Мифологемы - как живая память предков

1. Определения
В большом толковом словаре русского языка (БТС) читаем:
МИФ – (от греческого – сказание, предание). 1. Древнее народное сказание о богах и божественных героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле.   2. Вымысел, измышление; ложь.
Итак, двойственность понимания слова отражает общечеловеческое СОМНЕНИЕ в фундаментальных вопросах! Это не ново! Пока мы от этого не избавились!
Ладно. Другое родственное слово, связанное со словом МИФ:

МИФОЛОГЕМА. Сходная, повторяющаяся тема в мифах разных народов.
Здесь уже чувствуется позитивное отношение к понятию. Постараемся и мы относиться к мифам должным образом: вдумчиво, с уважением.

И, наконец, давайте уточним: Память – это не только трудно осязаемая суть, живущая в нас. Это и указатель первостепенных Дел и Обязанностей.

2. Погружение в память.
Понимая геном человека как книгу, почему бы не предположить, что в его нерасшифрованной (на сегодня БОЛЬШЕЙ части этой книги) заложены трудно описываемые формальным языком наши качества-возможности? Скажем, способность к предчувствию, к связи с чем-то «запредельным». Ведь даже математика вынуждена использовать понятие мнимой составляющей числа.
Во всяком случае, не исключено, что в нас заложена неким образом и способность к связи с миром духовным, присутствующая у наших предков с их ОБОСТРЁННЫМ ЧУВСТВЕННЫМ НАЧАЛОМ более явственно. Которое сегодня мы насильно угнетаем, создавая «режим наибольшего благоприятствования» рациональному способу познания.

Да, в мире рациональном, вещественном – тело человека хрупко и уязвимо. Это заметно даже при его болезни. Тем более, мы замираем, видя тело умершее.
Но как оно великолепно у бодрого человека, наполненного волей к борьбе, к исследованию, тягой к прекрасному, желанием реализовать мечту! Чем же отличается тело в этих двух состояниях?

3. Постоянное ЧУДО.
К постоянному чуду мы привыкаем, как к данности, несмотря на то, что даже намёков на жизнь, подобную земной, в других уголках вселенной не обнаруживаем.
ЖИЗНЬ, ДУХ…
Тело тленно. Его смерть – возвращение в прах земной. Но куда уходит Жизнь, с её волей, мыслями, чувством, желаниями, мечтами?! Неужели мы так легко, походя, захоронили это обыкновенное ЧУДО в той же могиле с телом?

Действительно, никто реально не ощущал смерть мыслей и чувств, то есть ДУХА, жившего в умершем теле. А миф предков говорит о том, что умерший, «отдавая Богу душу», «испустил дух», теряя его связь с земным телом. Но дух остался нетленен, а смерть тела знаменует, будто бы, обретение этим духом крыльев, сложенных в реальной жизни «в личине» тела. Значит, смерть - часть общего процесса жизни, означающая переход, МЕТАМОРФОЗ духовной составляющей личности в состояние, неведомое для реального понимания живущих. Как неведомы для гусеницы чувства порхающей с цветка на цветок бабочки!!
Таков миф. В виде знания-предчувствия мы извлекаем его из памяти наших предков. Но, может быть, память предков имеет и реальные составляющие?

4. Реальные составляющие памяти предков.
Одна из них – язык народа, его отношение к жизни и способ чувствований! Только что, например, мы употребили выражение «испустил дух». Нам понятны слова «душа», «совесть», «страх», «мольба», «вера», «блаженство», «Бог»...
Вторая составляющая – напечатанная на всех (или почти всех) языках мира – Библия (Книга Книг). Её первая часть - Ветхий Завет - чтится священной книгой и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. Значит, его мифы перерастают в мифологемы.

5. Чудо древнего опыта письменного Слова
Невозможно представить, чтобы основополагающий «фундамент» Библии, повествующий о начале всех начал жизни на Земле и во всём мироздании – был неискренним, и оторванным от жизни, иначе он не выдержал бы проверку тысячелетиями!!
Как возникала эта естественная связь с жизнью?
Прошлое уважение к слову, которое должно стать сохраняемой мудростью, было несопоставимо с нынешним. Всё начиналось с подготовки самой возможности быть в рядах носителей Слова. Выбирались достойнейшие. Далее они сами ГОТОВИЛИ себя испытаниями, отшельничеством, молитвами для восприятия мира иного, нереального, ДУХОВНОГО с его искрами озарения, предчувствия, Подсказки! (Об этом повествуют и жития святых нашей веры, от которых мы отделены всего лишь веками).
Так рождалась «боговдохновенность» Слова у тех, кому доверяли, и кто соглашался записать мудрость, ощущая себя не автором, а лишь её посыльным в мир людской!

Мы, люди современности, пронизанные насквозь уже упомянутым духом сомнения, говорим: такое объяснение не может быть проверено Опытом! Оно – нереально!
А реальна ли для нас сила духа наших предков, скажем, времён раскола, времён былинных героев жизни, времён священных войн? Способны ли мы подготовить себя долгим отшельничеством и молитвой для восприятия мира иного, нереального?!
Нет, мы честно признаём: такие высоты духа нам уже недоступны!
Так что, как минимум, иногда следует ПОМОЛЧАТЬ. И во многое вдуматься, соблюдая Правило: достраивать верхние этажи Здания нельзя, расшатывая устои фундамента! Только воспитывая в себе уважение к прошлому, мы способны рассчитывать на уважение к себе наших потомков.

6. «Компас» нашего времени
Разве у нас, живущих в сегодняшнем мире, нет своих достоинств? Мы уяснили законы логики. Настолько, что создали искусственные помощники разума. Правда, как всегда, восходя на новую ступень, не смогли уберечься от новых граней лести самому себе в превосходной степени («прелести») - гордыни, уводящей на ложные пути познания.
Но! Если, достигнув новых горизонтов, не забывать о КОМПАСЕ, РАЗЛИЧАЮЩЕМ ДОБРО И ЗЛО; оставаться в своём поиске ИСКРЕННИМ, стремиться не к славе, а к восхождению на новую ступень,- то и сегодня можно ощущать и предчувствие и вдохновение, помогающие решать трудные вопросы.
Ощущение предчувствия и вдохновения – это тоже проникновение в нас естественных откровений Жизни!
                * * *

… В Бытие много непонятного при первом прочтении. Для меня, например, одной из притягательных загадок было ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ. Толкование мудрецов древности мне недоступны. Я даже не знаю, есть ли они в обычных российских библиотеках теперь?!

Вдумываясь в мифологему о дереве познания, находишь живую связь этой загадки с другими фундаментальными вопросами. Выясняется и ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЧЕЛОВЕКА.
Итак, переходим к основной теме. Начнём с жизни. И её главного акта - рождения ребёнка.

7. О главной задаче человека с учётом памяти предков
Родители и новорождённый ребёнок. Чем наполняется их СОВМЕСТНАЯ жизнь?

Молодые родители по-новому ощутили свою взрослость. Надо растить дитя! Но РАСТИТЬ – это понятно и ощутимо: кормить, оберегать. Чувствуется и некая ИНАЯ менее ощутимая обязанность. Кажется, вот что: мы – родители – должны руководить становлением внутреннего мира нового человека?
Какая же это необъятная обязанность! Но мы молодые, наполнены силой жизни! А потом… это же по-новому интересно. И ещё… кроме силы у нас есть любовь к нашему ребёнку. Наконец, он – наше продолжение! Общее с тобой, милая! Ты понимаешь?!
- Общее? Значит, не ты и не я, а наше новое «мы»?
- Да, это общий ПЛОД нашей Любви! В нашем ребёнке ЛУЧШЕЕ, что в нас было ТОГДА! А «дальше» наступит зрелость. С какой-то новой особенностью.
- Хорошо! Но посмотри, какой же он прекрасный, НАШ малыш!

А теперь, выдохнув эту радость воспоминания о рождении перВЕНЦА, венчающего приход нового поколения, займёмся другой нашей обязанностью – думать!
Думать о воспитании.
Думать – по сути, опять ВСПОМНИТЬ. Но перед этим было воспоминание чувства. А теперь надо подключать и разум. Вспомнить разумом – значит опять обратиться к Опыту предков - к Библии.
(А что если… Ветхий Завет – это воспоминание человечества о своей духовной жизни… до рождения в реальность?!) Но это так, «в скобках». Прикосновение к запредельному!

Что повествует Библия об опыте ВОСПИТАНИЯ первого человека?
«И заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». (Быт 2. 16-17).

8. Ещё раз о дереве познания
Тему «Дерева познания» я уже пытался осмыслить. Но разговор о воспитании вновь заставляет вернуться к этому великому и очень ёмкому сюжету, заостряя внимание на нашей главной задаче!

Итак. Воспитание начинается с Родительской «заповеди»: что можно и что нельзя.
А для усвоения заповедей требовались в ответ (по умолчанию!) послушание, доверие и любовь. Причём, надо учитывать, что тогда НА ЗАРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ послушание, доверие и любовь – были понятиями простыми, ПЕРВОРОДНЫМИ. «Сомнение» – не Эдемное качество! Привнесённое!
Что же происходило далее?
Библейские темы – основа для многих сюжетов живописи прошлого. На одной из них мы видим сцену грехопадения человека: непослушание! Но недоумеваем сегодня: такое ли оно серьёзное? Неужели Отче-Бог мог рассердиться, что ЕГО ДЕТИ СЪЕЛИ ЯБЛОКО?
Не торопясь, вдумываемся.

Не яблоко! А «плод» дерева. Какого дерева? «Дерева познания». Почему дерева ПОзнания, а не дерево знания? Потому что познание это ПРОЦЕСС приобретения знаний. А плод – это уже знание.
Значит, «не ешь от дерева познания» - это ЗАПРЕТ переступать (второпях!) через процесс, через ТРУД обретения знания. Труд необходим во всех продвижениях при созревании человека. Тем более при его становлении как «образа и подобия» Бога!
Итак. Познание, оказывается, может быть только ПОстепенным!! Идти по ступеням. По степени усвоения основ жизни.
Наконец, завершающее уточнение. Дерево познания… чего? Всего помаленьку или чего-то самого главного во всём разнообразии знания? Оказывается, «ДОБРА И ЗЛА»!
Значит, вот что - ГЛАВНОЕ! Не полёт в космос, не какой-то «коллайдер»…
Мы, взрослые, всегда ли умеем отличать добро и зло, пользуясь … спичками, порохом, острым ножом, паром под давлением, бешеной энергией атома? Нет, не всегда! И без всякого колебания соглашаемся, что эти ПЛОДЫ познания предназначены не для детей!! Да, детское любопытство - тоже процесс познания. Но! Через ИГРУ! А спички – не детская забава!

Первый человек не устоял от желания «вкусить» запретный плод. Да, не по своей воле. Человеку помог носитель ЗЛА и недоверия..., посеяв СОМНЕНИЕ! Вот она – «червоточина», привнесённая в божественную обитель.
Какая уж тут Любовь? Это уже Грех, непозволительный для райского Эдема!! Будто спички в стогу сухого сена! Вот почему первородный людской Грех заставил Бога пойти на самые крайние меры. И Он НАКАЗАЛ (ужас, по мнению ювенальной юстиции!) людей и удалил их из Эдема в реальный мир, где и огонь, и острый нож и остальные опасные знания в принципе не могут быть легко срываемыми плодами.

Жизнь в Эдеме, заполненном постоянной светлой радостью – это предложение Отца, для которого желание видеть детей своих как можно ДОЛЬШЕ РЯДОМ С СОБОЙ – вполне оправдано. Мало того. Помещая детей (пусть недолго!), - в жизнь с ДОБРОМ и ЛЮБОВЬЮ, - значит, наполнить их светлой ПАМЯТЬЮ детства! (А, заодно, и памятью о недопустимости непослушания!)
Но жизнь в Эдеме, разумеется, могла лишь в воображении дать людям представление о тёмной стороне мира. А ведь человек, в отличие от ангелов, изначально был создан ИНЫМ, «из праха земного». И ему уготовано было иное постижение Жизни. Через ТРУД познания, через сомнения и «тернии» - решать божественную Задачу свободы выбора!? (Но эта тема – самостоятельная.)
(Конечно, Бог, создавший Законы Жизни, наперёд знал о многом в принципе… Но некоторая неопределённость, наверно, часть законов жизни? Например, неопределённость присутствует в выражении «и сотворил Бог человека по образу Своему»… Как «из праха земного» можно получить подобие Абсолютного Духа?)

Жизнь человека в реальном земном мире – требует постоянной защиты от ЗЛА и НЕНАВИСТИ.
Но добро и любовь (даже воображаемые, как плод Памяти о жизни в Эдеме!), дают верные ориентиры человеку на пути движения по жизни с учётом Заветов Отче.

А что же ЗЛО? Если оно проникло даже в Эдем (неохраняемый до того случая), то много ли ему надо усилий, чтобы здесь, на земле изобрести новый способ искушения человека? Простой и универсальный!
А ничего и не надо было изобретать. Достаточно ЭХА того, первого искушения: «Вкуси желание: «Я – САМ!» Сейчас, быстро! И будешь, как боги! И построишь на земле подобие рая – свой человеческий вариант»!
«Я – САМ!» - вот постоянное искушение ТОРОПЛИВО познающего человека, погружённого в реальную жизнь.
Вот она – доктрина западного мира, которой мы завидуем и склонны перенять? Или не склонны? Пока ещё вопрос! Но ювенальная юстиция категорична: ребёнок имеет те же права, что и его Родитель. (Вспомним, змей лишь искушал: будете, как боги! А ювенальная юстиция категорически настаивает: ребёнок – это божок!)
У родителя и ребёнка права уже потому должны быть разными, поскольку разные обязанности! Они во многом несопоставимы.

Люди веры продолжают надеяться в первую очередь на ДОБРО и ЛЮБОВЬ. Но окружающая их реальная жизнь давит своей далеко не всегда светлой ОСНОВОЙ! И спрашивает: так ты надеешься или убеждён в своей вере? Определись!
Одни отвечают: убеждён! И посвящают себя духовному служению.
Другие выбирают срединный «путь прихожанина»: РАБОТАТЬ, не забывая о причащении к духовному миру!
Третьи – полностью погружаются в мир рационального разума, зная РАБОТУ, ДЕЛО, отбрасывая нереальную духовность мироощущения: «здесь, в реальном мире её нет»!
- А если «здесь» - это временно? На время решения Задачи свободы выбора?
- Не морочьте мне голову мнимыми понятиями!

Наконец, есть и такие, которые понимают, что теперь надо в ОСНОВНОМ рассчитывать на собственные силы и ориентироваться на необходимые ДЕЛА жизни. Но они убеждены, что безнравственность – абсолютно недопустима. Безнравственность – это почти бес-нравственность! Любое земное Дело должно быть нравственным!
В итоге их тяга к мало осязаемому, но, всё-таки, земному понятию нравственности – становится путеводной звездой в осязаемом реальном мире.

Нравственность – позволяет сохранять естественную связь пусть неверующего, но порядочного человека… с заповедями Бога! Или (если вам так удобнее) – с заповедями тысячелетнего опыта познания жизни нашими предками.
Нравственность и Порядочность! Помогите человеку нащупать «нить Ариадны»!

Какие выводы нужно сделать сегодня, осмысливая этот тысячелетний Опыт правил воспитания – главного Дела человека за время зрелого периода жизни?
1) Без чего невозможно воспитание? Без послушания. Послушание предполагает РАЗНЫЕ права для родителя и ребёнка. Но оно же – послушание – невозможно без доверия и взаимной любви! Взаимная любовь – ОБЪЕДИНЯЕТ. Разные и объединяющие моменты – постоянное проявление Жизни!
2) И дети разные. Бывают случаи, что «ласковый телёнок двух маток сосёт!»
Но наказание за непослушание при воспитании детей БЫВАЕТ НЕОБХОДИМО! Эта абсолютно не согласуется с принципами ювенальной юстиции. Значит, её принципы НЕ ЕСТЕСТВЕННЫ, (в отличие от принципов тысячелетнего опыта).
3) Воспитание – это процесс, наполняющий внутренний мир человека нравственностью и порядочностью. Он невозможен без ТРУДА. Старательного!
А со стороны Родителя? Всей своей жизнью ЯВЛЯТЬ собой постоянный Пример!
4) Но полноценная ЗРЕЛАЯ семья (с несколькими детьми) предполагает дополнительных участников воспитания – старших и младших детей! Так у детей формируется естественная ответственность друг за друга, исключающая инфантильность и иждивенчество, как норму! В зрелой семье есть масса других граней. Например, у детей появляется возможность своё видение мира проверять глазами и чувством братьев и сестёр, то есть РОДНЫХ сверстников.
5) Самое пристальное внимание следует обращать на заявление ребёнка: «Я - САМ!» Оно может быть и допустимым, даже нужным, если созрело. Несозревшее - может прощаться на первый раз только малышу. Но ТОРОПЛИВОСТЬ ПОЗНАНИЯ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ человеком молодым, набравшим силу, но «без царя в голове» и без опыта жизни – очень опасна! Эту торопливость следует признать недопустимой!
6) Повзрослевший воспитанный человек говорит: да, теперь «я – сам», но с вашего благословения, родители мои, и с учётом вашего опыта.
Вот он – должный финал правильно выполненной главной задачи человека!
7) Завершающим процессом воспитания является созревшее и продолжающееся всю сознательную жизнь САМОВОСПИТАНИЕ человека.

Детское «хочу» не может сразу перерасти во взрослое «надо!». Должен быть переходный этап. Торопишься стать взрослым? Тогда научись взрослому умению соблюдать ДИСЦИПЛИНУ жизни.
Так что? Военное училище? Ныне это не правило, а исключение. Более реальна дисциплина спортивная. Там – авторитет тренера. (Уже – кое-что!)
А что если старшие классы, скажем, с 9 по 11, погрузить в постоянно сопутствующий дальнейшему образованию урок дисциплины. Как в военных училищах?
Хочешь получить высшее образование, учись дисциплине с постоянным привыканием к жизненно необходимому понятию «надо!» Какой же «аттестат зрелости», без умения выполнять ДОЛЖНОЕ?
Без «надо» жизни не бывает! Понимание «надо», умение его реализовать - создаёт взрослое отношение к жизни, создаёт мужчину и женщину, которые, постоянно питая Жизнь взаимной любовью, продвигают её новое человеческое наполнение!
А «хочу» без «надо» - это, всего лишь СЛЮНИ, безжизненные, инфантильные!

Закончим эти «размышления вслух» выводом.
Сегодня у молодых людей нет полноценно жизненной (а, значит, и духовной основы) для ПОСТЕПЕННОГО познания взрослой жизни. «Сейчас и сразу всё» - это поедание манящего сладостью, но невызревшего плода. За что Жизнь наказывает. Нередко сурово!
Что на эту тему предлагает европейская культура? Она «махнула рукой» на все эти «гормоны». Безнадёжно, - решила эта культура и, торжественно вручив детям презервативы, отвернувшись в сторонку, заявила: «Пусть перебесятся!». Не замечая, кто поселился в корне этого слова-отчаяния.
Так что Европа сдалась на милость… (кого?) А почему? Переполнена рациональностью при восприятии жизни! Нереальная духовность мироощущения отброшена!
И вот мы уже слышим из Европы: по требованию граждан «нетрадиционной ориентации» (слышите терминологию лукавого!?) надо исключить из документов слова «муж» и «жена». Достаточно понятия «супруги».
Открываем Библию. Она объясняет, что имя Ева означает «Жизнь». (Быт 3. 20)
Так что, Европа? Ты решила «обойтись без Евы» и распрощаться с Жизнью? Зачем же тогда запрещать мусульманам заменять вашу культуру своей? Нормальной жизнью, а не той, «интересно изуродованной», что предлагается на выставках биеннале. Выбор между «тихой экспансией» и городской свалкой - Жизнью предопределён! Так что пока не поздно, надо обращаться лицом к Жизни и её духовной основе!

А что у нас с вами, славяне, в части САМОВОСПИТАНИЯ?
Не пришло ли время и нам возродить духовное восприятие жизни? Хотя бы, (на первых порах) романтическое. Оно естественно для молодости. Не надоели боевики? Что? Там тоже элементы романтики?
Но романтики ли? А может быть, нас приучают к риску в отношениях с жизнью? Мол, как красиво! Но… совместима ли жизнь с красотой риска? Другое дело – что риск не исключён в сложных обстоятельствах. Но! ИСКАТЬ красоту в «риске жизнью… ради жизни»?! Вот где надо крепко подумать!

У древней мудрости был лозунг-девиз «Помни о смерти!»
Этот девиз предлагал понимание Жизни, как ЧАСТИ Вечности. Для одних – только «миг» между прошлым и будущим (ах, как красиво!), для других, как минимум, - будущее, заполненное жизнью их потомков. Вот и делай выбор, человек!
Древние размышляли о Жизни не торопясь! Их не подавляли постоянные заботы наилучшего выбора в гонке за удобствами. В гонке… куда? В Вечность?!

Воспитание – величайшее Дело реальной жизни человека! Оно определяет устремления молодого человека, задавая ему импульс направляющего толчка в Жизнь… и подытоживает смысл жизни родителя, определяя импульс направления его души по дороге в Вечность!
Возможно, и сама продолжающаяся Жизнь считает своим главным Делом – воспитание человека?! Первым значимым итогом которого, возможно, будет желание человека ПОМОГАТЬ Жизни в этом ГЛАВНОМ Деле?!

2012 г.


Рецензии