Почему никто не пишет рецензии на Проза. ру

Почему никто не пишет рецензии на Проза.ру
--------------------------------------------------------

Заглавие моего сочинения всем клиентам сервера Проза.ру покажется нелепым и странным. Ну, как же так? На какую страничку ни зайди, везде открытая взору статистика написанных рецензий. Да, граждане писатели, всё правильно, строгая статистика учёта есть. Но, не всё, что правильно, есть справедливо.

Я сравнительно недавно открыл авторскую страничку на Проза.ру (два месяца с небольшим). Но до этого несколько лет посещал сервер, читал разных авторов, читал отзывы и комментарии (которые называют рецензиями). Конечно же, я посетил небольшой процент авторских страниц, всё-таки на 30 сентября 2012 г. их почти 150 тысяч. И число произведений приближается к 3-ём миллионам. Тем не менее, числа моих посещений и прочтений вполне достаточно, чтобы сделать определённые выводы.

На сервере Проза.ру есть долгожители авторских страничек, на которых указанное количество сделанных автором рецензий может превышать 5 тысяч. Это статистика.

А сейчас немного простой арифметики.
Возьмём удобоваримое число статистических рецензий — 3 тысячи.
По моим категоричным утверждениям (на базе почти сорокалетнего опыта), чтобы написать одну «вордовскую» страничку текста истинной, настоящей рецензии на среднее по объёму произведение, понадобится 2-3 часа кипучего времени. При этом я не учитываю времени на прочтение анализируемого произведения, которое нужно не просто пробежать глазами по диагонали, но и оценить стиль, грамотность, плюсы-минусы сюжета, его художественные огрехи и прочее. Рецензия — это всегда анализ, где рецензент показывает вдумчивое проникновение в чужой авторский текст, желая либо помочь молодому автору увидеть свои ошибки, просчёты, недочёты, либо просто: указать автору, что он ошибся в самооценке своих писательских способностей, и занят не тем делом. Конечно же, крыть матом неудачного автора нельзя, — не педагогично, аморально, чревато судом, — но всегда можно подобрать обтекаемую, дипломатичную отповедь. И неудачному автору будет приятно (как нежно его обрили), и рецензенту будет хороший литературный тренинг.

Продолжаем простую арифметику.
Чтобы написать 3 тысячи настоящих рецензий (то есть, три тысячи страниц текста), понадобится 6-9 тысяч часов. В среднем это составит 290 дней. А если учесть и время на прочтение анализируемых произведений, то более года (иногда два) понадобится потратить на окончательное написание 3-х тысяч рецензий. Но... За год-два можно написать и издать хороший роман. А если он будет содержать 3 тысячи страниц текста (согласно нашему арифметическому условию), то это будет очень хороший роман (по объёму).

Любой писатель-рецензент стоит перед выбором: потратить значительное время на вдумчивую, серьёзную резензию или пару минут на формальную отписку?
Разумеется, выбор за рецензентом, и нам не дано знать, какой окончательный выбор он сделает. Но, факт остаётся фактом. На Проза.ру нет истинных рецензий, соответствующих её литературному статусу. Есть несколько причин для такого бедствия. Главная причина: жалко дорогостоящего времени.

У меня тоже нет лишнего времени, чтобы потратить его на поиски классических примеров рецензий (как, например, писал Белинский на произведения писателей-современников), поэтому я иду самым экономичным путём. Беру то, что под боком: рецензию на своё произведение. История рецензии проста.

Как-то я попросил своего друга написать на любые два моих рассказа рецензии (как ему Муза нашепчет). Но на всякий случай дал несколько рецензионных установок. Он впал в тоскливое состояние, сказал, что на две рецензии у него уйдёт две недели. И перепоручил это грязное дело своей дочери, филологу. Я согласился. И она написала — две. Это одна из двух рецензий, положительная, трогаящая душу, и, что очень важно, она мне нравится. В конце концов, должен же я получать от своих сочинений хоть какую-нибудь приятность. А приятного в повседневной литературной работе так мало. Ну, а все разгромные, негативные рецензии я складывал и складываю в папку «Чёрные мотивы». Хотя, они тоже мне во многом помогли и помогают.

Пример хорошей, дружественной рецензии
Ольга К. Филолог.
Рецензия на «Сказ о Шубине», автор сказа Владимир Сандовский

Говорят, все литературные жанры хороши, если автор подарил своему творению частицу своей души. Это можно сказать и о произведении Владимира Сандовского «Сказ о Шубине». Сказ читается на одном дыхании. Здесь подкупает все: и размеренный ритм повествования, как в сказаниях прошлых веков, и лирическая подача, и умелое использование элементов фольклора.
Колоритные фигуры Игната Шубина, Хозяина Горного, шахтного подрядчика Соломы выписаны настолько точно, что ясно представляешь и эпоху, и условия жизни шахтеров, и трагическую гибель на шахтных разработках родных людей. А пословица: «Уголь рубаем, а счастья не знаем» — стала, пожалуй, нечаянным достоянием всех горняков Донецкого края.

Сравнения, эпитеты, метафоры стали прекрасным дополнением к «Сказу о Шубине»:
«Горняки — народ разгульный, с Богом на ты».
«А хочешь при целой голове остаться, так уж старайся с умом не расстаться».
«Лицом стар, но не старец. Глаза — словно угли теплятся, — ворохни и вспыхнут».

С нескрываемым уважением автор говорит о нелегком шахтерском труде и «черном золоте», ради которого горняки каждый день рискуют своими жизнями: «Антрацит…будто масляный, блестит-сияет, как черные глаза казачки».
Жадного подрядчика Солому автор сказа морально оценивает одной фразой: «Деньги в одну сторону текут, совесть — в другую».
Безупречна логика построения «Сказа». Автор показал себя также умелым мастером диалогов. Например:
— Ты, Христинка, на чертёнка похожа.
— Сам-то на кого? Только рога приставить, да горячи угли вставить.
Подкупает еще и то, что «Сказ о Шубине» привязан к хорошо известным в Донбассе местам: Северский Донец, село Грушевка. Кажется, что только вчера происходили события, где добывали уголек и Игнат Шубин, и его возлюбленная Христина, погибшая под завалом в шахте. Да и Горный Хозяин, похоже, еще и сегодня предупреждает шахтеров об опасности.

Уверена, что и сегодня «Сказ о Шубине» востребован как старый, но не стареющий сказ об опасном, тяжелом, с долей драматичной романтики, труде горнорабочих угольных шахт и их постоянном спутнике — Шубине.

****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****   ****

Как видите, рецензия производит приятное впечатление. Лично мне хочется читать и читать. Жалко, коротковата. А время, потраченное на её написание (с учётом прочтения сказа), — несколько часов. Причём, писала филолог, хорошо знающая литературу и наш родной, русский язык.
 
Какие же «неправильные» рецензии пишут авторы на Проза.ру?
У каждого владельца странички есть свои примеры. Я приведу из своих наблюдений, интегрально-усредненные. Привожу.

«Потрясный роман, Ваня! Я вся в нервном возбуждении. Заходи на мою страничку, получишь адекватную возбудимость. Маня»
 
«Не ну чё... Я ничего не понял... Ты вот чё... заходи по этим ссылкам, там всё как надо... поймёшь, как и чё...»

«Очень увлекательно! Я впала в детство. Обязательно напишите что-нибудь для взрослых...»

«Туманно, загадочно, непредсказуемо... А вообще о чём и для кого вы это написали?»

«Отлично, классно, здорово... особенно в десятой главе. Жду продолжения...»

Как видите, читать примеры таких рецензий увлекательно, зажигательно, но, — малосодержательно. А в литературе, как нигде, ценится содержание.


Резюмирующие выводы, касаемо наличия многотысячных рецензий
На Проза.ру вместо рецензий авторы пишут друг другу только краткие отзывы и комментарии. Причины:
- писать настоящие рецензии экономически не выгодно;
- написать тысячи рецензий физически невозможно;
- многие не знают, как правильно писать рецензию (но, когда они постигнут тайны  её написания, вступают в силу первые два правила).

Как же быть с написанием рецензий, дорогие авторы?
А никак. Пишите, как писали раньше.

В. Сандовский, 30 сентября 2012 г.
---------------------------------------------------------


Рецензии
Рецензию хотите? ХА! А давайте подумаем над тем, что же по сути является рецензией. Похвала? Признание, что вы талантливы? Что для прочитавшего ваше произведение выше многих? Или слова напоминающие слова - Кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку? Люди отделываются общими словами часто потому как писать, что они думают по сути - обида автору, да и порой слов обосновать своё мнение у некоторых просто нет. Не умеют, мал словарный запас, собственное Эго велико. Ну как он-она может быть талантливее? И потому молчат. И самое главное! - Люди даже что-то тут пишущие они по сути просто АВТОРЫ, но никак не читатели. Между этими двумя словами громадная пропасть. Читатель выбрав название читает и оценивает сюжет. Интересно ли ему? Сопоставляет себя и ГГ. А вот автор, этот пробегает взглядом по диагонали, выискивая сюжетные линии, факты, происшествия, примеряясь нельзя ли включить нечто подобное у себя. И потому не останавливается, одно произведение открыто, сразу второе, пятое, десятое. Написать ответ? Помилуйте, так можно сразу выставить себя кое-какером ничего несущими фразами. Остаётся что? А пригласить к себе, мол я у тебя был, зайди и ты ко мне и в ответ тоже отпишись! Именно потому я не жду рецензий, за много лет творчества их у меня мало. Да и ладно.

Чиполино Новый Пк   31.12.2023 19:56     Заявить о нарушении
Уже не удивляет, если вместо рецензии поступает предложение прозо-юзера с непомерно раздутой гордыней прочесть его личный ТЕКСТ: дескать, он-то всё равно лучше…

Мара Рушева   31.12.2023 18:57   Заявить о нарушении
"Написать рецензию" - это только опция на страничке автора. И кто сказал, что она обязательна к применению?

Можно ещё понять начинающего автора - ему очень хочется, чтобы его похвалили, подсластили его амбиции.

Труднее воспринимаются те, у кого этих рецензий уже тысячи, а они никак не могут угомониться, с утра до вечера и ночи напролёт рыщут по страницам (ничего не читая, конечно) в поисках и чуть ли не требованием рецензий. Это уже, наверное, расстройство личности.

Есть и такие, которые не нуждаются в реакции на своё прои, они просто стенографируют состояние своей души - иногда такие бывают очень интересными личностями. Они не ходят по чужим страничкам и даже не отвечают.

А в общем, большинство авторов пишут отзывы (не рецензии) просто для общения, ищут, так сказать, созвучные души.

И, наверное, даже нет смысла рассуждать на эту тему. Почему? Да потому даже на самое талантливое произведение приходит забвение после того, как автор покидает этот мир. Увы.

Януш Левандовский   08.01.2024 11:20   Заявить о нарушении
На последний абзац о забвении после ухода из этого мира катится слеза… Poor Pushkin, не говоря уж о всей колоде of рооr античных философах…

Мара Рушева   08.01.2024 18:01   Заявить о нарушении
sorry, расстроилась: античных философов...

Мара Рушева   08.01.2024 18:03   Заявить о нарушении
Они просто были первыми, поэтому и остались в истории, как старинная мебель, которую надо беречь.

Но если бы на Прозе-Стихах появился поэт, равен по таланту Пушкину, то участь его осталась бы незавидной.

Мне доводилось здесь читать и прозу, и поэзию, которые меня потрясали. Причём, не только меня, но и каждого, кто заходил туда. И что?

Им "светит тьма" итога творческой жизни: оказался или оказалась: ни читателем, ни писателем, ни богу свечка, ни чёрту кочерга.

Януш Левандовский   09.01.2024 08:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.