Глава - 1. Начало ХХ века

            Теперь нужно разобрать практический ход новейшей истории, хотя бы её основные вехи.

            Когда в основных странах Европы начал явно проявлять себя период накапливания отрицательностей от несоответствия частнособственнических производственных отношений общественному характеру производительных сил (то есть приблизительно время XIX-го века), начал складываться и антикапиталистический субъективный фактор.
      
     Но характерным для этого времени было то, что период уже начавших накапливаться капиталистических отрицательностей совмещался с незавершённостью или с неполной завершённостью освобождения капиталистической фазы от остатков предыдущей, феодальной, фазы. Вследствие этого на активность антикапиталистическую, пролетарскую, накладывалась активность общедемократическая. Разумеется, это облегчало дело образования субъективного фактора, но одновременно засоряло его революционными мелкобуржуазными демократами.
      
     Степень этого явления была различной в разных странах. В Англии, где победа буржуазии прошла давно и достаточно полно, этого практически не было. Во Франции победа буржуазии уже произошла, но не полно. В Германии необходимая победа буржуазии еще назревала. В России же антифеодальная, общедемократическая проблема актуальнейше стояла во всей своей остроте.
      
     Благодаря этой дополнительной общедемократической активизации в обществе возникала более высокая отзывчивость на создание революционного субъективного фактора. Не является поэтому случайным, что в Англии его создание шло медленно и трудно, во Франции -  лучше,в Германии - еще лучше, но лучше всего - в России.

            
            Революционный субъективный фактор, создаваемый в условиях повышенной общедемократической активности, не может быть вполне социалистическим. Участниками его создания, и даже частью - его вождями, неизбежно оказываются и выходцы из низших буржуазно-демократических слоев или же люди, находящиеся под их влиянием. Какие-то, самые лучшие из них, может быть, и могут переплавить свою идеологию и встать на верные позиции пролетарской революционной теории. Но прочие будут сохранять ту или иную степень двойственности и испытывать внутренние колебания. По мере того, как задача буржуазно-демократической борьбы исчерпывается, или по мере того, как общество всё плотнее подходит непосредственно к задаче социалистической революции, требующей отмежевать пролетарскую линию от буржуазных примесей, колебания превращаются в предательство.
       
     И вот хотя на этом этапе и был создан большой и довольно сильный социалистический по внешности субъективный фактор, но когда в начале XX-го века возникла значительная активизирующая ситуация международного масштаба, немалая часть вождей проявила оппортунистическое предательство и ситуация (за исключением России) не была использована.
       
     Подлинные пролетарские революционеры неожиданно для себя оказались внутри оппортунистических партий, не имея ни своей отдельной организации, ни отдельного влияния на массы. В результате революционный пролетариат временно остался без надлежащего центра, в движении произошёл раскол. Оппортунистические предатели стали использовать потенциал организации для распространения своих взглядов и сбивания движения на реформистский путь, более того - прямо сотрудничали с буржуазией против революционного движения.
         
           (Мне подсказывают, что правильней считать причиной предательства вождей II-го Интернационала разлагающее влияние наступившего империализма.
     Нет, считать империалистический фактор единственной или основной причиной было бы неправильно. Империалистическое влияние не может переделывать классовую природу, не может пролетарское сделать буржуазным, оно лишь может значительно усилить то буржуазное, что уже имеется в тех или иных слоях общества. Поэтому, несмотря на бесспорное присутствие и империалистического фактора, всё же надо помнить, что этот фактор не сделал организацию неоднородной, а лёг на уже имевшуюся её идеологическую неоднородность, порождённую особеностями её предыдущего развития.)

            Как видим, такое оппортунистическое предательство и организационный откат были на этом этапе исторически неизбежны, и миновать их было нельзя. Из-за отсутствия исторического опыта и, как следствие, - неполной разработки теории, это явление не могло ещё быть предвидено заранее и достаточным образом предотвращено.
               
     Вообще говоря, всякое историческое движение, осуществляемое субъективными действиями людей, не может идти без периодических временных откатов.
         
     Для движения без откатов и временных поражений было бы необходимо полное совпадение субъективных действий с объективными запросами процесса, другими словами - полное знание людей об осуществляемом ими объективном процессе. Но различные, очень существенные, закономерности процесса раскрываются лишь по мере его развёртывания. Это можно сравнить с тем, как если бы мы стояли перед старым телеграфным аппаратом и читали текст на постепенно выходящей из него длинной ленте. Полностью понять смысл сложного текста можно только после прочтения всей ленты целиком, но лента выходит не сразу вся, а постепенно.
         
     Разворачивающийся объективный процесс, таким образом, неизбежно время от времени преподносит неожиданности, к которым на основе лишь предыдущего опыта и предыдущей теории люди быть готовыми не могут. Именно из-за неготовности людей к таким новым для них поворотам ещё идущего, ещё не завершившегося объективного процесса и происходят неминуемые временные откаты.
         
     Древняя китайская мудрость говорит так: "Сущность каждого явления написана на его темени." То есть для того, чтобы узнать эту сущность, надо посмотреть на явление сверху, следовательно, - перерасти его. Пока объективный процесс не завершён, мы можем познавать его лишь порциями, причем каждая новая порция опыта заставляет в какой-то степени подправлять всю предыдущую теорию. Так развивается любая наука, и марксизм здесь не может быть исключением.
         
     Но, следовательно, в этих откатах назад заключается огромная историческая польза, - да, польза! - приобретаются опыт и знания, необходимые для правильного движения дальше. То есть продвижение вперёд идёт не ВОПРЕКИ периодическим откатам, как часто думают, а как раз наоборот - за счёт этих откатов, БЛАГОДАРЯ этим откатам.

             (Как нелепы те "теоретики", которые лишь плачут о происшедшем в нашей стране откате, видя в нём только трагедию, и заученно, в абсолютной неизмености, повторяют прежние, дооткатные, постулаты, как если бы откат был простой несущественной случайностью, а не закономерным результатом предыдущего непонимания какой-то существенной стороны в объективном процессе нашей революции.
     Многие не понимают, какую величайшую пользу для человечества, - именно так! - принёс откат в позднем СССР. Будущие историки только так и будут его расценивать. При правильном познании причин происшедшего мы увидим объективный процесс нашей революции с такой новой для нас стороны, откроем такие новые глубины теории, которые колоссально обогатят наше знание о сущности процесса, - и только таким образом мы получим основу для дальнейшего движения вперёд.)

(mvm88mvm@mail.ru)


Рецензии