерны человеческого общежития, во втором случае – двусмысленность и неопределенность (кстати, заметьте – как широко приходится пользоваться виртуалами для объяснения самых очевидных, т.е. экзистенциальных основ).
В заключение хочется остановиться на базовых экзистенциалах. Я называю их базовыми, потому что они не связаны с подвижными, т.е. теми, которые могут в одних случаях быть экзистенциалами, а в других – виртуалами (пример с водой). В каком бы физиологическом и психологическом состоянии не был человек (хотя о психологии вопрос не однозначный) для его персональной жизни есть всегда очень важные категории. Даже отвергая их, он (если не сойдет с ума или внезапно не погибнет) неизбежно вынужден обращаться или приходить к ним рано или поздно. Это жизнь, смерть, вера, надежда, любовь, добро, зло, счастье, человек, земля, судьба, Бог.


Рецензии
Рад что ты размышляешь над такими вопросами! Редкий тут на сайте человек даст пищи поразмышлять и мне.
Слова, по твоим словам, действительно стали "менять свою смысловую нагрузку". Думаю повторяется сюжет драмы со строительством вавилонской башни, где было разделение единого языка на многие разные. Современная драма это разделение-умножение смыслов в пределах уже разных языков, переход к МНОГОМЕРНОСТИ языка. Читал что в древности язык был очень простой. До сих пор в некоторых диких племенах сохранился такой, где одним словом обозначаются противоположные значения и свойства предметов и явлений, главное в подаче-передаче слова. Тут даже можно помыслить возникновение письменности не как "возникновение нового средства коммуникации", с задачей "сохранения устных преданий" и прочих "памятников культуры", а всего лишь навсего ОБЪЕКТИВАЦИЮ СМЫСЛА, приведение к некоему единому смыслу в возникшей тенденции расползания языка .
Письменность, многомерность языка тут не развлечение певцам и поэтам, а некое проклятие скрывающее-открывающее бездну непонимания между людьми. И систематика, компьютер и тд, попытка снова редуцировать язык до простейших значений слов, обозначений предметов, явлений и тп. Упрощённо это выглядит так, - когда болтовня в известных случаях не даёт чёткого определения то тогда просто произносят фразу, спрашивают: Ты меня уважаешь?!
С уважением, Эдуард Ф.

Понравилась и твоя миниатюра " Северный дух". Жаль что у меня голова не поэтическая, а написать "Южный дух" в стиле Гумилёва с его "пассионарностями" будет однозначно серо. Ты же - молодец!

Эдуард Фетисов   30.09.2012 23:44     Заявить о нарушении
Спасибо! Северный дух переписывать надо - мне не нравится - надо причесать. Я опять тороплюсь. Бывает зафиксируешь на блокноте идею, завтра и не помнишь - о чем это. но фигле я все на сайт выкладываю? А потому что, потом не буду редактировать - настроение не то и восприятие не то, перегорело.
Написав эти "основы теории" я понял, что теория - это просто удобная матрица для восприятия того или иного. Никогда теория не может быть однозначной. С другой стороны, чем больше теорий, тем шире способы восприятия. Мир можно видеть так, и так и эдак. Отсюда свобода духа.
Спасибо! Медленно, но верно ознакомляюсь и с твоим творчеством.

Павел Гурачов   01.10.2012 01:14   Заявить о нарушении
Про Кастанеду, кстати, забыл. Я ни в коем случае не имею в виду смысл и содержание его текстов. А вот то, что это шедевр мировой литературы - я абсолютно уверен. Научно-лаконичный язык и в то же время ощущение чего-то так давно желаемого и потерянного. Суметь создать такой текст, когда уверен на 100% в реальности происходящего, а с другой на 100%, что этого не может быть - это действительно гениально! Есть такое... атмосфера..., вот атмосфера чего-то истинного в его текстах есть.

Павел Гурачов   01.10.2012 23:11   Заявить о нарушении
Согласен дружище. Я был очарован Кастанедой пока его читал. Такая литература с претензией на бытовую, популярную метафизику не могла не появиться - она полезна, нужна, косвенно расширяет сознание. Но показалось странным что у последователей, коих я встречал, не шло дело дальше болтовни. Даже стал думать что и похождения самого Дона Хуана родились всего лишь из такой же болтовни на прокуренном диване.
Так, иду читать твоё пр-е.

Эдуард Фетисов   01.10.2012 23:24   Заявить о нарушении
Даже если так, какакя разница? Попробуй напиши, чтобы это стало реальностью для миллионов!

Павел Гурачов   01.10.2012 23:45   Заявить о нарушении