Маленький провинциальный оркестр Аврора

На улицах уже несколько дней стояла сырая осенняя погода, и холодные дожди с северным пронизывающим ветром стали уже почти бедствием для местных жителей. Эта погода была отвратительна настолько, что люди старались показываться на улицах как можно меньше, так как очень боялись простудиться. Да и сама по себе обстановка на улице создавала у жителей города N, ежедневно спешащих на работу, довольно мрачное настроение.

«Маленький провинциальный оркестр «Аврора»… 18 октября в клубе «Старая мельница». Вход бесплатно.» - гласила мокрая полусорванная афиша на столбе.

Кто-то проходил мимо афиши, совершенно не глядя в её сторону, кто-то с недоверием смотрел, и, ухмыльнувшись, шёл дальше.

 - Фи! «Старая мельница» - сброд плебеев и пьяниц! - воскликнула одна прилично одетая дама, явно состоятельная, обращаясь к незнакомому прохожему, - Я бы в жизни не стала посещать такие места, чтобы слушать оркестр, сидя рядом с отдыхающей прислугой, пусть даже музыканты так совершенны в своей игре!

- Почему вы так говорите? Музыка не знает сословий и статуса, она одинакова для всех, - спокойно произнёс пожилой седовласый мужчина, ответив на высказывание богатой дамы, - Музыка - это великое искусство и в ней заключена гармония всего мира.

- Всё-то вы умно говорите, но уж очень я сомневаюсь, что прилично играющие музыканты могут выступать в таком неприличном обществе, - фыркнула Дама, поправляя маленькую шляпку, и отправилась к своему сияющему автомобилю, где её, конечно же, ожидал личный водитель.

Богатая Дама не знала, что эта неосторожно оброненная фраза была адресована самому дирижёру этого маленького провинциального оркестра «Аврора», французу месье Леру. Из-за отсутствия акцента в речи прохожего, она даже и не могла принять его за иностранца. Месье Леру был немного расстроен словами Дамы, но очень надеялся, что подобное мнение принадлежит лишь меньшинству жителей города N.

Он очень беспокоился. Его оркестру было чуть меньше года, поэтому «Аврора» пока ещё была знаменита лишь в узких кругах. Состав «Авроры» был интернационален: два француза (в том числе, месье Леру), два итальянца, один русский и три американца. Но, не смотря на это, все они понимали друг друга почти без слов, ведь их языком была музыка, которая действительно объединяла сословия и народы. У оркестра пока не было возможности выступать в больших зрительных залах или «серьёзных» заведениях, но с чего-то надо было начинать. Как говорил дирижёр, «нам поможет простой народ».

В течение нескольких дней и недель шли репетиции, прежде чем с этим концертом «Аврора» выступила в «Старой мельнице».

День 18 октября на удивление и на радость всем выдался тёплым и солнечным, дождя уже не было, а лужи на улице за полдня почти полностью высохли. Месье Леру был тоже очень рад этому, предполагая, что благодаря хорошей погоде на концерт придёт больше людей.

Вечером в «Старой мельнице» оркестр собрался в полном составе, и с минуты на минуту должно было начаться выступление. Музыканты наготове сидели за опущенным занавесом и ждали начала.

- Почему там такая тишина?» - обратился дирижёр к только что зашедшему за кулисы хозяину клуба.

- Я вынужден вас огорчить, - вздохнув, ответил хозяин, - не знаю, есть ли смысл выступать перед тремя человеками, которые сейчас там сидят. Больше никто не пришёл.
Сначала месье Леру сильно переменился в лице, а музыканты впали в отчаяние, начали вставать со своих мест с намерением сложить инструменты обратно в чехлы. Но дирижёр остановил их и попросил снова занять свои места. Он молчал и думал.

- Давайте лучше я угощу вас вином, - предложил хозяин.

- Нет, спасибо, не стоит… Мы будем выступать, - обратился Леру уже к музыкантам, - Пусть сюда пришли три человека, но они пришли для того, чтобы услышать, как мы играем. Они хотят этого. Так давайте дадим им возможность насладиться музыкой!

И занавес был поднят.

Дирижёр сначала посмотрел внимательно на зрителей. Это была совсем скромная публика: бедно одетая женщина с сыном-подростком, которого она крепко держала за руку, и неподалёку от них сидящий мужчина в залатанной в нескольких местах куртке, возможно отец мальчика и муж той женщины.

Месье Леру внимательно смотрел на зрителей, а они смотрели так же внимательно на него и ждали. После непродолжительной паузы он повернулся к ним спиной и взмахнул своей волшебной палочкой… И полилась музыка, настолько чистая и прекрасная, что при звуках её замирали сердца и, казалось, что ничего в жизни больше не нужно, только бы эта мелодия звучала вечно. Мальчик-подросток замер, слушая выступление оркестра, его мать ещё сильнее сжала ему руку и плакала от светлой волны, тронувшей её душу. Даже мужчина, подняв глаза вверх, вытер покатившуюся по щеке слезу. Наверное, даже ангелы на небесах трогательно плакали, пока звучала чудесная музыка.

После выступления женщина подбежала к дирижёру и вложила ему в руки свёрток:

- Пирожки возьмите домашние! Я сама пекла! Угостите музыкантов!

- Не нужно, спасибо! Для нас самая большая награда – это ваша радость. Лучше накормите пирожками свою семью, - улыбаясь, ответил месье Леру.

Женщина смущённо поблагодарила дирижёра и музыкантов и приняла свёрток обратно.

Выступление маленького провинциального оркестра «Аврора» в «Старой мельнице» закончилось. Получив чисто символическую плату, хозяин клуба тепло попрощался с участниками оркестра. Он чувствовал себя немного виноватым.

Прошло три года. За время выступлений на улицах и в маленьких клубах, провинциальный оркестр «Аврора» прославился и немного увеличился в составе. Теперь в каждом городе страны знали имена талантливых музыкантов из «Авроры».

Однажды они снова приехали с концертом в город N. Их мечта сбылась. Оркестр «Аврора» выступал на большой сцене с большим зрительным залом. Теперь сюда пришли не три человека, а собрались почти все жители города, начиная с мальчишек в выцветшей поношенной одежде, заканчивая местной элитой.

«Да! Да! Эти музыканты просто чудесны! О них говорит вся Европа», - шушукалась с кем-то Богатая Дама. Но тут поднялся занавес.

- Друзья! – обратился дирижёр к зрителям, - Три года назад мы выступали в вашем городе в клубе «Старая мельница»! – по залу прошёл удивлённый вздох, а Богатая Дама смутилась, - В тот день туда пришли только три человека, я очень благодарен им, и, если они сидят в этом зале, мне приятно особенно. Но сегодня здесь собралось множество людей разных профессий и разных сословий. Но музыка едина что для королей, что для бродяг. Так давайте наслаждаться ею вместе независимо от статуса!

И зазвучали скрипки, флейты, загудел контрабас, заиграли другие инструменты… Люди и наполняющая зал музыка стали единым целым. Сердца трепетали, на глазах наворачивались слёзы, души наполнялись радостью. Над миром кружила музыка – великая, всеобъединяющая, крепкая и безграничная как сама Вселенная…

27 декабря 2009 г.


Рецензии