Про кукол

             Написать о куклах меня сподвигнул рассказ Галины Заславской «Кукла». Зацепило, как говорят на Проза.ру.

   В детстве мою первую куклу звали Анечкой. Мне уже давно за…ах, да, склероз, понимаете ли, - совсем забыла, что у женщин не принято называть возраст. Ну, вот видите – вроде бы уже и не девочка, а куклу мою помню. Была она большой, тряпичной, с головкой из папье-маше, с «настоящими» волосами, с милой детской улыбкой. Ну, просто подружку подарила мне судьба. Как не хватает мне тебя сейчас! Не знаю уж почему, но стала часто вспоминать свою куклу  и жалеть, что нет ее рядом! Наверное, это тоже симптом старости. Ах, нет, нет, -  только не это! Ну а что? - второе детство что ли?! – Да нет же и нет! Пусть это будет ностальгия. По беспечному детству.
    …И еще одна кукла запомнилась мне из моего детства – Ирочка. Кукла сталинских времен. Причем немецкая.Серьезная, из папье-маше сделанная, но с фарфоровой головкой, украшенной  приоткрытым ротиком и фарфоровыми зубками, с голубыми яркими глазами. Правда волосики у Ирочки тоже были не «настоящие», а фарфоровые. Но все равно это была очень правильная кукла. И нарядов у нее было побольше, чем у Анечки, и глазки она закрывала. Мало того. Она еще и «мама» говорила, правда почему-то для этого ее надо было слегка перевернуть. Впрочем, вот уж «мамами» нынче никого не удивишь!
      Всем была хороша Ирочка, но… нет никого милее моей Анечки.
      Вот кого мне сегодня жалко - так это мою внучку! Вряд ли она вспомнит какую-нибудь там сто первую барби – вульгарную сисястую пластиковую дуру без ума и души, кое-как пошло сляпанную неизвестно где и неизвестно с какой целью. Утешает то, что барбинский период закончился для моей внучки довольно быстро. Впрочем, сегодняшних  девочек куклы почему-то мало интересуют. Наверное, не выдержали куклы конкуренции с компьютерным вариантом.
       Куклы всегда отражают ту эпоху, к которой они принадлежат, а значит эпоху и время нашего детства. Рассматривая их можно многое узнать не только о вкусах, быте и других интереснейших  вещах, но и мысленно вернуться туда, куда по-настоящему вернуться уже невозможно.
       Ностальгия привела меня в наш, Петербургский, музей кукол. Наверное,  подсознательно мне хотелось найти там мою Анечку. Не получилось. Ушла оттуда  с мистически тяжелым чувством  – уж больно живыми были экспонаты. Сделаны мастерски! Но попробуйте когда-нибудь посидеть в зале такого музея, когда на тебя смотрят сотни «почти живых» кукол. Этак можно и с ума сойти! Уж куда я – не из нервных, и то…
       … В магазин игрушек на Петроградской стороне я забрела случайно. Увидела в витрине очень красивых кукол. Это были куклы разного возраста – от младенцев до подростков хулиганистого вида, что вовсе не шокировало, а скорее наоборот, - радовало и вызывало улыбку.  Полный восторг! И были там очень благопристойные девушки в старинных нарядных платьях. И так тепло на душе стало…Но..(Ох уж это «но»!). Как на цены глянула – дух захватило!
       Хорошо, что есть на свете богатые люди,  чьи дети не будут расти в компании безвкусных  барбидур.
      И все-таки! Есть еще одно проклятое «Но». Играть в такие игрушки просто-напросто жалко. Думаю, что любая мамочка будет сильно переживать, если, - не дай бог, - что-то случится с такой красавицей-куклой. Вдруг платьице порвется, или туфелька с «бриллиантом» потеряется, а то  и еще хуже, если вдруг кукла говорить, или ходить  перестанет…
      И где эта золотая середина? – чтобы и красиво было, и одушевленно и играть можно было бы по-настоящему.
      Я знаю где! – В любви к маленьким человечкам, которых мы зовем просто – дети. Наши дети.

      На антресолях бережно хранятся куклы моей дочери. И ее игрушки – милые мелочи. Зачем? – Для моих правнуков! Смеетесь!? – Да и ладно! А вдруг трудные времена станут еще труднее. Не для всех, конечно, но… Кто будет думать сегодня о нашем завтра? – Бабушки, конечно… А кто будет рассказывать «Преданья старины глубокой»? – Они же!
      Так-то!..


Рецензии
Очень грустно. Я помню голышков нашего детства, простых кукол с глиняными головами, но мы их любили. Сейчас обилие игрушек: растлевающие барбидуры, роботы-уроды, но всё это бездушное, что не греет сердце ребёнка, а делает его собственником какой-то крутой игрушки...

Людмила Ренжина   31.05.2013 21:17     Заявить о нарушении
Голышки у нас назывались пупсиками. Мы шили им одежду...

Виолетта Федотова   02.06.2013 22:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.